Перечень заданий для самостоятельной работы

Задания к Модулю 1:

1. Подготовить доклад на 5-7 минут по теме «Актуальные проблемы социальной психологии» и представить его аудитории.

2. Написать эссе на тему «Соотношение социальной психологии, социологии и общей психологии» (объем – 150-200 слов).

Задания к Модулю 2:

1. Проанализировать подходы отечественных психологов к пониманию личности с точки зрения социальной психологии. Определить, в чем специфика социально-психологического подхода к личности, в отличие от других.

2. Описать процесс собственной социализации в письменном виде.

Задание к Модулю 3:

1. Опишите условия достижения взаимопонимания между вами и другими людьми.

2. Составить глоссарий по теме «Социальная психология общения», а затем, используя понятия из составленного глоссария составить кроссворд (не менее 10 слов).

Задание к Модулю 4:

1. Опишите специфику коммуникативного поведения всех представителей малой группы, в которой вы являетесь постоянным членом.

2. Проанализировать понятия «лидерство» и «руководство» и в письменной форме сравнить эти два понятия, написать, в чем их сходство и чем они различаются.

Задание к Модулю 5:

1. Подготовить проект на тему «Современные проблемы прикладной социальной психологии»: студенты (индивидуально или в составе микрогрупп – 2-3 человека) работают по следующему плану:

A. Сформулировать одну из основных, по мнению студентов, проблем современной прикладной социальной психологии.

B. Охарактеризовать степень исследованности выбранной проблемы, что предполагает знакомство с достаточно широким объемом литературы как по социально-психологической, так и по социологической проблематике (статьи из журналов, учебники, книги по социально-психологической проблематике).

C. Предложить пути дальнейшего исследования и возможного решения рассматриваемой проблемы.

Завершающим этапом является презентация проектов на семинарском занятии с последующим групповым обсуждением. Обсуждение может вестись в разных ключах: а) в режиме сотрудничества: студенты из других подгрупп помогают доработать проблему или пути ее решения; б) в режиме полемики: студенты из других подгрупп критикуют проект и, тем самым, стимулируют работавшую над ним подгруппу защищать свою работу.

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Социальная психология»

1. Первые исторические формы социально-психологического знания.

2. Объект, предмет и структура социальной психологии.

3. Место социальной психологии в системе научного знания.

4. Связь социальной психологии с философией, социологией и общей психологией.

5. История развития отечественной социальной психологии.

6. История зарубежной социальной психологии.

7. Актуальные проблемы социальной психологии.

8. Основные направления зарубежной социальной психологии.

9. Основные методологические проблемы социальной психологии.

10. Проблема классификации методов социальной психологии.

11. Характеристика основных методов социальной психологии: наблюдение, опросы, изучение документов, тесты, эксперимент.

12. Специфические социально-психологические методы.

13. Контент-анализ как метод обработки данных социально-психологического исследования.

14. Требования к организации и проведению социально-психологического исследования.

15. Личность как предмет исследования в социологии и психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности.

16. Понимание личности и представления о ее структуре, условиях и движущих силах развития в отечественных и зарубежных теориях личности.

17. Я-концепция: понятие, структура и функции. Соотношение понятий Я-концепция, образ Я, представление личности о себе, самоотношение, самосознание.

18. Теоретические подходы к исследованию Я-концепции в отечественной психологии.

19. Теоретические подходы к исследованию Я-концепции в зарубежной психологии.

20. Социально-психологические механизмы и закономерности становления Я-концепции.

21. Понятие социализации, асоциализации, десоциализиции и ресоциализации личности.

22. Факторы и институты социализации.

23. Процесс социализации. Проблема этапности процесса социализации. Психологические механизмы социализации.

24. Социальная установка: понятие, структура и функции. Проблема аттитюда в социальной психологии.

25. Изменение социальных установок. Установки и реальное поведение человека. Стереотипы и предрассудки.

26. Методы измерения установок.

27. Понятие межличностных отношений. Отечественные концепции отношений А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева.

28. Общественные и межличностные отношения.

29. Межличностная аттракция: понятие, внешние и внутренние факторы, методы изучения и способы измерения.

30. Динамика межличностных отношений.

31. Виды межличностных отношений.

32. Проблема общения в социальной психологии.

33. Социально-психологические закономерности общения людей. Структура и функции общения.

34. Стили и средства общения.

35. Виды и уровни общения.

36. Понятие, критерии и уровни успешности общения.

37. Понятие социальной коммуникации. Структура коммуникативного процесса.

38. Психологическая обратная связь. Механизмы и виды обратной связи.

