II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми.
При использовании в воспитательно-образовательной работе тематического планирования большое значение имеет организация утренних бесед с детьми. Они являются важной составной частью всего педагогического процесса, так как способствуют достижению большей эффективности работы педагогов по развитию мышления и речи детей.
Беседа — это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
Беседа является одновременно методом ознакомления ребенка с окружающим миром и методом развития связной речи. Во время беседы взрослый учит ребенка логически мыслить и связно формулировать свои мысли. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Беседа требует от ребенка обдумывания своего высказывания. Вместе с мышлением развивается и речь: формируются диалогические и монологические формы связной речи, умение слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.
Проведение утренних бесед с детьми имеет свои цели:
• введение детей в тему недели;
• активизацию их личного опыта, систематизацию и уточнение представлений, по
лученных детьми в процессе их повседневной жизни, а также специально организо
ванных занятий;
• закрепление и обогащение знаний, помощь детям в более глубоком и полном вос
приятии действительности.
Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание утренних бесед с детьми напрямую связано с темой недели.
Хотя для утренних бесед с детьми мы предлагаем определенный набор вопросов, но их содержание в течение недели меняется. В понедельник проводится вводная беседа или беседа, предваряющая получение детьми новых знаний. Она является связующим звеном между имеющимся у детей опытом и знаниями, которые они приобретут. Ее цель — выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. В утренние часы вторника, среды и четверга целесообразно проводить беседы, сопровождающие приобретение нового опыта. Их цель — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта; помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. В пятницу проводится беседа заключительная или обобщающая. Цель обобщающей беседы — систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Именно этот тип беседы, по мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, более всего способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения3.
Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, чтобы мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и пробудить интерес к предстоящим занятиям, вызывать желание участвовать в беседе. Поэтому начать беседу можно с воспоминания педагога, с рассматривания игрушки, предмета, картины; можно использовать загадки, прочитать стихотворение, имеющие прямое отношение к теме беседы.
3 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: «Академия», 2000.
з-г«в 17
В основной части беседы перед детьми последовательно ставят вопросы, с целью активизировать их мышление и речевую деятельность. Воспитатель дает объяснения, подтверждает детские ответы, обещает их, вносит добавления, поправки.
Окончание беседы должно характеризоваться определенной завершенностью, содержать обобщающие выводы по всей беседе. В окончании вводной беседы целесообразно оставить ряд вопросов без ответа, а в заключение предложить детям ответить на них в процессе занятий («Сегодня на занятии мы узнаем... увидим... проверим...»). В окончании заключительной беседы дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).
Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.
Проводятся утренние беседы с небольшими подгруппами детей. Если тема занятия требует активизации знаний и опыта детей всей группы, то воспитатель может собрать их в кружок возле себя в промежуток времени между утренней гимнастикой и завтраком.
Успех беседы и достижение ее целей зависит от эмоциональности ее проведения, использования наглядного материала, стихов, загадок, а также от умения педагога пробудить активность детей, привлечь их к участию в беседе.
При этом важно помнить, что беседа предполагает равноправное участие в ней всех собеседников. Поэтому воспитатель, хотя инициатива в беседе и принадлежит ему, не должен превращать беседу в свой монолог. Эффективность утренней беседы для речевого развития детей будет достаточно высокой лишь тогда, когда дети смогут активно высказываться и будут уверены в том, что собеседники их внимательно выслушают. Следовательно, большая часть времени беседы должна отводиться высказываниям детей. При этом воспитатель активно способствует развитию у детей навыков культуры речи: дети учатся внимательно слушать того, кто говорит; не отвлекаться; не перебивать собеседника; сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав, пока закончит речь другой участник беседы.
Важное значение для эффективности утренних бесед имеет то, как сформулированы вопросы воспитателя к детям. Вопросы должны быть четкими, достаточно краткими и понятными детям. Поэтому воспитатель продумывает их накануне, возможно, делает для себя памятку, записывает перечень вопросов.
Взаимодействие с родителями
Не менее важно для эффективного развития детей установление тесного контакта с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями необходимо всегда, поскольку именно семья играет решающую роль в воспитании ребенка дошкольного возраста, а родители - самые важные, главные, значимые для него люди. Традиционными формами сотрудничества с семьей в дошкольном учреждении считаются родительские собрания и индивидуальные беседы.
Но, как правило, родители наших детей - люди очень занятые, и нередко им совершенно некогда побеседовать с воспитателем, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка.
