Эмоционально образных методов в

ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Ученые должны обладать достаточной

широтой взглядов, чтобы понять, что жар-

гон преподавателей пения не совсем фанта-

стичен, он основан, может быть бессозна-

тельно, на своеобразном комплексе все же

вполне реальных физиологических факторов.

В. Бартоломью

Как уже не раз упоминалось, широко распространенные в во-

кальной педагогике эмоционально-образные методы типа «как

будто» и др., которыми пользуются мастера вокального искусства

242 В.П. Морозов

в своих представлениях о певческом процессе и педагоги при обу-

чении молодых певцов, часто подвергаются критике как якобы «не

научные», «знахарские», чуть ли не шарлатанские, одним словом,

«недостойные грамотного вокального педагога». Таких мнений за

последние полстолетия общения с вокалистами мне довелось дос-

таточно наслышаться и даже читать. Однако в руках талантливых

вокальных педагогов этот метод делает чудеса. Чем это объяс-

нить? Поэтому давно назрела необходимость научного обоснова-

ния эмоционально-образных методов с позиций фундаментальных

академических наук - физиологии и психологии. В значительной

мере это было уже сделано мною ранее (Морозов, 1965, 1967,

1977, 1983, 1994, 2000, 2001 в и др.), а также во всех предыдущих

разделах данной монографии. В этом же разделе я привожу ряд

специальных психофизиологических аргументов в защиту эмо-

ционально-образного метода, опираясь на труды крупнейших уче-

ных - академиков И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.А. Ухтомского,

Д.Н. Узнадзе, П.В. Симонова и других, а также К.С. Станиславского.

О художественном и мыслительном

Типах певцов

Традиция парного рассмотрения мето-

дов мышления восходит к эпохе антично-

сти. От древнегреческих терминов aisthetikos

(чувственный, схватываемый чув-

ствами) и noetikos (мыслимый, познавае-

мый интеллектом) можно проследить

длинный путь к современным философ-

ским и эстетическим концепциям.

А.С. СОКОЛОВ

Сказанное в предыдущем разделе не означает, что все певцы

склонны к такому образному и метафорическому представлению

своего голоса. Представления певца (и педагога!) о голосе и меха-

низмах его образования сильно зависят от того, к какому психоло-

гическому типу принадлежит данный человек: к «эмоционально-

художественному» или рационалистическому, «мыслительному».

Понятие «художественного» типа человека было выдвинуто

академиком И.П. Павловым наряду с понятием «мыслительного»

типа. Различие между данными типами Павлов видел в том, что

для «мыслителя» характерно рационально-аналитическое, поэле-

ментное восприятие действительности, а для «художника» - эмо-

ционально-образное, целостное восприятие. Аналогичное пред-

ставление было высказано еще Б. Паскалем (1623-1663). Он писал

Искусство резонансного пения 243

Рис. 69. Разные люди могут совершенно по-разному эмоционально реагировать на од-

но и то же событие. Это было известно еще Гиппократу (ок. 400 л. до н.э.) Он разде-

лял людей по этому признаку на четыре типа (темперамента), которые художник

X. Бидструп изобразил на этом рисунке: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

Столь же существенно могут различаться по восприятию окружающего мира предста-

вители и других человеческих типов: «художники» и «мыслители» (по классификации

И.П. Павлова), т.е. «лирики» и «физики».

244______________________В.П. Морозов____________________

о двух типах ума: математическом, основанном на отвлечен-

ных представлениях о действительности (в котором нетрудно уз-

нать «мыслителя» по Павлову) и непосредственном, для

которого характерно непосредственное чувственное восприятие

действительности («художник» по Павлову). «Ум сугубо матема-

тический будет правильно работать... если ему заранее известны

все определения и начала. В противном случае он сбивается с тол-

ку и становится невыносим... А ум, познающий непосредственно, не

способен терпеливо доискиваться первоначал, отвлеченных понятий,

с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему непривыч-

ных... Математики редко бывают способны к непо-

с р е д с т в е н н о м у п о з н а н и ю , а п о з н а ю щ и е н е п о с р е д -

ственно - к математическому...» (Паскаль, изд. 1990). По-

пытки аналогичной классификации людей в литературе можно

встретить неоднократно1.

