Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ
1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ на 2006 – 2010 годы (далее – программа) закрепляет приоритеты воспитания, определяет основные направления и содержание воспитательной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, обусловленные современными тенденциями и перспективами развития общества и государства.
2. Развитие системы воспитания детей и учащейся молодежи в РБ осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ, утвержденной постановлением Министерства образования РБ.
3. Министерство образования РБ, региональные органы управления образованием и учреждения образования проводят системную воспитательную работу, которая охватывает учебную и внеучебную деятельность, включает ее научно-методическое, кадровое и организационно-структурное обеспечение. Воспитание уважения и преданности своему государству, глубокое осознание конституционного долга гражданина, сущности внутренней и внешней политики РБ и, в конечном итоге, формирование приверженности государственной идеологии – важнейшая цель воспитательной деятельности.
Значительные усилия предприняты в сфере социальной защиты и поддержки семьи и детства. Развивается система охраны детства и социально-педагогической и психологической поддержки детей и учащейся молодежи. На основе совершенствования соответствующей нормативной правовой базы и практики социально-педагогической работы широко используются различные формы устройства детей в замещающие семьи, активно развивается институт приемной семьи.
Усилен личностно-ориентированный и профилактический характер воспитательной работы. Возросла роль социально-педагогической и психологической службы как важнейшего элемента воспитательной системы учреждений образования, главные усилия специалистов которой направлены на защиту прав и интересов детей и учащейся молодежи, исключение случаев ненадлежащего обращения со стороны педагогических работников, родителей и социального окружения, предупреждение социального сиротства, противоправного поведения и вредных привычек, формирование здорового образа жизни.
Осуществляется последовательная и целенаправленная работа по предупреждению противоправного поведения в молодежной среде. Имеются позитивные тенденции по снижению уровня преступности и противоправного поведения несовершеннолетних.
Особый приоритет воспитательной работы в учреждениях образования – формирование культуры семейных отношений, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей. Формируется система раннего выявления семейного неблагополучия и комплексной поддержки детей, находящихся в социально опасном положении. В учреждениях образования накоплен значительный опыт работы с родителями и лицами, их заменяющими, созданы условия для расширения участия семьи в воспитании детей. Этическими принципами педагогов в работе с семьей являются партнерство, уважение и приоритет интересов ребенка.
Успешно функционируют учреждения внешкольного воспитания и обучения, роль которых в национальной системе образования неуклонно возрастает. В стране осуществляется дальнейшее развитие сети учреждений внешкольного воспитания и обучения, совершенствуется нормативная правовая база их деятельности, создаются условия для повышения качества образовательных и воспитательных услуг в системе внешкольного воспитания и обучения на основе широкого использования современных научных и информационных достижений, запросов и потребностей обучающихся и их родителей.
В учреждениях образования накоплен значительный опыт работы в шестой, свободный от учебных занятий, день недели, что способствует организации более тесного сотрудничества учреждений образования с учреждениями социокультурной сферы, общественными объединениями, созданию и успешной реализации комплексных программ по организационно-содержательному наполнению шестого дня учебной недели.
Повышается значимость кадрового и информационно-методического обеспечения процесса воспитания, его правовой базы.
Вместе с тем возникла необходимость обновления содержания воспитательной работы в учреждениях образования РБ с учетом современных реалий и перспектив развития общества и государства.
Настоящая программа обеспечивает целенаправленность, целостность, системность и комплексность воспитательной работы, способствует непрерывности и преемственности воспитания в учреждениях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и региональной специфики.
Настоящая программа требует со стороны педагогических работников творческого подхода, предоставляет участникам воспитательного процесса возможность выбора целесообразных форм и методов педагогического взаимодействия с учетом конкретных условий и предполагает взаимодействие педагогических работников с семьей, детскими и молодежными общественными объединения, учреждениями социокультурной сферы, другими заинтересованными, принимающими участие в воспитании детей и учащейся молодежи.
5. Целью настоящей программы является качественное развитие системы воспитания, обеспечивающей формирование разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности обучающегося.
6. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
идеологическое обеспечение процесса воспитания с целью формирования качеств гражданина, патриота своего Отечества, профессионала-труженика и семьянина; формирования экологической культуры и культуры безопасной жизнедеятельности, ценностного отношения к здоровому образу жизни;
обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки обучающихся;
обновление содержания воспитания, оптимизация форм и методов воспитания с учетом новейших научных достижений в области воспитания и лучшего опыта воспитательной работы в учреждениях образования;
повышение эффективности научно-методического обеспечения воспитательного процесса;
совершенствование системы кадрового обеспечения воспитательной работы в учреждениях образования;
информационное обеспечение воспитательной работы в учреждениях образования с учетом новейших достижений в области средств информатизации и информационных технологий.
7. Основными источниками финансирования мероприятий настоящей программы являются средства республиканского и местных бюджетов, предусмотренные на содержание и развитие системы образования, физической культуры в системе образования и иные источники, не запрещенные законодательством.
8. Реализация настоящей программы осуществляется путем выполнения мероприятий программы согласно приложению. В целях реализации настоящей программы предусматривается разработка и выполнение областных и Минской городской программ непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2007 – 2010 годы. В учреждениях образования для реализации программ воспитания разрабатываются перспективный и текущий планы воспитательной работы, утверждаемые руководителем учреждения образования. В учреждениях образования также могут разрабатываться и реализовываться программы воспитания.