Организация и методика проведения спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста

Основу спортивн игр составл естеств виды движений и их сочетание. Обучение спортивн игр проходит и на прогулках, а также в самост двиг деят-ти детей. Баскетбол: сперва изучение техники игры без мяча (стойка баскетболиста, перемещение по площадке, остановки, повороты) и технику владения мячом (рациональное выполнение ловли, передачи, ведения мяча, бросков в корзину).Играют две команды по 5 играющих на площадке и несколько запасных. 2 тайма по 5 мин. Игра нач с разыгрыв мяча – педагог подбрасыв мяч – дети подпрыгив и пыт коснуться его руками. Футбол: обуч упрощ варианту игры - имеют право вести мяч ногой, передавать его партнёру по игре, забивать в ворота. Вначале обучить удару ногой по мячу, остановка мяча ногой, ведение мяча ногой. 2 команды по 8 игроков, два тайма по 15 мин. Начин капитан одной из команд – из центра поля перед мяч св команде. Игроки пытаются забить гол в ворота соперника. Хоккей: сразу овладение некот элементов ведения клюшкой и шайбой: держание клюшки, ведение шайбы, броски, удары по шайбе. Держат клюшку левой рукой за верхний конец ручки, а правой – за середину. Ведение шайбы – толчки клюшки и перекладывание клюшки. Броски – скольжение шайбы по площадке. Обучение удару сразу по неподвижн шайбе, затем по медленно скользящей. Две команды по 6 чел, 2 тайма по 10 мин. На снежной утрамбованной площадке. Бадминтон: навык владения ракеткой и воланом – держание ракетки и действия с ней (отбивание и подача волана).Сразу учим детей правильно держать ракетку – рукой обхватывать рукоять ближе к концу ракетки. Отбивание волана – открытой стороной ракетки снизу, сверху и закрытой стороной ракетки сбоку. Сразу учат подбивать волан, затем отбивание в парах, подача выполняется снизу. Настольный теннис: доступны: отбивание мяча, держание ракетки, простейшие подачи. Сразу научить держать ракетку, размеры стола меньше чем для взрослых. Отбивание от игрока, от стены, от стола. Городки: бросок биты в цель – народная игра. Хват, стойка игрока, замах, заброс биты. Для разучив хвата – действия рукой с битой : отведение влево, вправо, подним вверх и опуск вниз, круговые движ кистью. Замах – подготовит часть броска, тяжесть тела переносится на правую ногу. Резким движением бита посылается вперёд, толчковая нога приставляется к опорной. Каждая фигура сост из 5 городков, разбить от линии кона – 10 м от «города».Если не сбил – от линии полукона – 5 м. Цель игры - выбить из «города» определ кол-во фигур, играть командами по 3-4 игрока.

6.Организация и методика проведения спортивных упражнений с детьми дошкольного возраста.

Спорт упрв практике ф/восп занимают значительное место. Хотя заниматься спортом с целью достижения высоких спорт ре­зультатов д д/в не рекомендует­ся, элементарные элементы соревнований возможны и целесообразны. Они содействуют развитию основных групп мышц, костной, дыхательной систем, усиливают обмен веществ, . Выполнение спорт упр связано с проявле­нием волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это содействует совершенствованию психических особенностей р-ка, его всестороннему разви­тию. Учеб. программа д/с предусматривает выполнение д следующих видов спорт упр: ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, велосипеде, плавание.

Ходьба на лыжах. Д должны овладеть разными способами ходьбы на лыжах, научиться делать повороты, тормозить, преодолевать подъемы и спуски. Вначале передвижение на лыжах р-ок осуществляет ступающим шагом - ходьба с поочередным приподниманием носков лыж, при этом задний конец лыжи прижимается к снегу, туловище наклонено впе­рёд.. Старш дош-ки осваивают поперемен двухшажный ход. Он состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них.Повороты выполняются на месте и во время движения. Подъемы на горку выполняют ступающим или сколь­зящим шагом: точно так, как и на ровной снежной по­верхности, но с более значительным наклоном вперед..Спуски с горки выполняются в ос­новной, высокой и низкой стойках.