Важно подчеркнуть, что «художественный» и «мыслительный»

типы были выделены И.П. Павловым как специфические че-

ловеческие типы, в отличие от известных четырех гиппокра-

товских типов (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник- см.

рис. 69), описанных Павловым и его последователями (Б.М. Теплов,

В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева и др.) в категориях силы, подвиж-

ности и уравновешенности нервных процессов и распространяе-

мых им и на мир животных.

Причина эмоциональности и художественной одаренности та-

ится в свойствах и строении нашего мозга. Он асимметричен: ле-

вое полушарие рациональное, абстрактно-логическое и речевое -

там расположены речевые центры (Брока и Вернике), а правое -

эмоциональное, образное и музыкальное (Морозов, Вартанян, Га-

лунов и др., 1988; Симонов, 1962, 1981; Медушевский, 1993). Дан-

ное явление известно в науке под названием функциональная

асимметрия головного мозга (ФАМ).

Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антро-

пологом Брока (P. Broka), а также в 1874 г. Вернике (С. Wernicke)

и блестяще продолженные в наше время Роджером Сперри

(R.W. Sperry), удостоенным за эти работы Нобелевской премии в

1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого

полушария мозга в обеспечении абстрактнологической и речевой

вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с

' См., например, обзор А.С. Соколова «О типологии методов художественного мышле-

ния» (1994), Э.А. Голубевой «Опыт сравнения типологий В. Освальда и И.П. Павлова в све-

те различных подходов к анализу индивидуальных различий» (1994) и др.

Искусство резонансного пения 245

тем целый ряд современных зарубежных и отечественных работ

свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке

эмоционально-образной невербальной информации (см. обзоры:

Морозов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969).

Это проявляется в частности в том, что слова человек лучше по-

нимает и запоминает правым ухом, а эмоциональную интонацию -

левым (левое ухо анатомически связано с правым полушарием

мозга, а правое ухо - с левым полушарием). Поэтому, преоблада-

ние у человека активности правого или левого полушария опреде-

ляет склонность его к эмоционально-образному (художники, му-

зыканты) или рационально-логическому (математики, программи-

сты и др.) мышлению, т.е. принадлежность человека к художест-

венному или мыслительному типу (по И.П. Павлову).

Наши исследования показали, что вокалисты принадлежат в

большинстве своем к художественному типу, хотя определенная

их часть относится и к мыслительному (см.: Морозов, 1994). Среди

музыкантов, особенно композиторов, также имеются не только

«художники», но и значительная часть «мыслителей» (Соколов,

1992, 1994; Петров, Бояджиева, 1996).

Последнее обстоятельство важно учитывать в вокально-

педагогической практике при общении педагога с уче-

ником: если студент-«художник» лучше понимает эмоционально-

образный язык педагога, то студент-«мыслитель» предпочитает

логическое объяснение процесса пения. «Мыслитель» должен по-

нять механизм умом, а «художник» легче постигает интуитивно,

через эмоциональный образ и показ.

Вместе с тем, «художник» и «мыслитель» есть в каждом из лю-

дей, только в разных пропорциях. Существуют люди, щедро наде-

ленные как мыслительными, так и художественными способно-

стями (подобно Леонардо да Винчи и др.). И это дает им большие

преимущества в достижении успеха как в мыслительной, так и в

художественной сферах, в частности в музыкальном искусстве.

«Не одно только сердце производит прекрасное, прочувствован-

ное, патетическое, страстное и чарующее, - писал А. Шёнберг. -

И не один только рассудок способен создавать хорошо сконст-

руированное, упорядоченное, логическое и сложное. Все, что об-

ладает в искусстве высшей ценностью, обязано явить и сердце и

рассудок» (Шёнберг, 1989).

