Quot;Жизель" Большой театр (Цискаридзе и Лунькина) | "Giselle" (Tsiskaridze & Lunkina) [Bolshoi Theatre, 1998 г

Либретто Теофиля Готье и Жюля-Анри де Сен-Жоржа

Музыка: Адан

Постановка: В.Васильева

Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа, Александра Горского, Леонида Лавровского, Владимира Васильева

Художник–постановщик - Сергей Бархин

Художник по костюмам - Юбер де Живанши

Дирижер-постановщик - Альгис Жюрайтис

Консультант постановщика - Галина Уланова

Художник по свету - Михаил Соколов

Актеры:

Жизель - Светлана Лунькина

Альберт - Николай Цискаридзе

Илларион, лесничий - Александр Петухов

Мирта - Мария Александрова

Две виллисы - Светлана Уварова, Анастасия Яценко

Премьера состоялась 25 декабря 1997 года.

Спектакль идет с одним антрактом.

Радикальная версия классического спектакля была предложена в Большом театре в 1997 году. Обратившись к "Жизели", Владимир Васильев весьма настойчиво, но в то же время довольно деликатно попытался воскресить облик того спектакля, который видели парижане в 1841 году. Новая "Жизель" обрела многие детали, утраченные за полтора века существования на сцене. И впервые, "одевая" героев своего спектакля, Большой театр призвал к сотрудничеству большого кутюрье.

Союзниками хореографа выступили два художника - сценограф Сергей Бархин и автор костюмов Юбер де Живанши. Благодаря им "Жизель" напоминает старинные гравюры, воспроизводящие сцены из премьерного спектакля. В сценографии уживаются условность и реалистичность. Все герои одеты в соответствии со старинной театральной модой. Несмотря на то, что для Живанши "Жизель" в Большом была первым театральным опытом, он тонко почувствовал специфику балета. Его костюмы праздничны и воздушны.

Жизель вновь превратилась в королеву праздника виноградарей. А крестьян хореограф опустил с пальцев на полную стопу, заново поставив их танец. На месте традиционного вставного па де де (на музыку Бургмюллера), давно утвердившегося как контраст несостоявшемуся счастью Жизели, теперь воцарилось па д'аксьон с участием четырех пар солистов. Этот танец лишен сюжетной основы, но несет столь необходимое в этот момент лучезарно-приподнятое настроение.

Уже на протяжении многих десятилетий идет постепенная эволюция партии лесничего (Васильев возвращает ему первоначальное, "парижское" имя - Илларион). Из традиционного злодея, каким он был пердставлен на далекой парижской премьере, лесничий постепенно превратился в еще одного страдающего героя, искренне любящего Жизель, но не способного ее понять. Однако логика классического балета предполагает, что для выражения значимых для сюжета эмоций недостаточно пантомимы. Потому на протяжении XX века партия лесничего приобретала все больше танцевальных черт. В этой версии Илларион получил собственную вариацию в сцене крестьянского праздника.

Танцы второго акта, предыдущими балетмейстерами доведенные до совершенства, в редакции Владимира Васильева изменений почти не претерпели. За исключением партии все того же лесничего. Чтобы выразительнее провести тему раскаяния и страдания без вины виноватого Иллариона, Васильев значительно усложнил ее. Новая хореографическая редакция "Жизели", воскресившая в памяти балы романтизма, вновь доказала, что и сегодня этот балет способен волновать идеальной неземной красотой.

Анна Галайда (текст из буклета к спектаклю, дается с сокращениями)

На этой постановке дебютировал как театральный художник по костюмам знаменитый кутюрье Юбер де Живанши, хотя благодаря этому дебюту стал продолжателем семейной династии театральных художников - его дед в свое время поработал в Гранд-опера. Сам Живанши, готовясь к постановке "Жизели" в Большом театре, тоже поработал в Гранд-опера - в музее театра, благодаря чему костюмы московского спектакля приобрели сходство с историческими костюмами первой, 1841-го года, постановки. Сообщив, что работу для Большого театра он воспринимает исключительно как удовольствие, Юбер де Живанши свои эскизы театру подарил.