Катание на санках. Малышей катают взр, а с 3 лет д сами возят санки, держа шнур обеими руками. Они катают кукол, игрушки.Постепенно задания усложняются, д катают др др, спускаются с невысоких склонов. В-ль объясняет, как нужно сидеть на санках: голову и туловище держать прямо, смотреть вперед, ноги выпрямить , руками держаться за края ; спускаться с горки: сесть на середину санок, туловище слегка отклонить назад, руками держаться за веревку, стараясь натянуть ее; тормозить ногами: ноги поставить на снег, пятки прижать к земле, слегка отклониться назад, держась за веревк. Мл д в-ль помогает съезжать с горки, ст катаются самостоятельно. Им разрешается спуск с природных горок, на которых развивается большая скорость. В-ль организует разнообразные игры, эстафеты, во время кот проводятся соревнования м/у д.

Катание на коньках: В дошкольных учреждениях обучение катанию на коньках рекомендовано с 5-6-летнего возраста. Т. И.Осокина утверждает, что раньше этого срока обучать ребенка катанию на коньках нельзя, потому что он должен совершать на коньках трудные двигательные координации при малой площади опоры, а костно-связочный аппарат нижних конечностей еще недостаточно крепкий. Катание на коньках требует поддержания равновесия при передвижении на льду, что создает дополнительные нагрузки на центральную нервную систему. Ребенка обучают правильному исходному положению («посадке конькобежца»); разбегу и скольжению на двух ногах; попеременному отталкиванию, скольжению на правой и левой ноге; исполнению поворотов направо и налево; торможению и остановкам.

Обучая катанию на коньках, педагог использует различные методы: показ, объяснения, вспомогательные средства; ребенок держится за руки взрослого, за сани-кресла, специальные стулья.

Воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись, поэтому жестко дозирует время проведения занятия. Оно по мере взросления ребенка увеличивается с 8 до 25--30 мин. По прошествии 5-- 10 мин занятия ребенку дают возможность отдохнуть на скамейке в течение 2--3 мин.

Важно, чтобы педагог сам был готов к проведению занятий по обучению катанию на коньках. Умение кататься на коньках закрепляется в подвижных играх типа «Перебежки», «Кто быстрее» и др.

Важная роль отводится работе по ознакомлению ребенка с лучшими конькобежцами страны. С этой целью взрослые знакомят его с выступлениями спортсменов на соревнованиях, посещают тренировки спортсменов на стадионе; изготавливают альбомы, посвященные лучшим спортсменам.

Роликовые коньки очень популярны в настоящее время. Обучение катанию на роликовых коньках рекомендуется со старшего дошкольного возраста. Ребенка учат передвижению, поворотам, торможению, остановке. Педагог показывает и объясняет детям технику передвижения, помогает им освоить движения. Он поддерживает ребенка, учит отталкиваться левой и правой ногой, согласовывая движения рук и ног; сочетать поочередное отталкивание то одной, то другой ногой с прокатыванием на двух коньках. Сделав 3--4 энергичных поочередных отталкивания, ребенок ставит ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии и катится до замедления хода или полной остановки. Делая поворот, он замедляет ход, немного наклоняя свое туловище в нужную сторону, и переступает, пока поворот не завершится, и движение продолжается после этого в новом направлении (А.В.Кенеман).

Навык катания закрепляется в подвижных играх. Продолжительность занятия постепенно увеличивается от 3--5 мин до 10--15 мин. Первоначально обучение катанию на роликовых коньках осуществляется индивидуально.

Когда все дети группы освоят катание на коньках, занятия проводят со всей группой.

Катание на велосипедах

Езда на велосипеде играет значительную роль в воспитании у ребенка умения сохранять равновесие, координировать движения, развивает быстроту реакции на изменение окружающей местности, дороги (неровность дороги, препятствия, которые нужно объезжать, и др.). У ребенка развиваются мышцы ног, ритмичность, ориентировка в пространстве.

Ребенку до 4 лет рекомендуются трехколесные велосипеды, а 1етям постарше -- двухколесные.

