Перечень тем и заданий для самостоятельной работы

Тема №1. Классификация и типологизация воспитательных систем. Управление стадиями развития воспитательных систем. Цель: теоретический анализ различных моделей воспита­тельных систем; формирование умений в управлении развити­ем воспитательных систем.

Задания:

1. Выявить структуру и содержание конкретной воспитательной системы. 2. Определить этапы развития воспитательных систем. 3. Дать характеристику и показать особенности управления развитием воспитательных систем на разных этапах. 4. Разработать критерии оценки воспитательных систем.

Литература

1. Воспитательная система класса / Под ред. Е. А. Степанова. – Псков, 1998.

2. Воспитательная система школ: Эмпирическое многообразие / Под ред. Л. К. Балясной, Н. Л. Селивановой. – Йошкар-Ола, 1993.

3. Методология, теория и практика воспитательных система поиск продолжается. – М., 1996.

Тема 2. Управление развитием адаптивных воспитательных систем.

Цель: знание особенностей адаптивной воспитательной системы и управления ее развитием. Задание: смоделировать адаптивную воспитательную систему (на конкретном примере) и построить её целевую комплексную программу развития.

Тема 3. Технология основных воспитательных форм в адаптивной воспитательной системе. Цель: формирование умений в конструировании технологий и методик коллективного и индивидуального воспитания.

Задания: 1) разработка технологии и методики ситуацион­ного классного часа; 2) разработка технологии и методики классного собрания по планированию коллективного творческого дела; 3) разработка схемы системной организации воспитатель­ной работы в классе.

Тема 4. Управление развитием школьного самоуправления. Цель: знание о структуре, содержании и организации школь­ного самоуправления. Умение строить модель ШСУ. Задания: 1) определить принципы построения и организа­ции ШСУ; 2) разработать положение об органах школьного самоуправ­ления; 3) спланировать деятельность органов ШСУ; 4) разработать циклограмму функционирования ШСУ. Форма работы групповая, дискуссия, письменное оформле­ние результатов.

Литература

1. Бочкарев В. И. Социально-педагогические основы школьно­го самоуправления. – М., 1997.

2. Капустин Н. П. Целевая комплексная программа // Целос­тная система ученического самоуправления в школе. – М., 1988.

Тема 5. Методика измерения уровня воспитанности уча­щихся. Цель: ознакомление с рефлексивной методикой оценивания уровня воспитанности учащихся. Формирование умений в ее применении в практической деятельности. Задания: 1) составить анкеты для учащихся; 2) выполнить ролевую игру, оценивая себя как учащийся, как родитель своего ребенка и как педагог ученика; 3) произвести обработку анкет и заполнить карты воспитан­ности;

4) проанализировать полученный результат.

Литература:

1. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т. И. Шамовой. – М., 2002.

2. Третьяков П. И. Управление школой по результатам. – М., 2007.

Тестовые задания

Задание №1

1. Выберите правильные ответы.

Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова выделяются два основных подхода к формули­рованию понятие система:

А) указание ее целостности в качестве существенного при­знака всякой системы;

Б) совокупность тех или иных компонентов учебного процесса;

В) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

2. Подчеркните основные признаки системы.

Составныеэлементы, феноменологичность, структура, интегративные качества, функциональные характеристики системы, коммуникативные свойства, парадигмальность, целеустремленность системы, актуальность, историчность, преемственность или связи, управление.

3. Вставьте пропущенные слова в определении.

Подсистемойпонимается _______________________целостность взаимосвязанных элемен­тов, имеющая новые_____________________ свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

4. Вставьте пропущенные слова в определении.

Под педагогической системой понимается «социально обуслов­ленная _____________________взаимодействующих на основе сотрудничества меж­ду собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценно­стями участников педагогического процесса, направленная на ____________________и ____________________________ личности».

5. Выберите правильный ответ.

Образовательное учреждение рассматривается как:

А) интегрированная соци­ально-педагогическая система;

Б) взаимообуславливающая соци­ально-педагогическая система;

В) сложная соци­ально-педагогическая система.

6. Выберите правильный ответ.

Кто из ученых понимал суть образовательного процесса как «форми­рование» и усовершенствование личности?

А) Ф.Ф. Королев;

Б) П.Ф. Каптерев;

В) В.С. Лазарев.

7. Выберите правильный ответ.

Специально организо­ванное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных, вос­питательных и развивающих задач.

А) воспитательный процесс;

Б) образовательный процесс;

В) учебный процесс.

8. Установите соответствие междукомпонентами образовательного процесса и их характеристиками.

