Эмоционально образных методов в
ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Ученые должны обладать достаточной
широтой взглядов, чтобы понять, что жар-
гон преподавателей пения не совсем фанта-
стичен, он основан, может быть бессозна-
тельно, на своеобразном комплексе все же
вполне реальных физиологических факторов.
В. Бартоломью
Как уже не раз упоминалось, широко распространенные в во-
кальной педагогике эмоционально-образные методы типа «как
будто» и др., которыми пользуются мастера вокального искусства
242 В.П. Морозов
в своих представлениях о певческом процессе и педагоги при обу-
чении молодых певцов, часто подвергаются критике как якобы «не
научные», «знахарские», чуть ли не шарлатанские, одним словом,
«недостойные грамотного вокального педагога». Таких мнений за
последние полстолетия общения с вокалистами мне довелось дос-
таточно наслышаться и даже читать. Однако в руках талантливых
вокальных педагогов этот метод делает чудеса. Чем это объяс-
нить? Поэтому давно назрела необходимость научного обоснова-
ния эмоционально-образных методов с позиций фундаментальных
академических наук - физиологии и психологии. В значительной
мере это было уже сделано мною ранее (Морозов, 1965, 1967,
1977, 1983, 1994, 2000, 2001 в и др.), а также во всех предыдущих
разделах данной монографии. В этом же разделе я привожу ряд
специальных психофизиологических аргументов в защиту эмо-
ционально-образного метода, опираясь на труды крупнейших уче-
ных - академиков И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.А. Ухтомского,
Д.Н. Узнадзе, П.В. Симонова и других, а также К.С. Станиславского.
О художественном и мыслительном
Типах певцов
Традиция парного рассмотрения мето-
дов мышления восходит к эпохе антично-
сти. От древнегреческих терминов aisthetikos
(чувственный, схватываемый чув-
ствами) и noetikos (мыслимый, познавае-
мый интеллектом) можно проследить
длинный путь к современным философ-
ским и эстетическим концепциям.
А.С. СОКОЛОВ
Сказанное в предыдущем разделе не означает, что все певцы
склонны к такому образному и метафорическому представлению
своего голоса. Представления певца (и педагога!) о голосе и меха-
низмах его образования сильно зависят от того, к какому психоло-
гическому типу принадлежит данный человек: к «эмоционально-
художественному» или рационалистическому, «мыслительному».
Понятие «художественного» типа человека было выдвинуто
академиком И.П. Павловым наряду с понятием «мыслительного»
типа. Различие между данными типами Павлов видел в том, что
для «мыслителя» характерно рационально-аналитическое, поэле-
ментное восприятие действительности, а для «художника» - эмо-
ционально-образное, целостное восприятие. Аналогичное пред-
ставление было высказано еще Б. Паскалем (1623-1663). Он писал
Искусство резонансного пения 243
Рис. 69. Разные люди могут совершенно по-разному эмоционально реагировать на од-
но и то же событие. Это было известно еще Гиппократу (ок. 400 л. до н.э.) Он разде-
лял людей по этому признаку на четыре типа (темперамента), которые художник
X. Бидструп изобразил на этом рисунке: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.
Столь же существенно могут различаться по восприятию окружающего мира предста-
вители и других человеческих типов: «художники» и «мыслители» (по классификации
И.П. Павлова), т.е. «лирики» и «физики».
244______________________В.П. Морозов____________________
о двух типах ума: математическом, основанном на отвлечен-
ных представлениях о действительности (в котором нетрудно уз-
нать «мыслителя» по Павлову) и непосредственном, для
которого характерно непосредственное чувственное восприятие
действительности («художник» по Павлову). «Ум сугубо матема-
тический будет правильно работать... если ему заранее известны
все определения и начала. В противном случае он сбивается с тол-
ку и становится невыносим... А ум, познающий непосредственно, не
способен терпеливо доискиваться первоначал, отвлеченных понятий,
с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему непривыч-
ных... Математики редко бывают способны к непо-
с р е д с т в е н н о м у п о з н а н и ю , а п о з н а ю щ и е н е п о с р е д -
ственно - к математическому...» (Паскаль, изд. 1990). По-
пытки аналогичной классификации людей в литературе можно
встретить неоднократно1.