Таким образом, хорошо развитые эмоциональная и рациональ-

ная сферы - это два крыла, на которых человек поднимается к

вершинам своего творчества. Абсолютный эмоционализм или го-

246 В. П. Морозов

лый рационализм мало чего стоят в искусстве, как, впрочем, и в

жизни. Птицы с одним крылом не летают. Но тем не менее у ху-

дожника должно преобладать эмоционально-образное начало (т.е.

функция правого полушария мозга), ибо оно окрашивает мышле-

ние художника в яркие тона метафор, образов, сравнений, анало-

гий (отсюда метод «как будто»). Преобладание левого полушария

накладывает на творчество музыканта печать рационализма, что у

композиторов, например, проявляется в специфике формы музы-

кальных сочинений (Соколов, 1994; Петров, Бояджиева, 1996), а у

певцов - в формальной передаче музыкальных интонаций и текста

вокальных произведений. Певец должен видеть то, о чем он поет,

тогда это увидит (ярко представит себе) и слушатель. Так, кстати,

считал Шаляпин и сам обладал этим свойством в высшей степени.

Обучение в классе оперной подготовки консерватории содействует

этому (Жданов, 1996), но у певцов-рационалистов это чувство

эмоционально-образного видения формируется трудно и проявля-

ется тускло. К счастью, их меньшинство, но все же немало.

Теофилю Готье принадлежит оригинальное определение му-

зыки: «Музыка это самый дорогой вид шума». Таким образом,

рационалист слышит в музыке шум, а музыкант-художник - в

шуме леса - музыку (например, Н.А. Римский-Корсаков, П.И.

Чайковский и др.).

Для определения художественного потенциала личности в пси-

хологии разработаны тесты, главным образом на материале зри-

тельного восприятия. Например, тест Роршаха представляет собой

группы бесформенных пятен на листе бумаги. Мыслитель-

рационалист ничего кроме этих пятен не видит, а человек художе-

ственного склада личности увидит фигуры людей, животных и

другие предметы окружающего мира, подобно тому как некоторые

дети и взрослые «видят» это в бесформенных клубах облаков, об-

ломков сучков веток в лесу и т.п. Видение этих фигур (вопреки

«протокольной правде») объясняется сильно развитым вообра-

жением у людей художественного склада личности

Звуковые невербальные тесты такого рода в психологии

практически отсутствуют. В связи с этим мною разработан тест

на оценку эмоционального слуха, восполняющий ука-

занный недостаток.

_______________ Искусство резонансного пения ____________247

Эмоциональный слух певца

Надо уметь петь гнев, сострадание,

боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лу-

кавство, смелость - словом, всю гамму

чувствований.

Б.В. Асафьев

В связи со всем сказанным в главе 5 возникает немаловажная

практическая проблема определения степени развитости у пев-

ца эмоциональной сферы: к какому типу принадлежит поступаю-

щий в консерваторию молодой певец- к художественному или

мыслительному?

Как показала практика, кратковременное знакомство приемной

комиссии с абитуриентом не дает возможности определить его ти-

пологию. Для этого существует ряд психологических и психофи-

зиологических методик. И в числе наиболее эффективных - разра-

ботанный мною метод оценки эмоционального слуха

(Морозов, 1985, 1988, 1991, 1993, 1994, 1998).

Если фонетический речевой слух обеспечивает способность че-

ловека воспринимать словесное смысловое содержание речи, то

эмоциональный слух (ЭС) - это способность к определению эмо-

ционального состояния говорящего по звуку его голоса (на основе

интонации, тембра и т.п.). В музыкальном искусстве ЭС - это спо-

собность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмо-

циональных оттенков музыкальных звуков и певческого голоса.

Подобно музыкальному слуху, ЭС бывает: пассивный и ак-

тивный. В отличие от речевого слуха, центр которого располо-

жен в левой височной зоне мозга (центр Вернике), центр ЭС рас-

положен в правой височной области. Нарушение этой зоны (на-

пример при инсульте и др.) приводит к неспособности адекватно

воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональ-

ную интонацию речи и пения (Балонов, Деглин, 1976; Морозов,

Вартанян, Галунов и др., 1988).

Наши рекомендации