Методические особенности проведения подвижных и спортивных игр с детьми различного возраста
Многие авторы подчеркивают положительное влияние подвижных игрна психофизическое состояние детей с нарушениями в деятельности опорно-двигательного аппарата. Это главным образом обусловлено возможностью комплексного воздействия на психоэмоциональную, двигательную и функциональную сферы. Игровая деятельность позволяет увеличить двигательную активность, восполнить дефицит положительных эмоций, способствует снижению эмоционального стресса, активизации внимания, памяти, мышления, формированию навыков общения, а также социализации личности (Страков-ская Л.В., 1978; Шапкова Л.В., 1999). Кроме того, являясь системой поведенческих реакций, подвижные игры выступают в качестве функции регулирования взаимоотношений, обеспечивают удовлетворение внутренних потребностей человека в самореализации (Портных Ю.И., 1994), а следовательно, способствуют формированию навыков общения, свойств личности, социального поведения.
Подвижные игры для детей с дефектами верхних конечностей условно можно разделить на две группы. В первую группу входят игры, содержание которых предусматривает участие одной или обеих верхних конечностей в осуществлении движений. В основном это подвижные игры с различными предметами, например с мячом или летающей тарелкой. В этих играх могут принимать участие дети с врожденным недоразвитием конечности или после ампутации кисти и предплечья, с использованием протезов или без них. Вторая группа объединяет подвижные игры, направленные на использование сохранных функций, в частности функций нижних конечностей. Это игры с ходьбой (для детей дошкольного и младшего школьного возраста), с бегом, прыжками, перелезанием, игры с элементами футбола и другие, где содержание не требует участия верхних конечностей для решения поставленных задач.
Подвижные игры для детей с врожденными или ампутационными дефектами нижних конечностей, также разделяются на две группы. Игры для детей с дефектами голени или бедра могут проводиться с использованием костылей; с дефектами голеней, бедер, или бедра и голени — в упрощенных условиях сидя на полу, на гимнастическом ковре.
В табл. 7.1 представлены примерные подвижные игры, критерием отбора которых являлась возможность сопряженного решения
образовательных и коррекционно-развивающих задач. Так, игра «Защита укрепления» показывает как в процессе игровой деятельности можно одновременно решать задачи обучения пользованию протезно-ортопедическими изделиями, развития координационных способностей, психодинамических и сенсорных качеств, формированию навыков коллективного взаимодействия.
Игры «Передал — садись» для детей с дефектами верхних конечностей и «Попади в мяч» для детей с дефектами нижних конечностей основаны на использовании сохранных функций и показывают возможность расширения диапазона двигательной активности.
Наиболее сложным при проведении подвижных игр с детьми, имеющими дефекты конечностей, представляется решение задач коррекции нарушений осанки и плоскостопия. Это объясняется тем, что лишь единичные игры, например «Мостик и кошка» (см. табл. 7.1), включают упражнения подобной направленности. Тем не менее педагог может разработать игру самостоятельно или изменить ее содержание, используя в рамках традиционных правил специально подобранные упражнения. Например, игра «Перемена мест» приобретает коррекционную направленность, если в ее содержание включить упражнения, оказывающие специфическое воздействие в зависимости от особенностей нарушения осанки в положении сидя, лежа на животе или спине.