1. Стимулирующе-мотивационный А) наиболее полно отражает процес­суальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, сред­ства);
2. Целевой Б) включает в себя сочетание самоконт­роля и контроля преподавателя;
3. Содержательный В) педагог стимулирует познаватель­ный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учеб­но-познавательной деятельности;
4. Операционно-деятельностный Г) самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимся и педагогической деятельности преподавателем.
5. Контрольно-регулировочный Д) содержание чаще всего предъявляет и регули­рует преподаватель с учетом целей обучения, интересов и склонно­стей учащихся;
6. Рефлексивный Е) осознание педагогом и принятие учащимся цели и задач учебно-познавательной деятельности;

9. Выберите правильный ответ.

Одной из наиболее серьезных работ, посвященных проблеме цели в педагогике, является коллективное исследование:

А) Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко и Г.Н. Шибановой;

Б) Л.В. Занкова и В.В. Давыдова;

В) И.А.Володарской и А.М.Митиной.

10. Выберите правильный ответ.

Особое внимание уделено взаимосвязи процессов целеполагания в6

А) преподавании и учении;

Б) преподавании и воспитании;

В) преподавании и развитии.

11. Выберите правильный ответ.

Наиболее активное развитие получила отечественная дидактика (нау­ка об обучении);

А) во второй половине IX;

Б) в первой половине XX в.;

В) во второй половине XX в.

12. Закончите предложение.

Наибольшее распространение получили следующие концепции сущ­ности обучения:

1) обучение есть -_________________________________;

2) обучение —___________________________________;

3) обучение есть ________________________;

4) обучение, учение —_________________________;

5) обучение есть________________________;

6) _____________________подход к сущности обучения.

13. Выберите правильный ответ.

Какой из подходов предусматривает выявление компонентов (элементов составных частей) исследуемого объекта, определение их функционального назначения, установление связей между элементами, выявление их целеустремленности?

А) системный подход;

Б) комплексный подход;

В) личностный поход.

14. Выберите правильный ответ.

Как называется теория В. В.Давыдова?

А) теория индивидуализации обучения;

Б) теория содержательного обобщения;

В) теория активизации учения.

15. Выберите правильный ответ.

Как называется теория Ю. К. Бабанского?

А) теория личностно (индивидуально) - ориентированного обучения;

Б) концепция развивающего обучения;

В) теория оптимизации обучения.

Задание №2

1. Выберите правильный ответ.

Термин «воспитательная система» предложен:

А) И.А.Володарской и А.М.Митиной;

Б) А.Т.Куракиным и Л.И.Новиковой;

В) Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко.

2. Выберите правильный ответ.

Целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обла­дающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат называется:

А) педагогическая система;

Б) целостная система;

В) вос­питательная система.

3.Укажите соответствие между главными функциями воспитательной системы и их назначением.

1. Интегрирующая А) приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий
2. Регулирую­щая Б) обеспечивает динамику ВС, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании
3. Развиваю­щая В) упорядочивает воспитательный процесс, управление им

4. Вставьте пропущенные слова.

Специфическими признаками воспитательной системы как системы педагогической явля­ется то, что она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования ______________________________________________, а в качестве способа функ­ционирования — _______________________________.

5. Выберите правильные ответы.

Составными частями воспитательной системы, прежде всего, являются ее подсистемы:

А) дидактическая система,

Б) педагогическая система;

В) система воспитательной работы;

Г) система управления.

6. Выберите правильный ответ.

В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова выделяют глав­ное условие успешности воспитания:

А) его воспитательный характер;

Б) его развивающий характер;

В) его системный характер.

7. Кто является субъек­том системообразующей деятельности?

1. _________________________________

2._________________________________

8. Выберите правильный ответ.

На каком уровне не осуществляется управ­ление воспитательной системой?

А) социально-педагогическом; Б) организационно-педагогическом;

В) организационно-психологическом; Г) психоло­го-педагогическом.

9. Выберите правильный ответ.

Развитие воспитательной системы связано с:

А) проведением воспитательных мероприятий;

Б) введением новаций и пе­реводом их в традиции;

В) разработкой воспитательных программ и их осуществлением.

Задание №3

1. Выберите правильный ответ.

Основная парадигма современной педагогики отражает понимание человека:

А) как средства достижения цели;

Б) как саму цель: содействие развитию человека;

В) как объект для воспитания

2. Выберите правильный ответ.

Какая из теорий исходит из того, что: 1) все люди ленивы; 2) людей надо принуждать к труду экономически, административно, психологически (т. е. использовать политику «кнута и пряника»); 3) большая часть работни­ков неспособна брать на себя ответственность, неинициативна, нужда­ется в постоянном контроле.

А) теория х;

Б) теория у;

В) теория z.

3. Вставьте пропущенное слово.

В теории управления управленческая деятельность понимается как вид _______________________________деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда.