Премьера была отмечена двумя сенсационными дебютами - во втором составе свои первые ведущие партии станцевали Светлана Лунькина (Жизель) и Мария Александрова (Мирта), к тому времени прослужившие в театре только четыре месяца.

"Жизель" Владимира Васильева положила начало традиции прямых трансляций премьер Большого театра телеканалом "Культура".

ЖИЗЕЛЬ

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ, ПРЕДАТЕЛЬСТВА, РАСКАЯНИЯ И ПРОЩЕНИЯ

“Жизель” была поставлена в 1841 году во Франции, в Парижской Опере. Инициатором балета был известный французский поэт и балетный критик XIX века Теофиль Готье. Он заинтересовался сюжетом, который нашел у Генриха Гейне о девушках, умерших до свадьбы, а потому превратившихся в виллис, призрачных танцовщиц. Виллисы ночью выходят из могил и заставляют каждого встреченного ими мужчину танцевать, пока тот не упадет мертвым. Кроме того, Готье пленился молоденькой балериной, очаровательной блондинкой с голубыми глазами Карлоттой Гризи и уговорил директора Парижской Оперы поставить для нее балет. Музыку написал композитор Адольф Адан, известный в то время оперный и балетный композитор. Муж и педагог Гризи, Жюль Перро, выдающийся хореограф, начал ставить танцы 1 акта(интересно отметить, что на репетициях присутствовал скромный танцовщик, брат премьера, Мариус Петипа, будущий великий хореограф, который записывал сочинения Перро). В разгар работы Гризи влюбилась в своего партнера Люсьена Петипа и бросила мужа. Для Перро измена Гризи была страшным ударом, и он оставил работу над балетом. Спектакль закончил другой хореограф – Ж.Коралли. В окончательной редакции, которую Мариус Петипа сделал в 1887 году для русской труппы Мариинского театра в Санкт-Петербурге, балет вернулся в Европу в антерпризе Сергея Дягилева.

“Жизель” - вершина романтического балета не только в силу совершенной хореографии. В нем как будто “закодирована” изначально любовная драма создателей, балет трогает сердце зрителей всех стран и времен.

Балет претерпел за прошедшее столетие ряд изменений, но сюжет остался тот же: юный граф, влюбившись в крестьянку Жизель, переодевается в крестьянское платье и живет в деревне. В деревню приходят отец и невеста Графа со свитой, и обман открывается. Жизель, не пережив обмана возлюбленного, сходит с ума, умирает и превращается в виллису. Граф в раскаянии приходит ночью на могилу Жизели, виллисы хотят его погубить, но Жизель прощает и спасает юношу. На фоне этой канвы каждая танцовщица и танцовщик вышивают свой узор.В наше время социальный конфликт (крестьянка – граф) отошел на второй план. Осталась драма обманутого сердца, тема любви, побеждающей смерть, и тема искупления вины. Артисты разных поколений по-разному интерпретируют образы, что во многом обеспечивает старомодному балету долгую жизнь. О некоторых танцовщиках в ролях Жизели и Альберта остаются в истории мирового балета легенды.

Морис Бежар / Maurice Bejart

Хореограф, режиссер, танцовщик.

К числу тех, кто во многом перевернул традиционное представление о балете, относится выдающийся мастер, гениальный хореограф, ставший культовой фигурой в области современного танца, Морис Бежар. Он, подобно сказочному волшебнику, вырвал балет из академического плена. И обновленный, сексуальный, яростный танец марсельца Бежара стал символом двадцатого века. Морис Бежар - сын выходца из турецкого Курдистана и каталанки. Как позже признался сам балетмейстер, это соединение национальных корней наложило отпечаток на все его творчество. Бежар начал обучаться хореографии с 1941 года, а в 1944 году он уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. Он освоил множество разных хореографических школ. Его успех как постановщика и педагога во многом обусловлен тем, что он начинал как танцовщик и сам прошел тот путь, по которому затем направлял своих учеников. В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета "Жар-птица" И. Стравинского.

