II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми.

При использовании в воспитательно-образовательной работе тематического планиро­вания большое значение имеет организация утренних бесед с детьми. Они являются важ­ной составной частью всего педагогического процесса, так как способствуют достижению большей эффективности работы педагогов по развитию мышления и речи детей.

Беседа — это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовлен­ный диалог на заранее выбранную тему.

Беседа является одновременно методом ознакомления ребенка с окружающим миром и методом развития связной речи. Во время беседы взрослый учит ребенка логически мыс­лить и связно формулировать свои мысли. В беседе ребенок должен припоминать, ана­лизировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Беседа требует от ребенка обдумывания своего высказывания. Вместе с мышлением развивается и речь: формируются диалогические и монологические формы связной речи, умение слу­шать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Проведение утренних бесед с детьми имеет свои цели:

• введение детей в тему недели;

• активизацию их личного опыта, систематизацию и уточнение представлений, по­
лученных детьми в процессе их повседневной жизни, а также специально организо­
ванных занятий;

• закрепление и обогащение знаний, помощь детям в более глубоком и полном вос­
приятии действительности.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с ок­ружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятель­ностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание утренних бесед с детьми напрямую связано с темой недели.

Хотя для утренних бесед с детьми мы предлагаем определенный набор вопросов, но их содержание в течение недели меняется. В понедельник проводится вводная беседа или беседа, предваряющая получение детьми новых знаний. Она является связующим звеном между имеющимся у детей опытом и знаниями, которые они приобретут. Ее цель — вы­явить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. В утренние часы вторника, среды и четверга целесообразно проводить беседы, сопровождающие приоб­ретение нового опыта. Их цель — стимулировать и направлять внимание детей на бо­лее богатое и целесообразное накопление опыта; помочь детям получить ясные, отчетли­вые представления, дополнить их знания. В пятницу проводится беседа заключительная или обобщающая. Цель обобщающей беседы — систематизировать, уточнить и расши­рить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Имен­но этот тип беседы, по мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, более всего способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме об­щения3.

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, чтобы мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и пробудить интерес к предстоящим занятиям, вызывать же­лание участвовать в беседе. Поэтому начать беседу можно с воспоминания педагога, с рассматривания игрушки, предмета, картины; можно использовать загадки, прочитать стихотворение, имеющие прямое отношение к теме беседы.

II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми. - student2.ru 3 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольни­ков. - М.: «Академия», 2000.

з-г«в 17

В основной части беседы перед детьми последовательно ставят вопросы, с целью активизировать их мышление и речевую деятельность. Воспитатель дает объяснения, под­тверждает детские ответы, обещает их, вносит добавления, поправки.

Окончание беседы должно характеризоваться определенной завершенностью, содер­жать обобщающие выводы по всей беседе. В окончании вводной беседы целесообразно оставить ряд вопросов без ответа, а в заключение предложить детям ответить на них в процессе занятий («Сегодня на занятии мы узнаем... увидим... проверим...»). В окончании заключительной беседы дети или воспитатель делают обобщение (заключи­тельный рассказ).

Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слу­шанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Проводятся утренние беседы с небольшими подгруппами детей. Если тема занятия требует активизации знаний и опыта детей всей группы, то воспитатель может собрать их в кружок возле себя в промежуток времени между утренней гимнастикой и завтраком.

Успех беседы и достижение ее целей зависит от эмоциональности ее проведения, ис­пользования наглядного материала, стихов, загадок, а также от умения педагога пробудить активность детей, привлечь их к участию в беседе.

При этом важно помнить, что беседа предполагает равноправное участие в ней всех собеседников. Поэтому воспитатель, хотя инициатива в беседе и принадлежит ему, не должен превращать беседу в свой монолог. Эффективность утренней беседы для речевого развития детей будет достаточно высокой лишь тогда, когда дети смогут активно высказы­ваться и будут уверены в том, что собеседники их внимательно выслушают. Следователь­но, большая часть времени беседы должна отводиться высказываниям детей. При этом воспитатель активно способствует развитию у детей навыков культуры речи: дети учатся внимательно слушать того, кто говорит; не отвлекаться; не перебивать собеседника; сдер­живать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав, пока за­кончит речь другой участник беседы.

Важное значение для эффективности утренних бесед имеет то, как сформулированы вопросы воспитателя к детям. Вопросы должны быть четкими, достаточно краткими и по­нятными детям. Поэтому воспитатель продумывает их накануне, возможно, делает для се­бя памятку, записывает перечень вопросов.

Взаимодействие с родителями

Не менее важно для эффективного развития детей установление тесного контакта с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями необходимо всегда, поскольку именно семья играет решающую роль в воспитании ребенка дошкольного возраста, а роди­тели - самые важные, главные, значимые для него люди. Традиционными формами со­трудничества с семьей в дошкольном учреждении считаются родительские собрания и ин­дивидуальные беседы.

