Перечень тем и заданий для самостоятельной работы
Тема №1. Классификация и типологизация воспитательных систем. Управление стадиями развития воспитательных систем. Цель: теоретический анализ различных моделей воспитательных систем; формирование умений в управлении развитием воспитательных систем.
Задания:
1. Выявить структуру и содержание конкретной воспитательной системы. 2. Определить этапы развития воспитательных систем. 3. Дать характеристику и показать особенности управления развитием воспитательных систем на разных этапах. 4. Разработать критерии оценки воспитательных систем.
Литература
1. Воспитательная система класса / Под ред. Е. А. Степанова. – Псков, 1998.
2. Воспитательная система школ: Эмпирическое многообразие / Под ред. Л. К. Балясной, Н. Л. Селивановой. – Йошкар-Ола, 1993.
3. Методология, теория и практика воспитательных система поиск продолжается. – М., 1996.
Тема 2. Управление развитием адаптивных воспитательных систем.
Цель: знание особенностей адаптивной воспитательной системы и управления ее развитием. Задание: смоделировать адаптивную воспитательную систему (на конкретном примере) и построить её целевую комплексную программу развития.
Тема 3. Технология основных воспитательных форм в адаптивной воспитательной системе. Цель: формирование умений в конструировании технологий и методик коллективного и индивидуального воспитания.
Задания: 1) разработка технологии и методики ситуационного классного часа; 2) разработка технологии и методики классного собрания по планированию коллективного творческого дела; 3) разработка схемы системной организации воспитательной работы в классе.
Тема 4. Управление развитием школьного самоуправления. Цель: знание о структуре, содержании и организации школьного самоуправления. Умение строить модель ШСУ. Задания: 1) определить принципы построения и организации ШСУ; 2) разработать положение об органах школьного самоуправления; 3) спланировать деятельность органов ШСУ; 4) разработать циклограмму функционирования ШСУ. Форма работы групповая, дискуссия, письменное оформление результатов.
Литература
1. Бочкарев В. И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. – М., 1997.
2. Капустин Н. П. Целевая комплексная программа // Целостная система ученического самоуправления в школе. – М., 1988.
Тема 5. Методика измерения уровня воспитанности учащихся. Цель: ознакомление с рефлексивной методикой оценивания уровня воспитанности учащихся. Формирование умений в ее применении в практической деятельности. Задания: 1) составить анкеты для учащихся; 2) выполнить ролевую игру, оценивая себя как учащийся, как родитель своего ребенка и как педагог ученика; 3) произвести обработку анкет и заполнить карты воспитанности;
4) проанализировать полученный результат.
Литература:
1. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т. И. Шамовой. – М., 2002.
2. Третьяков П. И. Управление школой по результатам. – М., 2007.
Тестовые задания
Задание №1
1. Выберите правильные ответы.
Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова выделяются два основных подхода к формулированию понятие система:
А) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;
Б) совокупность тех или иных компонентов учебного процесса;
В) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.
2. Подчеркните основные признаки системы.
Составныеэлементы, феноменологичность, структура, интегративные качества, функциональные характеристики системы, коммуникативные свойства, парадигмальность, целеустремленность системы, актуальность, историчность, преемственность или связи, управление.
3. Вставьте пропущенные слова в определении.
Подсистемойпонимается _______________________целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые_____________________ свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.
4. Вставьте пропущенные слова в определении.
Под педагогической системой понимается «социально обусловленная _____________________взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на ____________________и ____________________________ личности».
5. Выберите правильный ответ.
Образовательное учреждение рассматривается как:
А) интегрированная социально-педагогическая система;
Б) взаимообуславливающая социально-педагогическая система;
В) сложная социально-педагогическая система.
6. Выберите правильный ответ.
Кто из ученых понимал суть образовательного процесса как «формирование» и усовершенствование личности?
А) Ф.Ф. Королев;
Б) П.Ф. Каптерев;
В) В.С. Лазарев.
7. Выберите правильный ответ.
Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.
А) воспитательный процесс;
Б) образовательный процесс;
В) учебный процесс.
8. Установите соответствие междукомпонентами образовательного процесса и их характеристиками.