В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета "Весна священная", поставленная для Королевского балета Бельгии на сцене брюссельского театра Монер, потрясла не только мир классического танца, но вообще весь мир. Морис Бежар начал работу в 1950-х в труппе Балет Этуаль. С 1960 возглавлял «Балет ХХ века», с 1987 – «Балет Бежара» в Лозанне. Вместе с этой труппой Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. За годы творческой деятельности хореографом было осуществлено более 200 постановок – от камерных лирических миниатюр до масштабных действ, таких как «Мучения Святого Себастьяна» или «Кольцо в кольце» на музыку Вагнера. Среди постановок, признанных шедеврами мировой хореографии – «Болеро», «Жар-птица» (версия 1970 г.), «Чудесный мандарин», «Метаморфозы», «Король Лир», Опус №5 Веберна, «Свет», «Ночь», «Барокко бельканто», «Симфония для одного человека» и мн. др. В разные годы хореограф предлагал свои оригинальные версии балетной классики, - «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» и др.

Спектакли Мориса Бежара признаны самыми посещаемыми балетными представлениями в мире. Ряд своих постановок хореограф посвятил друзьям и близким, ушедшим из жизни – Матери Терезе, Джанни Версаче, Фредди Меркьюри, Федерико Феллини и др. В разные годы М.Бежар сотрудничал с такими выдающимися композиторами как Э.Клоссон, Пьер Булез и Нино Рота (в частности, его музыка была использована в знаменитой постановкой «Чао Федерико», посвященной Феллини). Спектакли Bejart Ballet Lausanne «оформляли» Сальвадор Дали и Джанни Версаче (сотрудничавший с Бежаром почти 15 лет и создавший костюмы к 14 постановкам труппы), Жан-Поль Готье и Иссеи Мияке. В постановках принимали участие такие выдающиеся танцовщики как Р.Нуриев, М.Барышников, М.Плисецкая, Х.Донн, Е.Максимова, В.Васильев и др. Говоря о Бежаре, нельзя не упомянуть о самобытной редакции Болеро (1961), этого поистине эпохального спектакля на музыку М.Равеля.

Ведущим танцовщиком Бежара был аргентинец Хорхе Донн (1947–1992), рано ушедший из жизни. Его памяти маэстро посвятил балеты Дом священника, Балет ради жизни, Танго, или роза для Хорхе Донна. Бежар говорил, что хореография – дело двоих, как в любви, что произведение существует благодаря танцовщику. Хорхе Донн - бежаровская звезда, его медиум, его проводник, осуществлявший духовный и энергетический контакт с публикой. Полноправными участниками спектаклей становились Элтон Джон и The Queen. За годы творчества М.Бежар удостоен множества правительственных наград Франции, Бельгии, Швейцарии, Японии, он – действительный член Академии Изящных Искусств Франции.

Среди последних работ труппы Bejart Ballet Lausanne – спектакль «ЗАРАТУСТРА», премьера которого состоялась 21 декабря 2005 г. в Лозанне. Морис Бежар вновь обратился к творчеству Фридриха Ницше, одного из своих любимых авторов.

Морис Бежар – это гениальный артист, деятельность которого длится больше 50 лет. Он создал больше чем 200 представлений, а самым знаменитым спектаклем последнего десятелетия остаётся балет «Дом священника», премьера которого состоялась в 1997 году.

«Дом священника» на музыку Моцарта и группыQueen посвящен памяти великого танцовщика двадцатого века Хорхе Донна и памяти Фредди Меркюри. Костюмы к спектаклю созданы Джанни Версаче, с которым великого балетмейстера связывала давняя дружба.

Описание: Посвящается памяти Фредди Меркьюри (1946–1991) и Хорхе Донна (1947–1992),

а также всем, кто умер молодым ...

