Социальный педагог в составе СППС.
Для определения и уточнения роли и места педагога социального в общей системе функционирования учебно-воспитательного учреждения руководителям учреждений образования необходимо руководствоваться основными документами, которые характеризуют его должность.
Дети, подростки, их родители и учителя обращаются к социальному педагогу в трудные минуты своей жизни. Помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, при необходимости переоценил свои ценности – главная задача социального педагога.
Педагог социальный входит в состав социально-педагогической и психологической службы учреждения образования и является членом педагогического коллектива учреждения.
Принципы его деятельности, функции (в пределах его компетенции), а также цель и основные задачи вытекают из содержания главы 2 «Положения о СППС учреждения образования».
Направления работы социального педагога и примерная циклограмма рабочего времени (по видам деятельности) на неделю подробно рассматриваются в разделе 1 настоящих методических рекомендаций.
Следует обратить внимание на то, что значительное место в практике социального педагога занимает социальное посредничество – содействие разрешению возникших проблем в системе социальных взаимодействий подопечных, участие в поиске и мобилизации средств, подключении соответствующих специалистов и организаций для оказания необходимой помощи.
Социальному педагогу принадлежит ведущая роль и в осуществлении опеки и попечительства: выборе опекунов, приемных и замещающих родителей, их инструктаже и обучении, юридическом оформлении документов, мониторинге опекунских взаимоотношений и своевременной помощи в их коррекции.
Современность требует от социального педагога, активности в информационно-пропагандистской и рекламной работе, разъясняющей принципы и возможности социально-педагогической помощи и услуг.
В целом социальному педагогу необходимо владеть солидным запасом знаний и методик для грамотного осуществления различных видов его деятельности. Ведь социально-педагогическая работа затрагивает юридические, медицинские, психологические, педагогические, экономические, социальные, экологические и другие аспекты. Поэтому от социального педагога требуется достаточная компетентность по всему спектру жизненных вопросов, а так же умение располагать к себе, поддерживать конструктивный диалог, убеждать.
В своей профессиональной деятельности социальный педагог имеет право:
1. Исходя из сложившейся социально-педагогической обстановки самостоятельно формулировать конкретные цели и задачи работы с детьми, подростками, молодежью, со значимыми для них взрослыми и осуществлять их решение в границах собственной профессиональной ответственности, компетенции учебно-воспитательного учреждения и нужд микрорайона.
2. Исходя из конкретных условий функционирования учреждения и особенностей его контингента самостоятельно определять направления, приоритеты, формы и методы работы.
3. В рамках профессиональной компетенции знакомиться с необходимой документацией учреждения и заведенными в нем личными делами учащихся
4. Обращаться с запросами в медицинские, правовые учреждения, органы местной исполнительной власти, общественные организации по вопросам защиты прав и интересов учащихся, оказания информационно-педагогической помощи.
5. Действовать в соответствии с должностными обязанностями, Положением о СППС профессионально-этическими принципами, задачами социально-педагогической работы, когда распоряжения руководства учебно-воспитательного учреждения, органов образования, администрации региона противоречат этим требованиям.
6. Участвовать в работе общественного объединения социальных педагогов, выступать с обобщением опыта своей работы в научно-методических журналах и других средствах информации.
7. Участвовать в работе различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны прав и социальной за щиты детства. В случае несогласия с решением того или иного вопроса социальный педагог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.
8. Вести работу по пропаганде социально-педагогических знаний среди педагогов, учащихся, родителей и общественности.
9. Иметь дополнительную учебную и факультативную нагрузку в соответствии с педагогическим образованием и квалификацией и в рамках существующих норм и правил.
10. Посещать уроки, проводимые в учреждении мероприятия с целью изучения социально-педагогических проблем.
Основа этики социально-педагогической работы – ответственность, честь, доброта. Как никакой другой специалист, социальный педагог всегда остается один на один со своей профессиональной совестью, порядочностью, морально-нравственными установками. В процессе работы ему приходится прикасаться ко многим личным и семейным тайнам. Такая работа требует от него не только особого мастерства, но и высокой личностной и профессиональной культуры, порядочности.
Международным сообществом профессионалов социальной работы разработаны нормы этического поведения, интерпретируя их к условиям функционирования СППС учреждения образования можно выделить:
- социальный педагог обязан поддерживать высокие морально-нравственные стандарты своего поведения, исключая нечестные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблуждение; он должен четко различать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем этой профессии;
- социальный педагог обязан нести персональную ответственность за качество работы, которую он индивидуально исполняет;
- социальный педагог обязан использовать соответствующую систему знаний, умений и навыков для оказания помощи индивидам, группам, общинам в их развитии, предупреждении и разрешении конфликтов, устранении их последствий.
