Обучение грамоте в четырехлетней начальной школе по УМК А.А. Штеца
Обучение грамоте – это стартовая ступень, призванная активно ввести начинающего ученика в новую для него сферу жизни и деятельности, заложить прочный фундамент для успешного овладения им всеми другими учебными предметами как в начальных, так и в средних классах. Этот период выступает в качестве своеобразного введения ученика в систематическое изучение родного языка. Именно поэтому Константин Дмитриевич Ушинский считал этот предмет главным, центральным, входящим во все другие предметы и собирающим в себе их результаты. (Ушинский К.Д.. Собрание сочинений: 11 т. М., 1949 г. Т. 6 – с. 264) УМК Александра Александровича Штеца:
- автор в пояснительной записке к программе глубоко определил главную цель букварного периода “как обеспечение условий для становления учащихся как функционально грамотных речедеятелей, владеющих основами продуктивного чтения и графического письма (навыка), полноценным восприятием устной речи и умением свободно говорить” (А.А. Штец. Программа М., 2002 г., с. 4)
- УМК, включающий содержательные, яркие, красочные пособия, материал которых позволяет учитывать индивидуальные особенности, осуществлять дифференцированный подход; имеется материал для дополнительного чтения и коррекции.
УМК, объем, структура и содержание которого позволяют варьировать учебный процесс, способствуют личностной ориентированности обучения, а также воспитанию деятельностной личности. Отработав по данному УМК, хочу поделиться своими мыслями о том, что, на мой взгляд, заслуживает внимания педагогов. Известно, что у младших школьников преобладает образное мышление, поэтому важную роль в обучении играет использование на уроках наглядных пособий. Своеобразный Буквоград (рис. 1), мальчики Звуковички, сказочные герои: старуха Глухота, судья Ударение , доктор Йодик и их сказки – безусловно, способствуют не только поддержанию интереса на каждом уроке, но и более глубокому изучению материала.
Рис. 1
Одной из самых важных, существенных особенностей УМК является необходимость проведения входного, итогового контроля после завершения каждого этапа обучения, материал для которого разработан в “Тетради по чтению и письму”. Регулярно проводимая диагностика позволяет своевременно выявлять ошибки, устанавливать причины их появления и организовывать коррекционную работу. Этого нет ни в одном УМК по обучению грамоте. Замечательным дополнением к Букварю является оригинальный задачник – “Тетрадь по чтению и письму”, задания которой прекрасно обеспечивают тренировку умений, формируемых на каждом этапе обучения.
Особенностью данного букваря является обучение собственно чтению с первых занятий добукварного периода. Сопровождающее чтение, безусловно, способствует поддерживанию мотивации на каждом уроке. Таким образом, очень умело учтены психологические особенности обучающихся: желание читать так, как читают взрослые. Благодаря этому процесс обучения чтению проходит непринужденно.
В добукварный период дети узнают “кто в словах живет?” Волшебный Паровозик в своих вагончиках развозит разные звуки, поэтому мы слышим, понимаем друг друга, можем читать и писать. Например, в Букваре, внимание ребенка обращается на то, что Паровозик – речь привез слово “дом”. К слову спешат три Звуковичка. Их ровно столько же, сколько в слове букв. Чтобы прочитать слово, нужно знать, какие звуки в нем обозначает каждая буква. Это главный закон в стране Читалии. Чтобы научиться читать, нужно подружиться со звуками, т.е. уметь слышать, какие звуки живут в слове.
- Но вот беда: звуки в словах – страшные непоседы. Они, как и все дети, очень любят играть. А самая любимая их игра – игра в прятки. В слове звуки произносятся так быстро, что порой их не просто различить. Некоторые звуки так и прячутся за другие. А помогают нам услышать звуки слова – домики, в которых звуки – непоседы живут с. 7 Букварь
При чтении взрослый медленно ведет указкой по клеточкам слова-домика (звуковой схемы) и синхронно движению указки произносит, выделяя интонационно, звуки слова. До тех пор, пока указка движется по первой клеточке, произносится первый звук, с переходом на вторую клеточку – второй звук. Так же должны “читать” и дети. Самое главное – медленно проговаривая слово, малыш должен услышать звуки в слове и с помощью звуковой схемы соотнести звуки со значением слова, т.е. определить: подходит ли оно к слову – домику.
Дети учатся “читать” слова – домики звуков. Приходят к выводу, что все звуки вместе образуют слово. Благодаря определенному порядку звуков мы понимаем, что обозначает каждое слово. Поэтому звуки речи образуют слова, которые имеют смысл.
На занятиях постоянно проводятся разные игры, звучат сказки. Например, игра на различение слова и набора звуков “Слово – неслово”:
Поиграем мы в игру:
Много слов я назову,
А ты слушай, да смекай
И слова мне выбирай.
Есть ли в слове смысл любой -
Ты качай мне головой.
Если смысла ты не знаешь,
То плечами пожимаешь
И качаешь головой:
“Мол, нет смысла в слове тут,
так нас люди не поймут!
Ну, начнем!
Подушка, лев, поварешка, книжка, хлеб, Кукарача, рымба, фумба, скорик-морик, тарахумба!
Хорошо! Еще сыграем?
Вы согласны? Продолжаем!
Плим, картошка, мошка, крошка, хрум, будильник, нос, матрешка, энцы-бенцы, бегемотик, слон, морковка, крикавот.