1. Стимулирующе-мотивационный | А) наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства); |
2. Целевой | Б) включает в себя сочетание самоконтроля и контроля преподавателя; |
3. Содержательный | В) педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности; |
4. Операционно-деятельностный | Г) самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимся и педагогической деятельности преподавателем. |
5. Контрольно-регулировочный | Д) содержание чаще всего предъявляет и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов и склонностей учащихся; |
6. Рефлексивный | Е) осознание педагогом и принятие учащимся цели и задач учебно-познавательной деятельности; |
9. Выберите правильный ответ.
Одной из наиболее серьезных работ, посвященных проблеме цели в педагогике, является коллективное исследование:
А) Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко и Г.Н. Шибановой;
Б) Л.В. Занкова и В.В. Давыдова;
В) И.А.Володарской и А.М.Митиной.
10. Выберите правильный ответ.
Особое внимание уделено взаимосвязи процессов целеполагания в6
А) преподавании и учении;
Б) преподавании и воспитании;
В) преподавании и развитии.
11. Выберите правильный ответ.
Наиболее активное развитие получила отечественная дидактика (наука об обучении);
А) во второй половине IX;
Б) в первой половине XX в.;
В) во второй половине XX в.
12. Закончите предложение.
Наибольшее распространение получили следующие концепции сущности обучения:
1) обучение есть -_________________________________;
2) обучение —___________________________________;
3) обучение есть ________________________;
4) обучение, учение —_________________________;
5) обучение есть________________________;
6) _____________________подход к сущности обучения.
13. Выберите правильный ответ.
Какой из подходов предусматривает выявление компонентов (элементов составных частей) исследуемого объекта, определение их функционального назначения, установление связей между элементами, выявление их целеустремленности?
А) системный подход;
Б) комплексный подход;
В) личностный поход.
14. Выберите правильный ответ.
Как называется теория В. В.Давыдова?
А) теория индивидуализации обучения;
Б) теория содержательного обобщения;
В) теория активизации учения.
15. Выберите правильный ответ.
Как называется теория Ю. К. Бабанского?
А) теория личностно (индивидуально) - ориентированного обучения;
Б) концепция развивающего обучения;
В) теория оптимизации обучения.
Задание №2
1. Выберите правильный ответ.
Термин «воспитательная система» предложен:
А) И.А.Володарской и А.М.Митиной;
Б) А.Т.Куракиным и Л.И.Новиковой;
В) Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко.
2. Выберите правильный ответ.
Целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат называется:
А) педагогическая система;
Б) целостная система;
В) воспитательная система.
3.Укажите соответствие между главными функциями воспитательной системы и их назначением.
1. Интегрирующая | А) приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий |
2. Регулирующая | Б) обеспечивает динамику ВС, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании |
3. Развивающая | В) упорядочивает воспитательный процесс, управление им |
4. Вставьте пропущенные слова.
Специфическими признаками воспитательной системы как системы педагогической является то, что она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования ______________________________________________, а в качестве способа функционирования — _______________________________.
5. Выберите правильные ответы.
Составными частями воспитательной системы, прежде всего, являются ее подсистемы:
А) дидактическая система,
Б) педагогическая система;
В) система воспитательной работы;
Г) система управления.
6. Выберите правильный ответ.
В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова выделяют главное условие успешности воспитания:
А) его воспитательный характер;
Б) его развивающий характер;
В) его системный характер.
7. Кто является субъектом системообразующей деятельности?
1. _________________________________
2._________________________________
8. Выберите правильный ответ.
На каком уровне не осуществляется управление воспитательной системой?
А) социально-педагогическом; Б) организационно-педагогическом;
В) организационно-психологическом; Г) психолого-педагогическом.
9. Выберите правильный ответ.
Развитие воспитательной системы связано с:
А) проведением воспитательных мероприятий;
Б) введением новаций и переводом их в традиции;
В) разработкой воспитательных программ и их осуществлением.
Задание №3
1. Выберите правильный ответ.
Основная парадигма современной педагогики отражает понимание человека:
А) как средства достижения цели;
Б) как саму цель: содействие развитию человека;
В) как объект для воспитания
2. Выберите правильный ответ.
Какая из теорий исходит из того, что: 1) все люди ленивы; 2) людей надо принуждать к труду экономически, административно, психологически (т. е. использовать политику «кнута и пряника»); 3) большая часть работников неспособна брать на себя ответственность, неинициативна, нуждается в постоянном контроле.
А) теория х;
Б) теория у;
В) теория z.
3. Вставьте пропущенное слово.
В теории управления управленческая деятельность понимается как вид _______________________________деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда.