4.Выберите правильный ответ.

Какая управленческая функция направлена на формирование целей участни­ков педагогического процесса на основе мотива их деятельности, воз­никшего из потребности в данном виде деятельности.

А) информационно-аналитическая деятельность;

Б) мотивационно-целевая функция;

В)планово-прогностическая функция.

5. Выберите правильный ответ.

Какая управленческая функция определяется как вид деятель­ности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

А) органи­зационно-исполнительская функция;

Б) контрольно-диагностическая функция;

В) регулятивно-коррекционная функция.

6. Выберите правильный ответ.

Какой научный подход рассматривает систему как открытую не определенность, где требуется увязать приемы и теорию с конкретной ситуацией?

А) ситуационный подход; Б) системно-кибернетический подход; В)синергетический подход.

7. Выберите правильный ответ.

Как переводиться с греческого языка термин «синергетика»?

А) активный; Б) совместный; В) целостный.

8. Выберите правильный ответ.

Самым показательным конечным результатом любой образовательной систе­мы является:

А) уровень обученности учащихся; Б) уровень воспитанности учащихся; В) состояние здоровья учащихся.

9. Выберите правильный ответ.

Кто из ученых отмечает, что образо­ванность учащегося формируется на основе его обученности.

А) И.А. Зимняя; Б) И.С. Якиманская; В) П.Ф. Каптерев.

10. Напишите ответ.

Когда говорят о качестве образовательных систем, обычно имеют в виду ответы на четыре вопроса:

1)_______________________________________;

2)_______________________________________;

3)_______________________________________;

4)_______________________________________.

Задание № 4

1. Выберите правильный ответ.

Теоретическую основу управления развитием воспитательной системы определяет:

А) синер­гетика; Б) кибернетика; В) педагогика.

2. Выберите правильные ответы.

Управление развитием воспитательной системы может осуществляться:

А) революционным путем; Б) эволюционным путем; В) поэтапным путем.

3. Выберите правильный ответ.

Аспект управления воспитательной системой требует поиска путей оптимального включения:

А) каждого учащегося в процессы целеполагания;

Б) каждого преподавателя в процессы целеполагания;

В) каждого родителя в процессы целеполагания.

4. Выберите правильный ответ.

Управление воспитательной системой извне осуществляется:

А) органами народного образова­ния; Б) попечительским советом;

В) органами внутренних дел по делам несовершеннолетних.

5. Выберите правильный ответ.

Исследователи теории воспитательных систем считают, что управление ВС связано с созданием в образовательной среде различных:

А) секций; Б) зон; В) кружков.

Задание№5

1. Выберите правильный ответ.

Для более глубоко и правильного понимания понятия «система» Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова предлагают обратить внимание:

А) на основные свойства объектов, которые можно отнести к системам.

Б) на основные признаки объектов, которые можно отнести к системам.

В) на основные условные обозначения объектов, которые можно отнести к системам.

2. Вставьте пропущенное слово в определении.

Систем­ный подход есть направление методологии научного познания и соци­альной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как ____________________.

3. Выберите правильный ответ.

Специально организованное взаи­модействие педагогов и воспитанников, направленное на решение об­разовательных задач это:

А) воспитательный процесс; Б) образовательный процесс; В) учебный процесс.

4. Выберите правильный ответ.

Идеальный, сознательно планируемый образ результата образовательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям - это.

А) педагогические цели; В) управленческие цели; В) психологические цели.

5. Исключите лишнее.

Целями современного образования, согласно Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибановой являются:

А) помочьучащимся научиться по­знавать; Б) научиться жить вместе; В) научиться жить по совести; Г) научиться работать; Д) научиться жить в ладу с самим собой.

6. Выберите правильный ответ.

Процесс обучения может быть рассмотрен с позиций:

А) личностного подхода; Б) системного подхода; В) комплексного подхода.

7. Выберите правильный ответ.

Как называется Т. И. Шамовой? А) теория индивидуализации обучения;

Б) теория содержательного обобщения; В) теория активизации учения.

8.Выберите правильный ответ.

Кому принадлежит теория личностно (индивидуально) - ориентированного обучения?

А) Е. В. Бондаревской, Д. Г. Левитес, А. В. Петровскому, И.С. Якиманской

Б) Л. В. Занкову; В) Ю. К. Бабанскому.

9. Выберите правильный ответ.

Задача воспитательной системы:

А) интегрировать все воспитательные воздействия в целос­тный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания;

Б) интегрировать все педагогические воздействия в целос­тный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач обучения;

В) интегрировать все психологические воздействия в целос­тный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач развития личности.;

10. Выберите правильный ответ.

Какой из признаков не присущ воспитательной системе?