Велосипед должен соответствовать росту ребенка. В дошкольных учреждениях чаще приобретаются универсальные велосипеды, т.е. трехколесные, которые без труда можно переоборудовать в двухколесные. Изменение высоты седла при переоборудовании велосипеда из трехколесного в двухколесный производят с учетом роста ребенка.

На участке дошкольного учреждения отводится место, где дети могли бы ездить, не мешая другим, не сталкиваясь с ними. Желательно, чтобы это была ровная и довольно широкая дорожка примерно 50 м длиной и 3 м шириной. Педагог, обучая ребенка, должен показать ему велосипед, объяснить, как его вести: 1) поставить велосипед с правой стороны; 2) взяться руками за руль, немного сдвинуться в сторону, чтобы педали не мешали при ходьбе; 3) совершая поворот, руль понемногу выворачивать в ту сторону, в которую необходимо направить велосипед. После этого показа дети поочередно ведут велосипед по дорожке, делая повороты вправо и влево.

Ознакомив ребят с тем, как нужно вести велосипед рядом с собой, воспитатель учит их сидеть и ездить на нем, естественно соблюдая необходимые правила безопасности.

Ребенку объясняют: необходимо встать слева от велосипеда, взяться руками за руль, правой ногой перемахнуть через седло и опустить ее на педаль. При этом массу тела также перенести на педаль, затем отделить левую ногу от земли и сесть на седло.

Ребенка обучают ехать прямо вперед, при этом педагог придерживает велосипед за седло, давая возможность ребенку проехать 15--20 м в заданном направлении.

Необходимо обучать ребенка ездить в указанном направлении, выполняя различные задания: объезжать препятствия, проехать «тоннель», проехать между двумя начерченными линиями

Первоначально вождению велосипеда отводится 8--10 мин, а затем, когда дети усвоят технику вождения, это время можно продлить до 20--30 мин.

Плавание Детей дошкольного возраста лучше всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах. В детских садах -- в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придерживаться следующих правил:

1. Выбирая место для купания, воспитатель должен проверить глубину, тщательно изучить дно, чтобы убедиться, что оно не содержит ям.

2. Уровень воды не должен превышать 80 см, дно не должно мыть каменистым, течение -- быстрым.

3. Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим и не загрязненным.

4. Площадь, отведенная для купания детей, должна быть помечена отчетливо видными цветными поплавками, флажками, изгородью и т.д.

5. Воспитатель, обучающий детей плаванию, прежде всего обязан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на занятиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персонала или другие работники детского сада.

6. Купание и подготовка к плаванию должны сочетаться с солнечными ванными и организуются ежедневно во время прогулки или после дневного сна.

Сначала детям разрешается быть в воде 5--10 мин при условии, что ее температура 20--24 °С, а температура воздуха 24--28 °С. Заметив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немедленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно лучше вытерли полотенцами лицо, шею, голову, спину, живот и другие части тела, хорошо прочистили бы уши.

Когда дети учатся плавать, нужно приучить их не бояться воды. Дети дошкольного возраста часто боятся воды -- нужно помочь им преодолеть этот страх, научить не бояться брызг, попадающих на лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками и ногами. Обучение детей плаванию предполагает использование следующих упражнений.

1. Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на животе, на спине, бегать с игрушками по воде и без них. 2. Учить детей нырять в воду с головой3. Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, потом уже сидя в воде4. Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой рукой выполнять гребок. После этого движения рук и ног выполняются в воде, вначале касаясь ногами дна (как «крокодил»). Это упражнение напоминает плавание стилем кроль, только без выбрасывания рук вперед.5. Учить выдоху в воду. Это упражнение сперва можно выполнить на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку, листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»). После этих упражнения можно разрешить детям, нырнув, делать выдох в воде. Необходимо знать, что дети дошкольного возраста обычно делают выдох в воде, присев на корточки, расставив руки в стороны. Так им легче сохранять равновесие.

Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

Однако при обучении ребенка тому или иному спортивному упражнению следует учитывать возрастные особенности воспитанника, строго дозировать нагрузку.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность.

Только систематическая совместная забота педагога и родителей о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.

Наши рекомендации