Познакомив детей со звуковой стороной речи, начинается работа над буквами русского алфавита. Главное внимание обращено на то, чтобы ребенок научился точно соотносить конкретную букву с определенными ее звуковыми значениями. Эта задача решается в интересных для малышей играх.
Учитель:Много дней мы уже путешествуем по стране Читалии.
Читалия, Читалия – забавная страна!
А сколько тайн заманчивых
Хранит в себе она!
Открыть секреты чтения
Тебе в ней предстоит.
Отправимся в Читалию,
Ведь путь туда открыт!
- С кем мы познакомились в стране Читалии?
- Верно, со звуками, но в Читалии еще остались уголки, в которых мы не побывали. Вот в одно из таких мест и повезет нас сегодня Паровозик – речь.
Дети оказываются в столице Читалии Буквограде
Занимательно и интересно представлено знакомство с образами букв, а работа в тетради способствует прочному их запоминанию.
Например, буквы Аа и Мм “открываются” ребенком в совместном чтении стихотворения в Букваре на стр. 13
Детям предлагается внимательно послушать и определить, какие буквы “спрятались” на картинках.
- О какой первой букве шла речь в стихотворении?
- Верно, о букве А. покажи ее на рисунке.
Почему это буква А?
- Правильно, у нее только одна гора.
А какая буква спряталась на второй картинке?
- Правильно, буква М (эм). Покажи ее.
Почему это буква М?
- Чем отличаются буквы А и М?
- Найди эти буквы в разрезной азбуке. Как называются эти буквы? (Обратить внимание на то, что буквы бывают большие и маленькие)
На стр. 6 “Тетради по чтению и письму” буквы обводятся ручками по контуру, затем ребенок самостоятельно находит буквы Аа и Мм на буквенной ленте и заштриховывает их цветными карандашами.
Далее проводятся игры “Конструктор”, “Озорное зеркальце”.
Деятельность младших школьников организовывается средствами проблемного обучения, учебного диалога и деятельностным методом обучения. Много внимания уделено освоению культурных ценностей общества, формированию основ культуры речи, поведения, общения.
На каждом этапе развертывания речевой деятельности учащиеся осваивают более сложные способы чтения и графического письма. Повышается роль логических и системных начал, а также элементов пространственного мышления. Творческие способности переводятся в плоскость моделирования и конструирования букв, слов, предложений; творческое воображение – в плоскость образного восприятия абстрактных явлений речи (будущих понятий языка) с помощью сюжетных героев.
Паровозик – речь совершил свой путь в город Буквоград, жителями которого были Звуковички, мальчик Умник, девочки Читалочка и Объяснялочка.
На различных станциях в вагонах появляются, новые пассажиры: старуха Глухота, судья Ударение, доктор Йодик со своими сказками. Все это позволяет сделать обучение по настоящему занимательным и интересным.
Когда все вагоны прицеплены, букварный период заканчивается.
В букварный период представлены компоненты пропедевтики русского языка.
В период обучения грамоте дети в занимательной форме знакомятся со словами-предметами, словами – действиями, словами – признаками действий (тетрадь ст. 43, 44, 57), со словами – родственниками. (тетрадь ст. 51), предлогами (тетрадь стр. 50), звонкими и глухими согласными (тетрадь стр. 58)
…Девочка нашла в лесу странную ягоду.
Ягод знаю я немало, я в лесу их собирала.
На пригорочке – бруснику, под кусточком – землянику.
Я срывала ежевику возле речки, вдоль пруда,
Но лесную речевику, полевую речевику,
Даже просто речевику не встречала никогда!
Дети узнают, что есть такая ягода – Речевика. Рассматривают внимательно куст Речевики (рис. 15), ягоды на нем. Речевика – это разные слова, которые тоже можно “собирать в лукошко”. Таким образом, четко просматривается пропедевтическая функция букварного периода перед изучением систематического курса русского языка, кроме того, учитывается логика становления и развития орфографических и грамматических действий.
Считаю необходимым отметить и тот факт, что автором учтены особенности адаптации первоклассников к школьной жизни. Одним из самых сложных видов речевой деятельности является процесс обучения письму. Адаптационный период в жизни первоклассников совпадает с подготовительным периодом в обучении письму.
На качественное обучение письму работает продуманная система обучения написанию букв. Многократное повторение написания букв с постепенным увлечением доли самостоятельности, усложнением заданий, использование “экранчиков”, способствует более прочному усвоению написания букв, их элементов.
Раннее введение чтения письменных текстов, которое предусмотрено в прописях, играет положительную роль.
Учтен психологический механизм первоначального чтения, необходимость анализа позиции буквы согласного звука, поэтому учащимся предлагаются две предметные картинки при изучении твердых и мягких согласных фонем в слоге. В Букваре слоговая структура опирается на закон открытого слога. Это научно обосновано и является наиболее простым для восприятия младшего школьника.
Александр Александрович первый из всех авторов букварей попытался навести порядок в слогоразделе и делении слова на части для переноса. Во всех букварях (кроме А.А. Штеца) у учащихся формируется представление о слоге как о графической, а не фонетической единице, которой он прежде всего является.
На уроках возможно использование разнообразных карточек, которые позволяют выявить степень овладения учащимися изучаемого материала.
И хотя на сегодня обучение по данному УМК находится в стадии эксперимента, считаю, что положительные результаты обучения, позволят стать стартовой площадкой для активного использования его в работе.