Таблица 7.1
Содержание и направленность подвижных игр для детей с дефектами верхних и нижних конечностей
Содержание | Направленность | |
«Защита укрепления» —для детей 10—12 лет с врожденным недоразвитием или после ампутации кисти или предплечья с использованием протезов. Игроки располагаются в кругу на расстоянии двух | трех шагов перед начерченной на полу окружностью. В центре круга находится укрепление и водящий. У игроков волейбольные мячи. По сигналу игроки броском мяча двумя руками стараются сбить укрепление, которое защищает водящий. Игрок, которому удается сбить укрепление, меняется местом с защитником. В конце игры отмечаются лучшие игроки, которые дольше других защищали укрепление. Методические указания. Игрокам запрещается при ударах переходить линию круга. Защитнику запрещается держать укрепление. Если укрепление сдвинуто с места, но не упало, защитник продолжает его защищать. Если защитник собьет укрепление, то на его место идет игрок, у которого в этот момент находится мяч. Развитие способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц, управляющих протезом при различных положениях и движениях культи, развитие способности к дифференцированию силовых, пространственных и временных параметров движений, скорости и точности зрительного восприятия, сосредоточенности и концентрации внимания, способности к отмериванию расстояния до предметов. | |
«Передал— садись»— для детей 12—14 лет с врожденным недоразвитием или после ампутации кисти, предплечья или плеча. Две команды стоят в колоннах по одному, параллельно друг другу. Напротив команд на расстоянии 6—8 шагов располагается капитан с мячом в руках, который по сигналу набрасывает мяч первому игроку колонны. Тот возвращает его обратно ударом серединой лба, после чего принимает положение упор присев. Затем капитан набрасывает мяч второму игроку и т.д. Игра заканчивается, когда последний игрок возвращает мяч капитану и бежит на его место, а капитан становится во главе колонны. Побеждает команда, закончившая передачи мяча первой и не нарушившая правил. | Развитие способности к дифференцированию силовых, пространственных и временных параметров движений, к динамическому равновесию, способности к отмериванию расстояния до предметов, точности зрительного восприятия, формирование навыков коллективных действий. | |
«Попади в мяч»— для детей 10—12 лет с врожденным недоразвитием или после ампутации бедра или голени на костылях. В центре площадки находится баскетбольный мяч. Две команды располагаются в шеренгах на противоположных сторонах площадки на расстоянии 10—12 м. По сигналу игроки выполняют удары по футбольному мячу, стараясь попасть в баскетбольный мяч. Игроки другой команды собирают мячи и тоже по сигналу выполняют удары. Побеждает команда, сумевшая закатить баскетбольный мяч за черту другой. Методические указания. Удары выполняются только по сигналу. Преждевременные удары не засчитываются. Если баскетбольный мяч отскочит в сторону, его возвращают на прежнее место. При ударе нельзя заступать за черту. Варианты. Игроки выполняют удары по мячу, который медленно катится поперек площадки. | Развитие способности к дифференцированию силовых и временных параметров движений, подвижности в коленном и тазобедренном суставах, скорости и точности зрительного восприятия, способности к отмериванию расстояния до предметов, динамического равновесия, динамической и статической силы мышц сохраненной конечности. | |
«Мостик и кошка»— для детей 10—12 лет на протезе бедра или голени. Игроки двух команд располагаются в колоннах у линии старта. Перед ними на полу в 3 и 6 м мелом начерчены два круга диаметром 1,5 м. По сигналу первые номера выбегают вперед и, оказавшись в первом кругу, выполняют гимнастический мост. После этого бегут вторые номера, которые подлезают под мостом, как кошка, и встают во второй круг, где принимают положение упор стоя согнувшись. После этого первые номера бегут во второй круг и пролезают, как кошка, между рук и ног партнера. Потом игроки, взявшись за руки, бегут к своим командам. Когда пара пересечет линию старта, вперед выбегают следующие игроки. Когда пара, начинавшая игру, снова окажется впереди, игроки меняются ролями. Игра заканчивается, когда игроки, начинавшие эстафету, снова окажутся впереди. | Коррекция нарушений осанки во фронтальной плоскости, развитие подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, быстроты движений, способности к точности движений по пространственным и силовым параметрам движений, статической силы мышц туловища, рук и ног, способности к перестроению и комбинированию двигательных действий. | |
«Перемена мест»— для детей с врожденным недоразвитием или после ампутации верхних конечностей. Две команды располагаются лицом друг к другу в шахматном порядке на противоположных сторонах площадки. Все игроки одновременно выполняют упражнения для коррекции нарушений осанки в положении стоя, сидя, лежа. По сигналу все игроки перебегают на противоположную сторону площадки, стараясь как можно быстрее пересечь линию. Команда, игроки которой первыми собирутся за линией, получает одно очко. Игра продолжается до пяти очков. | Коррекция нарушений осанки во фронтальной и сагитальной плоскости, увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, развитие способности к перестроению и комбинированию двигательных действий, быстроты простой двигательной реакции. |
Использование спортивных игрв процессе двигательной реабилитации детей с дефектами конечностей направлено на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей, развитие координационных, силовых и скоростных способностей, сенсорных и психодинамических качеств, формирование активного стремления к общению и социализации, оптимизацию эмоционального состояния.