Важно подчеркнуть, что «художественный» и «мыслительный»
типы были выделены И.П. Павловым как специфические че-
ловеческие типы, в отличие от известных четырех гиппокра-
товских типов (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник- см.
рис. 69), описанных Павловым и его последователями (Б.М. Теплов,
В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева и др.) в категориях силы, подвиж-
ности и уравновешенности нервных процессов и распространяе-
мых им и на мир животных.
Причина эмоциональности и художественной одаренности та-
ится в свойствах и строении нашего мозга. Он асимметричен: ле-
вое полушарие рациональное, абстрактно-логическое и речевое -
там расположены речевые центры (Брока и Вернике), а правое -
эмоциональное, образное и музыкальное (Морозов, Вартанян, Га-
лунов и др., 1988; Симонов, 1962, 1981; Медушевский, 1993). Дан-
ное явление известно в науке под названием функциональная
асимметрия головного мозга (ФАМ).
Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антро-
пологом Брока (P. Broka), а также в 1874 г. Вернике (С. Wernicke)
и блестяще продолженные в наше время Роджером Сперри
(R.W. Sperry), удостоенным за эти работы Нобелевской премии в
1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого
полушария мозга в обеспечении абстрактнологической и речевой
вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с
' См., например, обзор А.С. Соколова «О типологии методов художественного мышле-
ния» (1994), Э.А. Голубевой «Опыт сравнения типологий В. Освальда и И.П. Павлова в све-
те различных подходов к анализу индивидуальных различий» (1994) и др.
Искусство резонансного пения 245
тем целый ряд современных зарубежных и отечественных работ
свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке
эмоционально-образной невербальной информации (см. обзоры:
Морозов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969).
Это проявляется в частности в том, что слова человек лучше по-
нимает и запоминает правым ухом, а эмоциональную интонацию -
левым (левое ухо анатомически связано с правым полушарием
мозга, а правое ухо - с левым полушарием). Поэтому, преоблада-
ние у человека активности правого или левого полушария опреде-
ляет склонность его к эмоционально-образному (художники, му-
зыканты) или рационально-логическому (математики, программи-
сты и др.) мышлению, т.е. принадлежность человека к художест-
венному или мыслительному типу (по И.П. Павлову).
Наши исследования показали, что вокалисты принадлежат в
большинстве своем к художественному типу, хотя определенная
их часть относится и к мыслительному (см.: Морозов, 1994). Среди
музыкантов, особенно композиторов, также имеются не только
«художники», но и значительная часть «мыслителей» (Соколов,
1992, 1994; Петров, Бояджиева, 1996).
Последнее обстоятельство важно учитывать в вокально-
педагогической практике при общении педагога с уче-
ником: если студент-«художник» лучше понимает эмоционально-
образный язык педагога, то студент-«мыслитель» предпочитает
логическое объяснение процесса пения. «Мыслитель» должен по-
нять механизм умом, а «художник» легче постигает интуитивно,
через эмоциональный образ и показ.
Вместе с тем, «художник» и «мыслитель» есть в каждом из лю-
дей, только в разных пропорциях. Существуют люди, щедро наде-
ленные как мыслительными, так и художественными способно-
стями (подобно Леонардо да Винчи и др.). И это дает им большие
преимущества в достижении успеха как в мыслительной, так и в
художественной сферах, в частности в музыкальном искусстве.
«Не одно только сердце производит прекрасное, прочувствован-
ное, патетическое, страстное и чарующее, - писал А. Шёнберг. -
И не один только рассудок способен создавать хорошо сконст-
руированное, упорядоченное, логическое и сложное. Все, что об-
ладает в искусстве высшей ценностью, обязано явить и сердце и
рассудок» (Шёнберг, 1989).