Выручает нас в этом случае наглядная информация. Это могут быть материалы, которые мы вывешиваем на стенды или помещаем в папки-передвижки. Современная форма -информационные листки, которые представляют собой листы формата А4 с краткой и наиболее ценной для родителей информацией. Такие листки выдаются каждому родителю, что подчеркивает внимание дошкольного учреждения к семье, желание педагогов сотрудничать с родителями воспитанников.
Информация, которая помещается на стендах, папках-передвижках, информационных листках, должна удовлетворять нескольким требованиям:
• Во-первых, конкретностьэтой информации. Если это советы психолога, то они
должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития
детей дошкольного возраста. Если тематика связана со здоровым образом жизни, то
не стоит начинать с анатомии и возрастной физиологии ребенка.
Поэтому, если материал помещается в папку-передвижку, то это должна быть не одна толстая большая папка, где собрано ассорти из информации по всем вопросам дошкольного образования. Лучше, если папок будет несколько, и у каждой есть хорошо видное, напечатанное большими буквами название, например: «Здоровье детей», «Подготовка к школе», «Советы психолога», «Умственное развитие ребенка-дошкольника», «Правильно ли говорит ваш ребенок» и т.д.
Конечно же, следует обратить особое внимание на оформление папок. В уголке для родителей не должно быть канцелярских бумажных папок с ботиночными тесемками, придерживайтесь современного стиля - пусть это будут пластиковые папки с файлами, где информация если и не отпечатана на компьютере или пишущей машинке, то хотя бы аккуратно написана от руки. Кстати, оформление информации на компьютере в наши дни, я думаю, не является проблемой: если компьютера с принтером нет в детском саду, то наверняка кто-то из родителей имеет к ним доступ и не откажется вам помочь. В этом случае у вас есть гарантия того, что хотя бы один из родителей ваш материал прочтет.
• Во-вторых, доступностьматериала. При отборе информации следует учитывать,
что родители наших детей - люди очень разные и по образованию, и по професси
ям, и по социальному статусу. Поэтому материал не должен изобиловать специаль
ной терминологией, оформлен простыми и короткими предложениями.
• В-третьих, краткостьматериала. Как уже было отмечено, у родителей зачастую не
хватает времени для чтения больших статей, перелистывания толстых папок с под
борками различных материалов. И потом, посудите сами, что легче запомнить -
длиннющую статью на 10 страницах или оформленное на одном листе резюме в ви
де кратких тезисов?
В информационных листках мы помещаем рекомендации для домашних занятий с детьми и задания, которые родители могут выполнить вместе с ребенком. Это бывают задания на закрепление материала, пройденного в группе, или задания, предваряющие объяснение нового материала. Эти задания нужны для того, чтобы занятие по ознакомлению с окружающим миром не превратилось в монолог воспитателя. Родители, которые с готовностью откликаются на наши просьбы и занимаются с детьми дома, отмечают, что эти домашние задания очень помогают им в установлении контакта с детьми и организации занятий с ними, а также воспитывают у детей чувство ответственности - ребенок сам напоминает родителю о необходимости выполнить домашнее задание, прочитать книгу.
В брошюре мы приводим примеры таких информационных листков для родителей.
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
Тема наших занятий на этой неделе - «Правила и безопасность дорожного движения». Просим вас всегда помнить о том, что именно вы являетесь для вашего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Поэтому не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице.
К моменту поступления ребенка в школу он должен четко усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
• играть только в стороне от дороги;
• переходить улицу там, где обозначены пешеходные переходы, где их нет - на пере
крестках по линии тротуаров;
• переходить улицу только шагом, не бежать;
• посмотреть при переходе улицы сначала налево, а потом направо;
• при переходе улицы следить за сигналами светофора;
• не пересекать путь приближающемуся транспорту;
• входить в любой вид транспорта и выходить из него только тогда, когда он стоит,
нельзя прыгать на ходу;
• не высовываться из окна движущегося транспорта;
• выходить из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или
обочине дороги;
• не выезжать на велосипеде на проезжую часть;
• если ты потерялся на улице, не плачь, попроси милиционера помочь тебе, назови
свой домашний адрес.
Светофор
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:,
«Свет зеленый - проходи. Желтый - лучше подожди. Если свет зажегся красный -Значит, двигаться опасно! Стой!
Пускай пройдет трамвай, Наберись терпения! Изучай и уважай
Правила движения!»
Р. Фархади