Спортивные игры отличаются многосторонностью воздействия на психофизическое состояние детей и способствуют ускорению процесса их адаптации. На рис. 7.3 показаны возможности спортивных игр в решении различных задач двигательной реабилитации детей-инвалидов.
Дети с дефектами нижних конечностей могут принимать участие в спортивных играх как с использованием протезов, так и без них. К спортивным играм, где двигательная активность обусловлена применением технических приспособлений и средств протезной техники, относятся волейбол, хоккей на протезах и на санях с коньками, а также бадминтон, гольф, бильярд, бейсбол. В коляске дети могут играть в баскетбол, настольный теннис, большой теннис, бадминтон, гандбол, бильярд. Кроме перечисленных игр могут быть организованы волейбол сидя, бадминтон сидя и футбол на костылях.
Участие детей с односторонними дефектами верхних конечностей в таких играх, как большой теннис, бадминтон, настольный теннис, футбол, может проходить без протезов верхних конечностей, так как они позволяют использовать сохранные функции (табл. 7.2). Во время игр обращается внимание на точность и правильность выполнения движений, их разнообразие, активное участие усеченной конечности в процессе выполнения двигательных действий в различных исходных положениях.
· Уменьшение личностной тревожности, снижение психоэмоционального напряжения · Формирование независимости и уверенности в собственных силах · Удовлетворение потребностей в двигательной активности, получение удовольствия от занятий · Стимулирование проявления творческих способностей · Совершенствование эмоционально-волевых, интеллектуальных и мотивационных основ личности · Коррекция фрустрации и эмоциональной амбивалентности |
|
|
Рис. 7.3.Блок-схема решения задач двигательной реабилитации детей-инвалидов при помощи спортивных игр
Дети с дефектами верхних конечностей при использовании протеза и специальных технических приспособлений, также могут принимать участие в спортивных играх. Специальные приспособления обеспечивают удержание спортивных снарядов, например теннисной ракетки, ракетки для бадминтона, хоккейной клюшки и др. Эти приспособления имеют достаточно простую конструкцию, легки, удобны в эксплуатации. Они состоят из приемной гильзы, выполненной индивидуально, к которой жестко или разъемно крепятся соответствующие спортивные снаряды. В целом наличие специальных приспособлений, технических средств и протезной техники для занятий спортивными играми значительно расширяют двигательные возможности детей-инвалидов (Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., 2000).
Как видно из таблицы 7.2, наименьшие возможности для участия в спортивных играх имеются у детей с двусторонними дефектами верхних и нижних конечностей без использования технических приспособлений.
Этим детям может быть рекомендовано участие в спортивных играх по упрощенным правилам. Например, после ампутации обеих нижних конечностей волейбол и бадминтон проводятся в условиях упрощения внешней среды в положении сидя на полу или гимнастическом ковре. Бадминтон проводится в виде одиночной или парной игры. Наиболее оптимальная высота сетки 1 м. Нужно отметить, что детям доступно выполнение практически всех технических элементов бадминтона.
Волейбол проводится в группах от четырех до восьми человек. Формируются две примерно равные по силам команды на основе учета уровня ампутационного дефекта, сохранных двигательных функций, технической подготовленности и физических возможностей. Среди основных элементов техники выполняются верхняя прямая и верхняя боковая подачи, прием мяча снизу, верхняя передача мяча, прямой нападающий удар. Правила игры могут быть упрощены. Выполнение подач осуществляется с расстояния 3—3,5 м. Допускается уменьшение этого расстояния в зависимости от уровня ампутационного дефекта и физических возможностей занимающихся. Игра состоит из трех партий, каждая продолжается до счета 15 по системе матч-бол.
Таблица 7.2