Но, как правило, родители наших детей - люди очень занятые, и нередко им совершен­но некогда побеседовать с воспитателем, обсудить проблемы развития и воспитания сво­его ребенка.

Выручает нас в этом случае наглядная информация. Это могут быть материалы, кото­рые мы вывешиваем на стенды или помещаем в папки-передвижки. Современная форма -информационные листки, которые представляют собой листы формата А4 с краткой и наи­более ценной для родителей информацией. Такие листки выдаются каждому родителю, что подчеркивает внимание дошкольного учреждения к семье, желание педагогов сотрудничать с родителями воспитанников.

Информация, которая помещается на стендах, папках-передвижках, информационных листках, должна удовлетворять нескольким требованиям:

• Во-первых, конкретностьэтой информации. Если это советы психолога, то они
должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития
детей дошкольного возраста. Если тематика связана со здоровым образом жизни, то
не стоит начинать с анатомии и возрастной физиологии ребенка.

Поэтому, если материал помещается в папку-передвижку, то это должна быть не одна толстая большая папка, где собрано ассорти из информации по всем вопросам дошкольного образования. Лучше, если папок будет несколько, и у каждой есть хо­рошо видное, напечатанное большими буквами название, например: «Здоровье де­тей», «Подготовка к школе», «Советы психолога», «Умственное развитие ребенка-дошкольника», «Правильно ли говорит ваш ребенок» и т.д.

Конечно же, следует обратить особое внимание на оформление папок. В уголке для родителей не должно быть канцелярских бумажных папок с ботиночными тесемка­ми, придерживайтесь современного стиля - пусть это будут пластиковые папки с файлами, где информация если и не отпечатана на компьютере или пишущей ма­шинке, то хотя бы аккуратно написана от руки. Кстати, оформление информации на компьютере в наши дни, я думаю, не является проблемой: если компьютера с прин­тером нет в детском саду, то наверняка кто-то из родителей имеет к ним доступ и не откажется вам помочь. В этом случае у вас есть гарантия того, что хотя бы один из родителей ваш материал прочтет.

• Во-вторых, доступностьматериала. При отборе информации следует учитывать,
что родители наших детей - люди очень разные и по образованию, и по професси­
ям, и по социальному статусу. Поэтому материал не должен изобиловать специаль­
ной терминологией, оформлен простыми и короткими предложениями.

• В-третьих, краткостьматериала. Как уже было отмечено, у родителей зачастую не
хватает времени для чтения больших статей, перелистывания толстых папок с под­
борками различных материалов. И потом, посудите сами, что легче запомнить -
длиннющую статью на 10 страницах или оформленное на одном листе резюме в ви­
де кратких тезисов?

В информационных листках мы помещаем рекомендации для домашних занятий с детьми и задания, которые родители могут выполнить вместе с ребенком. Это бывают задания на закрепление материала, пройденного в группе, или задания, предваряющие объяснение нового материала. Эти задания нужны для того, чтобы занятие по ознакомле­нию с окружающим миром не превратилось в монолог воспитателя. Родители, которые с готовностью откликаются на наши просьбы и занимаются с детьми дома, отмечают, что эти домашние задания очень помогают им в установлении контакта с детьми и организации за­нятий с ними, а также воспитывают у детей чувство ответственности - ребенок сам напо­минает родителю о необходимости выполнить домашнее задание, прочитать книгу.

В брошюре мы приводим примеры таких информационных листков для родителей.


II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми. - student2.ru


II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми. - student2.ru

 

II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми. - student2.ru


II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми. - student2.ru


II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми. - student2.ru


Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

Тема наших занятий на этой неделе - «Правила и безопасность дорожного движения». Просим вас всегда помнить о том, что именно вы являетесь для вашего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Поэтому не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице.

К моменту поступления ребенка в школу он должен четко усвоить и соблюдать следую­щие правила поведения на улице и в транспорте:

• играть только в стороне от дороги;

• переходить улицу там, где обозначены пешеходные переходы, где их нет - на пере­
крестках по линии тротуаров;

• переходить улицу только шагом, не бежать;

• посмотреть при переходе улицы сначала налево, а потом направо;

• при переходе улицы следить за сигналами светофора;

• не пересекать путь приближающемуся транспорту;

• входить в любой вид транспорта и выходить из него только тогда, когда он стоит,
нельзя прыгать на ходу;

• не высовываться из окна движущегося транспорта;

• выходить из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или
обочине дороги;

• не выезжать на велосипеде на проезжую часть;

• если ты потерялся на улице, не плачь, попроси милиционера помочь тебе, назови
свой домашний адрес.

Светофор

У любого перекрестка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:,

«Свет зеленый - проходи. Желтый - лучше подожди. Если свет зажегся красный -Значит, двигаться опасно! Стой!

Пускай пройдет трамвай, Наберись терпения! Изучай и уважай

Правила движения!»

Р. Фархади


II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми. - student2.ru


II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми. - student2.ru


II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми. - student2.ru


II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми. - student2.ru

Наши рекомендации