А) целенаправленность, Д) динамизм,
Б) целостность, Е) преемственность,
В) структурность, Ж) взаимодействие.

11. Вставьте пропущенные слова.

Под системой воспитательной работы понимается система взаимосвязанных воспитательных _____________, адекватных поставленной ___________.

12.Управ­ление ВС осуществляется на трех уровнях:

1)________________________________________;

2)________________________________________;

3) ________________________________________.

13. Выберите правильный ответ.

Какая теорий управления персоналом основана: 1) на заботе о персонале, 2) на коллегиальном принятии управленческого реше­ния, 3) организации занятости, продвижения, ответственности работника.

А) теория х; Б) теория у; В) теория z.

14. Выберите правильный ответ.

Какая управленческая функция является организационной основой уп­равления и важнейшей стадией управленческого цикла?

А) информационно-аналитическая деятельность; Б) мотивационно-целевая функция;

В)планово-прогностическая функция.

15. Выберите правильный ответ.

Какая управленческая функция предназначена для стимули­рования деятельности преподавателя и учащегося.

А) органи­зационно-исполнительская функция;

Б) контрольно-диагностическая функция; В) регулятивно-коррекционная функция.

16. Выберите правильный ответ.

Какой научный подход рассматривает­ся как целенаправленная информационно-управленческая деятельность с обязательным учетом фактора времени, уровней организации?

А) ситуационный подход;

Б) системно-кибернетический подход;

В)синергетический подход.

17. Выберите правильный ответ.

Измерять качество образования нужно для обеспечения:

А) удовлет­воренности личности своей образовательной подготовкой;

Б) удовлетворенности государства и общества образовательной подготовкой личности;

В) удовлетворенности личности своим эмоциональным и социальным развитием.

[1] Особое внимание следует обратить на единство теории и прак­тики. В практике управления должны реализовываться такие закономерности управления:

– система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами обще­ственного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отноше­ний управления, в единстве социального управления со всеми его состав­ными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления;

– между управляемой и управляющей подсистемами социаль­ной системы должна соблюдаться пропорциональность, предпола­гающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функци­онирования этих подсистем;

– между централизацией и децентрализацией функций соци­ального управления должно соблюдаться оптимальное соотноше­ние.

[2] Критерий – средство для оценочного суждения, конкретный признак, на основе которого производится оценка или классифи­кация чего-либо, определяется значимость или незначимость чего-либо, состояния объекта.

[3] Инновационные процессы в образовании /Под ред. В.И. Загвязинского.–Тюмень, 1990; Загвязинский В.И. Ор­ганизация опытно-экспериментальной работы в школе. – Тюмень, 1993; Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991; Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики.–М., 1991; Пригожин АИ. Нововведения: Стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М., 1989.

[4] Принципы представляют собой наиболее общее нормативное знание, которое формируется при реализации какой-либо конструктивно-технической задачи. Иначе говоря, принципы – это наиболее общие указания относительно того, что нужно делать, как действовать, строить или осуществлять ту или иную деятельность, чтобы получить желаемые результаты. Объективно они обусловлены состоянием соответствующей области науки (включая образовательную, технологическую, управленческую сферы) в данный период и возникающими (имеющимися) в обществе требованиями к ней.

[5] Закономерности служат теоретической основой для выработки норм, скажем, проектировочной деятельности субъектов педагогической практики, но сами по себе никаких точных указаний не содержат. Кроме того, в закономерностях косвенно заложена ориентация (в том числе диапазон, границы, ограничения) на общее направление разработки принципов.

[6] В отличие от закономерностей принципы проектирования имеют значительную субъективную составляющую в том смысле, что осуществление принципа не всегда обязательно для субъекта управления; необходимость усилия (т.е. целенаправленная работа) по реализации принципа будет видна при оценке эффективности соответствующей деятельности (управленческой, проектировочной и т.п.) субъекта практики.

[7] Каланова Ш.М. отмечает следующие принципы, на которых должна базироваться любая технология: принцип научности, доступности, наглядности, системности, последовательности, персонификации, соответствия глубины и полноты содержания. Везиров Т.Г. в диссертационном исследовании выделяет следующие требования к педагогическим технологиям: целесообразность представления учебного материала, достаточность, наглядность, полнота, современность, структурированность, уровень сложности, своевременность, полнота вопросов и ответов на них. Казакова А.Г. в своей работе, предлагает свою группу требований, содержащихся в, так называемом, «систематизированном критериальном блоке», главными в которых являются бальные показатели степени самостоятельности и активности обучения и умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы (вероятно имеется в виду, что технологии должны быть такими, чтобы поднять на требуемый уровень эти показатели).

Наши рекомендации