I.2.3. Коррекционно-развивающая работа с детьми
Имеющими нарушения зрения
Для детей с нарушениями зрения в нашей стране существуют специальные учебно-воспитательные учреждения: детские сады, школы. В школах-интернатах, как правило, находятся дети с тяжелыми нарушениями зрения[6].
Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.
В дошкольных учреждениях содержание и методы коррекционно-воспитательной работы с этой категорией детей направлены, в первую очередь, на развитие компенсаторных механизмов и на сохранение остаточного зрения. Для этого проводятся систематические мероприятия и занятия по развитию и охране остаточного зрения, развитию осязания и мелкой моторики рук, формированию навыков ориентировки в пространстве, навыков самообслуживания, оздоровлению детей, по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы.
Программы для незрячих и слабовидящих детей соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала и построены с учетом особенностей развития детей с нарушениями зрения.
В ряде случаев слабовидящие дошкольники посещают обычные детские сады. В случае ухудшения их зрения они переводятся в специальные детские сады.
Успешность компенсаторной перестройки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспитания. В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни. Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого и слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения. В процессе воспитания и обучения ребенка необходима регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.
Специальные школы дают учащимся цензовое неполное среднее и среднее образование.
В связи с замедленностью чтения и письма по системе Брайля, увеличением времени на ознакомление с объектами окружающей среды срок обучения увеличивается и составляет в итоге 12 лет.
Возможно обучение ребенка с нарушениями зрения и в домашних условиях. Обучение на дому осуществляет специалист-тифлопедагог. Он знает психологические особенности незрячих и слабовидящих детей, владеет методами и методикой их обучения, строго выполняет все рекомендации офтальмолога. Только в этом случае обучение детей в домашних условиях будет эффективным.
Коррекционная работа при обучении и воспитании должна быть направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на сохранную анализаторную сеть: слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.
Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Компенсация основного дефекта происходит в условиях наиболее эффективной организации системы; методов обучения и воспитания детей со зрительными нарушениями, направленных на максимальное развитие каждого ребенка.
Первоочередной задачей тифлопедагогов является воспитание высших психических процессов, коррекция познавательной деятельности и личностного развития детей с нарушениями зрения.
В качестве средств коррекции и компенсации нарушенного и отсутствующего зрения предусмотрена тифлотехника. К тифлотехнике относятся технические устройства с практическим приложением, методы помощи людям со зрительной недостаточностью, оптические приспособления, тифлоприборы, машины, аппараты. Очки, лупы, приборы для рельефного черчения и рисования, тренажеры, звуковые мишени, звучащие мячи, ультразвуковые локаторы, звуковые маяки, читающие машины, рельефно-графические и плоскопечатные пособия помогают в процессе учебно-воспитательной, лечебно-профилакти-ческой, санитарно-гигиенической и восстановительной работах.
Большое внимание уделяется формированию конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предмета, чертежно-измерительных действий, сигнальных признаках предметов и объектов живой и неживой природы при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения.
В результате специальной коррекционной работы дети с дефектами зрения достигают хороших результатов в интеллектуальном развитии, приобретают положительные черты личности, необходимые для активного участия в жизни общества.
Профориентация лиц с нарушенным зрением ведется с учетом медицинских показаний и противопоказаний, установленных НИИ глазных болезней им. Гельмгольца.
Значительное число лиц с нарушенным зрением трудится на промышленных предприятиях. Среди незрячих много рационализаторов и изобретателей. Достойное место занимают они и в мире науки, искусства, литературы. В их числе замечательные композиторы и музыканты. Имена выпускников Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV видов – единственного общеобразовательного учреждения в Республике Башкортостан для детей с нарушениями зрения (№ 28) города Уфы известны далеко за пределами Республики Башкортостан. Среди них: кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения, старший научный сотрудник ГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования Венера Закировна Денискина; кандидат философских наук, преподаватель МГУ Алексей Романов; композитор Салават Низамутдинов; заслуженный мастер спорта, 13-кратная паралимпийская чемпионка по легкой атлетике Римма Баталова; заслуженный мастер спорта по легкой атлетике Виктория Чернова; заслуженный мастер спорта по дзюдо Вениамин Мичурин; заслуженный мастер спорта по легкой атлетике Ильдар Помыкалов и др.
Нарушение зрительной функции не препятствует преподавательской деятельности в высших и средних специальных учебных заведениях, общественной деятельности, работе по организации производства. Популярны среди незрячих профессии массажиста, музыканта, настройщика музыкальных инструментов, библиотекаря, а также специальности сельскохозяйственного направления и т.д.
Контрольные вопросы для рефлексии
1. Каковы задачи сурдопсихологии и сурдопедагогики?
2. Охарактеризуйте общие и специальные закономерности психического развития детей с нарушениями слухового анализатора.
3. На какие особенности поведения детей следует обращать внимание, если у них предполагается нарушение слуха?
4. В чем специфика обучения детей с нарушениями слухового анализатора?
5. Какие задачи решает тифлопедагогика и тифлопсихология?
6. Назовите причины нарушения зрения. Каковы критерии их выделения?
7. Какова роль деятельности в психическом развитии слепых и слабовидящих и в компенсации отклонений, связанных с нарушениями зрения?
8. Охарактеризуйте направления профпригодности людей с нарушениями зрительной и слуховой функций.
Литература
1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1987.
2. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.
3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.
4. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. – М., 1992.
5. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики //Дефектология. – 1998. – № 2.
6. Земцова М.Н. Пути компенсации слепоты. – М., 1956.
7. Земцова М.Н. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.
8. Каплан А.И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение). – М., 1979.
9. Леонгард Э.И., Самсонов Е.Г. Система формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха // Инновация в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.
10. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
11. Муратов Р.С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников. – М., 1968.
12. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. – М., 1998.
13. Руленкова Л.И. Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха с использованием верботонального метода // Инновация в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.
14. Синякин В.А., Нудельман Н.Н. Особенности психического развития глухого ребенка. – М., 1985.
15. Слепой ребенок в семье: (Книга для родителей) / Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР; Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1989. – 59 с.
16. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.
17. Тимохин В.П. Сурдопедагогика. – М., 1985.
18. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Книга для воспитателей. – М., 1995.