"Вызванный к жизни личностями Фредди Меркьюри и Хорхе Донна, этот балет все же не будет балетом о СПИДе - просто о людях, которые умерли молодыми. Между фрагментами музыки Queen я включу несколько пьес Моцарта для рояля или инструментальные пьесы, но без голоса, потому что все "куски" Queen поются. Моцарт тоже умер молодым, в 35 лет, на десять лет раньше Фредди и Донна, ушедших из жизни в 45 лет". " /Бежар/

Интервью Бежара

Вдохновленный двумя людьми — Хорхе Донном и Фредди Меркури, я поставил балет не о СПИДе, а о людях, умерших молодыми. Я не хочу сказать, что они ушли от нас слишком рано, так как я не уверен, происходит ли что-либо вообще слишком поздно или слишком рано, все является токовым, каким оно должно быть. Я решил поместить между пьесами Queen несколько пьес Моцарта, фортепьянных или инструментальных, но не вокальных, так как на сцене все время звучат вокальные произведения Queen. Моцарт тоже умер молодым, в тридцать пять лет, но был на десять лет моложе; Фредди и Донн умерли в сорок пять. МОРИС БЕЖАР. Премьера этого спектакля, поставленного на музыку группы Queen и Моцарта, состоялась в январе 1997 года. Морис Бежар посвятил этот балет памяти Фредди Меркьюри и выдающегося танцовщика Хорхе Донна. «Дом священника не потерял своего очарования, а сад — своей роскоши» — название, заимствованное из романа «Тайна желтой комнаты» Гастона Леру, является паролем детектива Рультабий. Эта фраза, являвшаяся заветной для сюрреалистов 20-х годов, не имеет никакой связи с содержанием балета. Просто она мне нравится. МОРИС БЕЖАР. Уже более тридцати лет назад на фоне восхитительной музыки Берлиоза, прерванной раскатами бомбардировки и очередями пулеметов, несколько необычный Брат Лоран, воскликнул, обращаясь к Хорхе Донну и Хитоми Асакава: «Занимайтесь любовью, а не войной». Сегодня Жиль Роман, которому приблизительно столько же лет, сколько постановке Бежара «Ромео и Джульетта», окруженный танцовщиками, не видевшими никогда этого балета отвечает: «Вы нам сказали: занимайтесь любовью, а не войной. Мы любили, почему же любовь объявляет нам войну?» Крик отчаяния молодежи, для которой проблема смерти, вызванная любовью, становится еще одной среди других, вызванных бесконечными войнами, которые продолжаются, после так называемого «конца последней мировой войны». У меня порой складывалось совершенно нереальное ощущение, словно Моцарт и Меркьюри играли фортепианные партии в четыре руки. Я решил разнообразить музыкальную ткань спектакля, и позволил себе небольшие «моцартовские» вкрапления. МОРИС БЕЖАР. В урагане куиновского Get down make love Жиль Роман пытается приблизиться к даме в белом свадебном платье и приблизившись, прикоснувшись к ней, погибает. Звучит анданте из фортепианного концерта N 21 Моцарта. Дама уносится в танце с неизвестным в черном фраке, и медсестры выкатывают два тела в колясочках — Фреди Меркьюри — мертв, Хорхе Донн — многолетний премьер бежаровской труппы — мертв. «Они пали в войне, которую объявила любовь всем живущим ныне». Я нашел небольшой домик в горах недалеко от Монтре. Предо мной простирался завораживающий пейзаж окрестностей озера Лемон... Как раз в это время появился последний альбом Queen, который вышел уже после смерти Фредди. На его обложке я увидел точно такой же пейзаж, как тот, что наблюдал из своего дома в горах. Я страшно чувствителен к такого рода совпадениям. Я стал читать книги, написанные о Фредди Меркури, о его жизни. Я узнал, что он родился на Занзибаре, потом жил в Индии, по происхождению был иранцем, и, что его семья принадлежала к секте парсисов. Парсис на иранском — «персы», они поклоняются Зороастре — Заратустре и во время нашествия мусульман переселились в Бомбей. Настоящее имя Фредди Меркури — Фарух Булсара. Я прочел, что похоронен он в Лондоне, что панихиду по нему отпевали зороастрийские священники. И, совершенно неожиданно, моя заинтересованность Фредди Меркури и Queen заставили меня перечитать тексты Генри Корбэна. Этот балет сильно связан с переживаниями, которые я испытывал в тот период. Я вижу его как балет наполненный радостью, а не тоской и пессимизмом. Если бы я не сказал, что это балет о смерти, зрители бы этого не заметили. Отрывок из книги “La vie de qui?” (мемуары), часть 2, Изд. Flammarion, 1996.http://bejart.alfabank.ru/perf/russia/