39. Условия эффективной коммуникации. Коммуникативные барьеры.

40. Понятие и структура речевой коммуникации. Функции речи в межличностном общении.

41. Речь и взаимопонимание. Основные характеристики речевого высказывания.

42. Правила, стратегии и тактики речевой коммуникации.

43. Понятие и особенности невербальной коммуникации, ее значение в процессе общения.

44. Основные каналы невербальной коммуникации.

45. Методы изучения экспрессивного поведения личности. Основные трудности интерпретации невербального поведения.

46. Психология воздействия как раздел социальной психологии.

47. Стратегии воздействия на человека. Типологии стратегий воздействия (А.Г. Ковалева, Е.Л. Доценко, Е.В. Сидоренко).

48. Средства и механизмы манипулятивного воздействия. Виды манипуляций.

49. Средства противостояния манипулятивному влиянию.

50. Способы и механизмы психологического воздействия в процессе общения.

51. Понятие социальной перцепции. Соотношение понятий: социальное восприятие, взаимопонимание и взаимопознание людей.

52. Влияние на межличностное восприятие особенностей его субъекта и объекта.

53. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

54. Понятие социального взаимодействия. Структура и виды межличностного взаимодействия.

55. Теории межличностного взаимодействия.

56. Сценарии и механизмы межличностного взаимодействия.

57. Проблема группы в социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода.

58. Проблема классификации социальных групп.

59. Основные социально-психологические характеристики группы.

60. Развитие социальной группы. Межгрупповое взаимодействие.

61. Основные направления исследования малой группы в истории социальной психологии. Хоторнские эксперименты. Хоторнский эффект.

62. Понятие малой группы. Проблема верхней и нижней границы малой группы.

63. Классификации видов малых групп.

64. Детерминанты возникновения малой группы. Взаимодействие социальных и психологических причин возникновения малой группы.

65. Основные структурные и динамические характеристики малых групп.

66. Модели группового развития (Б. Такмен, А.В. Петровский, Л.И. Уманский).

67. Проблема коллектива в отечественной социальной психологии.

68. Феномен групповой сплоченности.

69. Принятие группового решения. Базовые технологии и эффекты группового принятия решения.

70. Феномен группового давления. Конформизм.

71. Большие социальные группы: понятие, признаки, уровни развития. Виды больших групп.

72. Основные проблемы исследования больших групп в социальной психологии.

73. Психические явления в больших социальных группах.

74. Психология толпы.

75. Лидерство и его разновидности. Теории лидерства.

76. Понятие стиля руководства. Классификация стилей руководства К Левина.

77. Структура и предмет прикладной социальной психологии. Теоретические основы прикладной социальной психологии. Ее функции и задачи.

78. Специфика прикладного социально-психологического исследования.

79. Основные направления прикладных социально-психологических исследований и практической социальной психологии.

80. Основные сферы деятельности практического социального психолога.

Список обязательной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева.– 7-е изд., испр. и доп.– М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986.

3. Битянова М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.

4. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды: Учебное пособие/ А.А. Бодалев; гл. ред. Д.И. Фельдштейн. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2002.

5. Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

6. Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Наука, 1996.

7. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2011. – 576 с.

8. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Коммуникативные стратегии. Коммуникативные тактики. Успешность речевого взаимодействия: Учебное пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 1998.

9. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект Пресс, 2001.

10. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2006. – 544 с.

11. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 368 с.

12. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2011. – 800 с.

13. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003.

14. Современная зарубежная социальная психология. Тексты/ Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

15. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2002. – 335 с.

16. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии: Учебное пособие/ В.Б. Шапарь. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.

17. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2008. – 544 с.

18. Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихрев. – М., 2004. – 448 с.

2.4.1. Список дополнительной литературы

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации)/ Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1978.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989.

3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 517 с.

4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М.: МГУ, 1991.

5. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. - М.: Издательство Московского университета, 1992.

6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

7. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. Труды. – М.: Педагогика, 1983.

8. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник/ Под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРАЖМ, 2001.

9. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 1980.

10. Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. – М., 1979.

11. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2011. – 448с.

12. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984.

13. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

14. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб.: Питер, 2001.

15. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для студентов вузов/ Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004.

16. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М., 1998.

17. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений/ С. Нартова-Бочавер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

18. Сидоренков А.В. Состояние зарубежной психологии малых групп: тенденция развития и проблемы// Вопросы психологии. 2005. №6.С. 120-131.

19. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников// Мир психологии. 2007. №1.С. 27-38.

20. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

21. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002.

Наши рекомендации