Клиентами социального педагога могут быть учащиеся, их родители, педагоги и другие люди, имеющие отношение к учебно-воспитательному процессу. По отношению к ним необходимо выполнять следующие этические обязательства:
- социальный педагог не должен использовать отношения с клиентом в собственных интересах;
- нельзя способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, связанных с национальностью, возрастом, вероисповеданием, семейным статусом, материальным положением, умственными, психическими или физическими недостатками, политическими взглядами;
- социальный педагог должен избегать связей или отношений, которые могут принести вред его клиентам;
- нельзя позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или ущемляют гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по его просьбе;
- социальный педагог должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допуская унижения достоинства личности формами оказываемой ему помощи;
- необходимо уважать тайны клиентов и не распространять информацию, полученную в ходе оказания профессиональной помощи.
Во взаимоотношениях с коллегами социальный педагог создает и поддерживает ситуацию, облегчающую их этические, профессионально компетентные действия, поддерживает репутацию коллег. Социальный педагог должен:
- всячески оберегать свою профессию от несправедливой критики и нападок, делать все возможное для укрепления уверенности в ее необходимости;
- вносить вклад в популяризацию своей профессии, умножать знания, развивать методологию;
- предотвращать неквалифицированную и запрещенную практику социально-педагогической работы;
- решительно выступать против неэтичного поведения своих коллег;
- не допускать при рекламе искажений своей квалификации, компетентности и результатов, которые могут быть достигнуты в процессе практической деятельности.
В работе социального педагога необходимо различать взаимодействие по административной линии (с целью решения вопросов для оказания профессиональной помощи и выполнения функциональных обязанностей) и по профессиональной (с целью получения методической помощи и повышения квалификации), как внутри СППС и учреждения образования, так и вне его.
В рамках СППС взаимодействие социального педагога основывается на совместной выработке стратегической линии в решении актуальных проблем детей, их семей, педколлектива.
Внутри учреждения образования социальный педагог поддерживает партнерские взаимоотношения со всеми специалистами и структурными подразделениями по вопросам социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Вне учреждения образования для решения социально-педагогических проблем педагог социальный взаимодействует в установленном порядкес местными исполнительными и распорядительными органами власти, заинтересованными ведомствами и учреждениями, общественными организациями и частными лицами.
Система взаимодействия социального педагога вытекает из системы взаимодействия СППС учреждения образования, изложенной в главе 5 «Положения о СППС учреждения образования».
Психолог в составе СППС.
Основные усилия педагога-психолога СППС должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепления здоровье учащихся, предупреждение отклонений в их развитии и поведении, психологическое сопровождение Учебно-воспитательного процесса, процесса профессионального становления и жизненного самоопределения, создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в класса, группах и педагогическом коллективах.
Психологическое сопровождение на разных этапах (ступенях) образования имеет специфические особенности.
Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению и содействие адаптации к школе, предупреждение отклонений в развитии и поведении, формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.
В базовой школе: психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья, предупреждение семейного неблагополучия, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантливых школьников.
В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, вредных привычек у учащихся.
В рамках проводимой воспитательной работы педагог-психолог должен активно сотрудничать с классными руководителями, осуществлять анализ соответствия внеклассных мероприятий поставленным развивающим задачам, возрастным особенностям учащихся и ситуации социального развития. Активно использовать классные часы для проведения психологических мероприятий профилактического и просветительского характера, в т.ч. в интерактивной форме (психологические и деловые игры, психологические акции и т.п.
Деятельность педагога-психолога предполагает этические нормы поведения. В связи с этим педагог-психолог должен:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
в решении всех вопросов исходить из интересов детей, учащихся и студентов, задач их полноценного психического развития;
оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, учащихся и студентов, индивидуализированного подхода к ним. Оказывать необходимую и возможную помощь им в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, учащихся и студентов, родителей, педагогов и др.;
хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб личности или ее окружению;
информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение конфиденциальности полученной информации.
В своей профессиональной деятельности педагог-психолог имеет право:
1. Самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательных учреждений.
2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми, учащимися, студентами и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.
3. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.
4. Знакомиться с необходимой документацией.
5. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.
6. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны детства, а также тех, которые решают дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением того или иного вопроса педагог-психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.
7. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.
8. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей. В связи с этим иметь специально отведенное время в учебном расписании занятий.
9. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.
10. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем чтения лекций, выступлений и использования других активных методов обучения.
11. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией и в рамках существующих норм и правил.
12. Обращаться в случае необходимости через руководство районного (городского) отдела образования с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям, учащимся и студентам (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).
13. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей, учащихся и студентов.