Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей..... 128
К.В. Зорин
ВРАЧ-ПЕДАГОГ
В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ:
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
Под редакцией академика РАМН,
профессора Н.Д. Ющука
Допущено Департаментом
образовательных медицинских учреждений
и кадровой политики Минздрава России
в качестве учебного пособия
Москва
ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ
АВТОРЫ:
Проф. Кудрявая Н.В,доцент Уколова Е.М.,доцент Молчанов А Сдоцент Смирнова Н.Б.,ст. преп. Зорин К.В.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Вульфов Б.З.- доктор педагогических наук, проф. кафедры педагогической антропологии и истории образования УРАО,
Макарова И.В.- кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московского государственного педагогического университета.
Кудрявая Н.В.,Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. ВРАЧ-ПЕДАГОГ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ / Под редакцией академика РАМН, проф. Ющука Н.Д.- М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 304 с.
ISBN 5-89004-144-4
В учебном пособии «Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации» раскрываются основные направления деятельности врача-педагога. Учебное пособие направлено на формирование у врача-педагога умения проектировать и внедрять модели инновационного обучения, осваивать новые пласты в культуре профессионального мышления и коммуникативной компетентности.
Книга отражает многолетний опыт работы авторского коллектива с врачами-педагогами в МГМСУ, на выездных циклах повышения квалификации в Волгоградской, Тверской медицинских академиях и Архангельском государственном медицинском университете.
Пособие предназначено для врачей-педагогов, аспирантов, ординаторов, т.е. всех тех, кому небезразличны судьбы высшего медицинского образования в России.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Слово редактора................................................................................. 7
Введение............................................................................................... 9
Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность врача-педагога: традиции и новации...........111.1. Психологическая концепция «Я- врач-педагог».................. 13
1.2.Профессионально-деятельностное сознание врача - педагога................................................................ 14
1.3. Информационно-инструментальная готовность к профессиональной (врачебной и педагогической) деятельности........ 18
Глава 2. Философско-антропологические основы психолого-педагогической компетентности врача-педагога.................. 21
Глава 3. Различные подходы к организации педагогического процесса в медицинском вузе........ 38
3.1. Информационные модели обучения....................................... 38
3.2. Операциональные модели обучения....................................... 43
3.3. Личностно-ориентированный подход.................................... 49
Глава 4. Педагогический процесс в медицинском вузе............ 54
4.1. Проектирование образовательного пространства. Основные понятия, описывающие педагогический процесс. Управление процессом усвоения.............................................................. 55
4.2.Принципы организации педагогического процесса в медицинском вузе 57
4.3. Разработка учебных программ................................................ 60
4.4. Основные понятия теории деятельности.................................... 65
4.5. Разработка методик обучения деятельности....................... 71
4.6. Проектирование образовательного пространства................. 78
4.7. Организация процесса обучения по разработанным методикам.............................................................87
4.8. Управление процессом овладения деятельностью................ 90
4.9. Оценка результатов обучения................................................. 92
Глава 5. Формы организации педагогического процесса в медицинском вузе....................... 99
5.1. Вузовская лекция: традиции и новации................................. 99
5.2. Лекция в инновационном обучении..................................... 101
5.2.1. Проблемная лекция......................................................... 102
5.2.2. Лекция-визуализация...................................................... 102
5.2.3. Лекция вдвоем................................................................. 103
5.2.4. Лекция с заранее запланированными ошибками........... 104
5.2.5. Лекция-консилиум, или конференция........................... 104
5.2.6. Ораторское мастерство лектора..................................... 105
5.3. Психолого-педагогические основы планирования и методики проведения практического занятия со студентами на клинической кафедре.................................................................... 106
5.3.1. Составление методических указаний для студентов к практическим занятиям.............................. 106
5.3.2. Определение цели занятия.............................................. 107
5.3.3. Составление логико-дидактической структуры (ЛДС) ……………... 109
5.3.4.Составление схемы ориентировочной основы действий 110
5.3.5. Составление учебных задач............................................ 115
5.3.6. Составление контрольных задач.................................... 117
5.3.7. Задачи для контроля исходных знаний......................... 117
5.3.8. Задачи для контроля результатов усвоения.................. 119
5.3.9. Психологические задачи................................................. 120
5.3.10. Последовательность расположения материала в методических указаниях ………. 122
5.3.11.Методика проведения практического занятия на клинической кафедре………….. 123
Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей..... 128
6.1. Беседа....................................................................................... 133
6.2. Групповые методы обучения................................................ 135
6.2.1. Групповое решение задач............................................... 135
6.2.2. Групповая дискуссия....................................................... 137
6.3. Ситуационно-ролевые, или деловые, игры в высшем медицинском образовании................ 143
6.4. Технологии рефлексивного обучения в подготовке специалистов-медиков (интерактивные методы)............................ 146
6.4.1. Педагогическая рефлексия............................................. 147
6 4.2. Структура рефлексивных представлений педагога...... 150
6.4.3. Технологии рефлексивного обучения........................... 153
6.4.4. Педагогические задачи как средство развития педагогического мышления...................... 156
6.5. Организационно-деятельностная игра................................ 159