4.Выберите правильный ответ.
Какая управленческая функция направлена на формирование целей участников педагогического процесса на основе мотива их деятельности, возникшего из потребности в данном виде деятельности.
А) информационно-аналитическая деятельность;
Б) мотивационно-целевая функция;
В)планово-прогностическая функция.
5. Выберите правильный ответ.
Какая управленческая функция определяется как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.
А) организационно-исполнительская функция;
Б) контрольно-диагностическая функция;
В) регулятивно-коррекционная функция.
6. Выберите правильный ответ.
Какой научный подход рассматривает систему как открытую не определенность, где требуется увязать приемы и теорию с конкретной ситуацией?
А) ситуационный подход; Б) системно-кибернетический подход; В)синергетический подход.
7. Выберите правильный ответ.
Как переводиться с греческого языка термин «синергетика»?
А) активный; Б) совместный; В) целостный.
8. Выберите правильный ответ.
Самым показательным конечным результатом любой образовательной системы является:
А) уровень обученности учащихся; Б) уровень воспитанности учащихся; В) состояние здоровья учащихся.
9. Выберите правильный ответ.
Кто из ученых отмечает, что образованность учащегося формируется на основе его обученности.
А) И.А. Зимняя; Б) И.С. Якиманская; В) П.Ф. Каптерев.
10. Напишите ответ.
Когда говорят о качестве образовательных систем, обычно имеют в виду ответы на четыре вопроса:
1)_______________________________________;
2)_______________________________________;
3)_______________________________________;
4)_______________________________________.
Задание № 4
1. Выберите правильный ответ.
Теоретическую основу управления развитием воспитательной системы определяет:
А) синергетика; Б) кибернетика; В) педагогика.
2. Выберите правильные ответы.
Управление развитием воспитательной системы может осуществляться:
А) революционным путем; Б) эволюционным путем; В) поэтапным путем.
3. Выберите правильный ответ.
Аспект управления воспитательной системой требует поиска путей оптимального включения:
А) каждого учащегося в процессы целеполагания;
Б) каждого преподавателя в процессы целеполагания;
В) каждого родителя в процессы целеполагания.
4. Выберите правильный ответ.
Управление воспитательной системой извне осуществляется:
А) органами народного образования; Б) попечительским советом;
В) органами внутренних дел по делам несовершеннолетних.
5. Выберите правильный ответ.
Исследователи теории воспитательных систем считают, что управление ВС связано с созданием в образовательной среде различных:
А) секций; Б) зон; В) кружков.
Задание№5
1. Выберите правильный ответ.
Для более глубоко и правильного понимания понятия «система» Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова предлагают обратить внимание:
А) на основные свойства объектов, которые можно отнести к системам.
Б) на основные признаки объектов, которые можно отнести к системам.
В) на основные условные обозначения объектов, которые можно отнести к системам.
2. Вставьте пропущенное слово в определении.
Системный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как ____________________.
3. Выберите правильный ответ.
Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач это:
А) воспитательный процесс; Б) образовательный процесс; В) учебный процесс.
4. Выберите правильный ответ.
Идеальный, сознательно планируемый образ результата образовательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям - это.
А) педагогические цели; В) управленческие цели; В) психологические цели.
5. Исключите лишнее.
Целями современного образования, согласно Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибановой являются:
А) помочьучащимся научиться познавать; Б) научиться жить вместе; В) научиться жить по совести; Г) научиться работать; Д) научиться жить в ладу с самим собой.
6. Выберите правильный ответ.
Процесс обучения может быть рассмотрен с позиций:
А) личностного подхода; Б) системного подхода; В) комплексного подхода.
7. Выберите правильный ответ.
Как называется Т. И. Шамовой? А) теория индивидуализации обучения;
Б) теория содержательного обобщения; В) теория активизации учения.
8.Выберите правильный ответ.
Кому принадлежит теория личностно (индивидуально) - ориентированного обучения?
А) Е. В. Бондаревской, Д. Г. Левитес, А. В. Петровскому, И.С. Якиманской
Б) Л. В. Занкову; В) Ю. К. Бабанскому.
9. Выберите правильный ответ.
Задача воспитательной системы:
А) интегрировать все воспитательные воздействия в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания;
Б) интегрировать все педагогические воздействия в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач обучения;
В) интегрировать все психологические воздействия в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач развития личности.;
10. Выберите правильный ответ.