Многие биографы Бежара вспоминают, как в 1950 году, в холодной неуютной комнате, которую снимал в ту пору перебравшийся в Париж из родного Марселя молодой Бежар, собралось несколько его друзей. Неожиданно для всех Морис произносит: "Танец - это искусство ХХ века".Тогда, вспоминает Бежар, слова эти привели его друзей в полное смятение: разрушенная послевоенная Европа никак не располагала к подобным прогнозам. Но он был убежден, что балетное искусство стоит на пороге нового невиданного взлета. И ждать этого оставалось совсем немного, как и того успеха, что обрушился на самого Бежара.

1959 год стал годом судьбы Мориса Бежара. Его труппа "Балле-театр де Пари", созданная в 1957 году, оказалась в труднейшем финансовом положении. И в этот момент Бежар получает от Мориса Юисмана, только что назначенного директором брюссельского "Театр де ла Монне", предложение осуществить постановку "Весны священной". Специально для нее формируется труппа. На репетиции отводится всего три недели. Бежар "видит" в музыке Стравинского историю возникновения человеческой любви - от первого робкого порыва к бешеному, плотскому, животному пламени чувств.

Успех "Весны" предопределил будущее хореографа. На следующий год Юисман предложит Бежару создать и возглавить постоянную балетную труппу в Бельгии. Во Франции не нашлось никого, кто бы предоставил Бежару подобные условия работы. Молодой хореограф переезжает в Бельгию, в Брюссель, здесь и появляется на свет "Балет ХХ века". Много позже Бежар обоснуется в Швейцарии, в Лозанне. И Бельгия, и Швейцария никогда не были балетными странами, но благодаря Бежару эта танцевальная провинция стала известна всему миру. Ну а самый известный первый французский хореограф никогда не удостоится чести возглавить балет первого театра Франции - Парижской оперы, в то время как беженцы из России Серж Лифарь, Рудольф Нуреев такую возможность получали. В очередной раз убеждаешься, что нет пророка в своем отечестве.

Дополнительно:

В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета «Весна священная», поставленная для Королевского балета Бельгии на сцене брюссельского театра Монер, была принята настолько восторженно, что Бежар наконец решил основать собственную труппу, получившую название «Балет XX века». Ее ядром стала часть брюссельской труппы. Вначале Бежар продолжал работать в Брюсселе, но через несколько лет переехал вместе с труппой в Лозанну. 28 сентября 1987 года «Балет ХХ века» изменил свое название на Bejart Ballet Lausanne.

Вместе со своей труппой Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. Тогда же Бежар выступил в новом для себя качестве художника-постановщика. Этот эксперимент привел к тому, что пришлось расширять размеры сценических площадок.

Бежар предложил принципиально новое решение ритмического и пространственно-временного оформления спектакля. Привнесение в хореографию элементов драматической игры обуславливает яркий динамизм его синтетического театра. Первым из балетмейстеров Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен. Во время представления на огромной площадке размещались оркестр и хор, действие могло развиваться в любом месте арены, а иногда даже в нескольких местах одновременно.

Наши рекомендации