Место и время проведения учебной практики
Форма проведения учебной практики
Учебная практика проходит в течение четырех недель. В это время студент должен посетить ряд специальных образовательных организаций, где может посмотреть занятия специалистов, проанализировать и законспектировать свои наблюдения об их деятельности, сделать фотоснимки с базы практики.
Этап I. Ориентировочный
На установочной конференции студенты знакомятся с задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий. Здесь же происходит ознакомление студентов с графиком выходов на базы практики и их закрепление за определенным методистом.
Этап II. Основной этап учебной практики
В образовательных организациях специального (коррекционного) типа студенты знакомятся с педагогическим коллективом и медицинским персоналом учреждения. Изучают организацию работы в контексте обеспечения педагогического сопровождения образовательного процесса. Анализируют материально-техническое оснащение группы: нормативные документы, определяющие задачи, организацию и содержание помощи учащимся с ОВЗ; расписание работы; оформление и оборудование кабинета учителя - дефектолога; образцы документации, ведущейся специалистом; принципы комплектования групп, режим дня.
Этап III. Заключительный
Основной целью заключительного этапа учебной практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практиковавшихся студентов. На этом этапе осуществляется окончательное оформление документации учебной практики и составляется отчет, проводится итоговая конференция.
Место и время проведения учебной практики
Учебная практика по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование» по профилю «Дошкольная дефектология» проходит у студентов заочной формы обучения в образовательных организациях для детей с ОВЗ в 5 семестре на 3 курсе в течение четырех недель.
Оценка по учебной практике (дифференцированный зачет) заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
6.Компетенции обучающегося, формируемые в результате учебной практикиВ период учебной практики в образовательных организациях для детей дошкольного возраста с нарушениями развития у студентов формируются следующие компетенции:
- способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);
- способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);
- способеность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
- способность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);
- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК - 3);
- способность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК - 4);
- способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК - 5);
- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследованию лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК - 6);
- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК - 7);
- способность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК - 8);
- способность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК - 9);
- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК - 10);
- способность использовать знания в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, способен к лингвистическому анализу (ПК - 11);
- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК - 12);
- способность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК - 13);
- способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения ( ПК - 14).
В результате прохождения учебной практики студент - бакалавр должен:
знать:
- основные коррекционно-образовательные программы по работе с лицами, имеющими различные нарушения психофизического развития;
- основы коррекционно-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в специальных (коррекционных) образовательных организациях;
- понимать сущность психолого-педагогического и логопедического обследования лиц с ОВЗ;
- выделять параметры оценки и способы анализа результатов комплексного обследования лиц с ОВЗ;
- технологию проведения динамического наблюдения за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;
- различные источники получения информации в сфере профессиональной деятельности учителя – дефектолога;
- основы организации, планирования коррекционно-педагогической деятельности учителя – дефектолога;
- основные подходы к организации работы по популяризации дефектологических знаний среди населения.
уметь:
- осуществлять рациональный выбор коррекционно-образовательных программ;
- анализировать результаты обследования лиц с ОВЗ, в том числе и для осуществления дифференциальной диагностики;
- собирать информацию в сфере профессиональной деятельности учителя – дефектолога;
- осуществлять работу по популяризации дефектологических (логопедических) знаний среди населения.
владеть:
- технологиями коррекционно-педагогической работы в условиях реализации коррекционно-образовательной программы с учетом личностно-ориентированного и индивидуального подхода к лицам с ОВЗ;
- навыками организации и проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ с целью уточнения типа нарушения;
- способностью сбора, систематизации и анализа данных, полученных в ходе медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ;
- приемами и методами анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности учителя – дефектолога;
- способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности.
Этапы учебной практики | Кол-во часов | Формируемые компетенции | Общее кол-во компетенций | ||||||
I. Ориентировочный этап | ОК-3 | ПК-1 | ПК-7 | ПК- 11 | ПК-14 | ||||
II. Основной этап | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 | ||||||||
III. Заключительный этап | ОК-3 | ПК-2 | ПК-5 | ПК-8 | ПК-11 | ||||
Структура и содержание учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 6 зачетных единиц, или 4 недели, или 216 часов.
№ | Этапы учебной практики | Содержание работы | Количество часов | Формы текущего контроля |
Ориентировочный этап | - присутствие студента на установочной конференции, - ознакомление с литературой, посвященной работе в учреждениях – базах практики; - составление студентами плана работы, - инструктаж по технике безопасности. | Индивидуальный план работы студента | ||
Основной этап | - Посещение баз практики, сбор и анализ информации, - Знакомство с работой специалистов; - Знакомство с профессиональной документацией, - Знакомство с основными формами работы с детьми (фронтальной, индивидуальной). | Дневник практики Анализ 10 просмотренных фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий с протоколом наблюдения занятия Подготовка 3 конспектов занятий с детьми с ОВЗ Подготовка сообщения (консультации) для родителей ребенка с ОВЗ Подготовка сообщения для педагогического совета/ консультации для воспитателей Изготовление наглядных дидактических пособий для детей с ОВЗ | ||
Заключительный этап | - Оформление результатов учебной практики в виде папки. - Подготовка отчёта о практике - Итоговая конференция по результатам учебной практики - Оценка деятельности студента (дифференцированный зачет). | Подготовка отчета, оформление папки о прохождении учебной практики, подготовка презентации |