Какой из признаков не присущ воспитательной системе?
А) целенаправленность, | Д) динамизм, |
Б) целостность, | Е) преемственность, |
В) структурность, | Ж) взаимодействие. |
11. Вставьте пропущенные слова.
Под системой воспитательной работы понимается система взаимосвязанных воспитательных _____________, адекватных поставленной ___________.
12.Управление ВС осуществляется на трех уровнях:
1)________________________________________;
2)________________________________________;
3) ________________________________________.
13. Выберите правильный ответ.
Какая теорий управления персоналом основана: 1) на заботе о персонале, 2) на коллегиальном принятии управленческого решения, 3) организации занятости, продвижения, ответственности работника.
А) теория х; Б) теория у; В) теория z.
14. Выберите правильный ответ.
Какая управленческая функция является организационной основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла?
А) информационно-аналитическая деятельность; Б) мотивационно-целевая функция;
В)планово-прогностическая функция.
15. Выберите правильный ответ.
Какая управленческая функция предназначена для стимулирования деятельности преподавателя и учащегося.
А) организационно-исполнительская функция;
Б) контрольно-диагностическая функция; В) регулятивно-коррекционная функция.
16. Выберите правильный ответ.
Какой научный подход рассматривается как целенаправленная информационно-управленческая деятельность с обязательным учетом фактора времени, уровней организации?
А) ситуационный подход;
Б) системно-кибернетический подход;
В)синергетический подход.
17. Выберите правильный ответ.
Измерять качество образования нужно для обеспечения:
А) удовлетворенности личности своей образовательной подготовкой;
Б) удовлетворенности государства и общества образовательной подготовкой личности;
В) удовлетворенности личности своим эмоциональным и социальным развитием.
[1] Особое внимание следует обратить на единство теории и практики. В практике управления должны реализовываться такие закономерности управления:
– система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления, в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления;
– между управляемой и управляющей подсистемами социальной системы должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;
– между централизацией и децентрализацией функций социального управления должно соблюдаться оптимальное соотношение.
[2] Критерий – средство для оценочного суждения, конкретный признак, на основе которого производится оценка или классификация чего-либо, определяется значимость или незначимость чего-либо, состояния объекта.
[3] Инновационные процессы в образовании /Под ред. В.И. Загвязинского.–Тюмень, 1990; Загвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. – Тюмень, 1993; Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991; Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики.–М., 1991; Пригожин АИ. Нововведения: Стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М., 1989.
[4] Принципы представляют собой наиболее общее нормативное знание, которое формируется при реализации какой-либо конструктивно-технической задачи. Иначе говоря, принципы – это наиболее общие указания относительно того, что нужно делать, как действовать, строить или осуществлять ту или иную деятельность, чтобы получить желаемые результаты. Объективно они обусловлены состоянием соответствующей области науки (включая образовательную, технологическую, управленческую сферы) в данный период и возникающими (имеющимися) в обществе требованиями к ней.
[5] Закономерности служат теоретической основой для выработки норм, скажем, проектировочной деятельности субъектов педагогической практики, но сами по себе никаких точных указаний не содержат. Кроме того, в закономерностях косвенно заложена ориентация (в том числе диапазон, границы, ограничения) на общее направление разработки принципов.
[6] В отличие от закономерностей принципы проектирования имеют значительную субъективную составляющую в том смысле, что осуществление принципа не всегда обязательно для субъекта управления; необходимость усилия (т.е. целенаправленная работа) по реализации принципа будет видна при оценке эффективности соответствующей деятельности (управленческой, проектировочной и т.п.) субъекта практики.
[7] Каланова Ш.М. отмечает следующие принципы, на которых должна базироваться любая технология: принцип научности, доступности, наглядности, системности, последовательности, персонификации, соответствия глубины и полноты содержания. Везиров Т.Г. в диссертационном исследовании выделяет следующие требования к педагогическим технологиям: целесообразность представления учебного материала, достаточность, наглядность, полнота, современность, структурированность, уровень сложности, своевременность, полнота вопросов и ответов на них. Казакова А.Г. в своей работе, предлагает свою группу требований, содержащихся в, так называемом, «систематизированном критериальном блоке», главными в которых являются бальные показатели степени самостоятельности и активности обучения и умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы (вероятно имеется в виду, что технологии должны быть такими, чтобы поднять на требуемый уровень эти показатели).