Таким образом, хорошо развитые эмоциональная и рациональ-
ная сферы - это два крыла, на которых человек поднимается к
вершинам своего творчества. Абсолютный эмоционализм или го-
246 В. П. Морозов
лый рационализм мало чего стоят в искусстве, как, впрочем, и в
жизни. Птицы с одним крылом не летают. Но тем не менее у ху-
дожника должно преобладать эмоционально-образное начало (т.е.
функция правого полушария мозга), ибо оно окрашивает мышле-
ние художника в яркие тона метафор, образов, сравнений, анало-
гий (отсюда метод «как будто»). Преобладание левого полушария
накладывает на творчество музыканта печать рационализма, что у
композиторов, например, проявляется в специфике формы музы-
кальных сочинений (Соколов, 1994; Петров, Бояджиева, 1996), а у
певцов - в формальной передаче музыкальных интонаций и текста
вокальных произведений. Певец должен видеть то, о чем он поет,
тогда это увидит (ярко представит себе) и слушатель. Так, кстати,
считал Шаляпин и сам обладал этим свойством в высшей степени.
Обучение в классе оперной подготовки консерватории содействует
этому (Жданов, 1996), но у певцов-рационалистов это чувство
эмоционально-образного видения формируется трудно и проявля-
ется тускло. К счастью, их меньшинство, но все же немало.
Теофилю Готье принадлежит оригинальное определение му-
зыки: «Музыка это самый дорогой вид шума». Таким образом,
рационалист слышит в музыке шум, а музыкант-художник - в
шуме леса - музыку (например, Н.А. Римский-Корсаков, П.И.
Чайковский и др.).
Для определения художественного потенциала личности в пси-
хологии разработаны тесты, главным образом на материале зри-
тельного восприятия. Например, тест Роршаха представляет собой
группы бесформенных пятен на листе бумаги. Мыслитель-
рационалист ничего кроме этих пятен не видит, а человек художе-
ственного склада личности увидит фигуры людей, животных и
другие предметы окружающего мира, подобно тому как некоторые
дети и взрослые «видят» это в бесформенных клубах облаков, об-
ломков сучков веток в лесу и т.п. Видение этих фигур (вопреки
«протокольной правде») объясняется сильно развитым вообра-
жением у людей художественного склада личности
Звуковые невербальные тесты такого рода в психологии
практически отсутствуют. В связи с этим мною разработан тест
на оценку эмоционального слуха, восполняющий ука-
занный недостаток.
_______________ Искусство резонансного пения ____________247
Эмоциональный слух певца
Надо уметь петь гнев, сострадание,
боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лу-
кавство, смелость - словом, всю гамму
чувствований.
Б.В. Асафьев
В связи со всем сказанным в главе 5 возникает немаловажная
практическая проблема определения степени развитости у пев-
ца эмоциональной сферы: к какому типу принадлежит поступаю-
щий в консерваторию молодой певец- к художественному или
мыслительному?
Как показала практика, кратковременное знакомство приемной
комиссии с абитуриентом не дает возможности определить его ти-
пологию. Для этого существует ряд психологических и психофи-
зиологических методик. И в числе наиболее эффективных - разра-
ботанный мною метод оценки эмоционального слуха
(Морозов, 1985, 1988, 1991, 1993, 1994, 1998).
Если фонетический речевой слух обеспечивает способность че-
ловека воспринимать словесное смысловое содержание речи, то
эмоциональный слух (ЭС) - это способность к определению эмо-
ционального состояния говорящего по звуку его голоса (на основе
интонации, тембра и т.п.). В музыкальном искусстве ЭС - это спо-
собность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмо-
циональных оттенков музыкальных звуков и певческого голоса.
Подобно музыкальному слуху, ЭС бывает: пассивный и ак-
тивный. В отличие от речевого слуха, центр которого располо-
жен в левой височной зоне мозга (центр Вернике), центр ЭС рас-
положен в правой височной области. Нарушение этой зоны (на-
пример при инсульте и др.) приводит к неспособности адекватно
воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональ-
ную интонацию речи и пения (Балонов, Деглин, 1976; Морозов,
Вартанян, Галунов и др., 1988).