Методика проведения творческих подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

Главным мотивом детского творчества является стремление выражать свои переживания, впечатления, осваивать их в деятельности. Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она является одним из источников детского творчества, даёт пищу детской фантазии, будит мысль.

В развитии творческой деятельности малышей важную роль играет искусство руководства ею педагогом. Расширяет двигательный опыт детей, воздействуя на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческую деятельность детей. При проведении игры, внесением вариантов её воспитатель постепенно привлекает детей к творческим поискам. Например, при последующем проведении игры можно предложить детям подумать и сказать, от кого ещё могут улететь воробушки. Дети говорят: от кошки, собачки, мальчика и т.д.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, поэтому в подвижной игре усложняются двигательные задачи. В развитии творческой активности детей среднего возраста перед педагогом стоит сложная задача: создать атмосферу радости, воодушевления. Важно помогать ему, накапливать опыт в самых разных видах деятельности, повышать интерес к окружающему. Дети отчётливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребёнка оно проявляется по-разному, индивидуально. Важное место занимают сюжетные подвижные игры. Сюжетная форма деятельности способствует успешному формированию творческой активности. Дети способны увлечённо и самозабвенно заниматься доступными им видами творческой деятельности. Ребёнок способен выражать своё отношение к персонажам игры. Имея определённый запас знаний, умений и навыков, делают попытку придумывать варианты игр, придумывают сюжетные подвижные игры, вначале по аналогии с уже известными, а затем с новым содержанием.. Постепенно руководя развитием творчества, воспитатель подводит некоторых из них к самостоятельному придумыванию игр.

К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается двигательный опыт, происходит перестройка движений и действий. На первый план выдвигается самостоятельная ориентировка ребёнка в игровой ситуации, которая позволяет ему проявить инициативу и творчество. Хорошее овладение речью даёт ему возможность передачи замысла игры. Творческая активность у детей так же требует от воспитателя владения соответствующей методикой. Важную роль в развитии творческой деятельности играют привлечение их к составлению вариантов игр, усложнение правил. Дети придумывают не только варианты игр, правила к ним, но и с удовольствием сочиняют считалки, сплетают в игровой текст, стихи собственного сочинения. Таким образом, все дети старшего дошкольного возраста могут проявить инициативу и творчество в подвижных играх.

Творчество в подвижных играх, особенно сюжетных, развивается постепенно: вначале дети создают комбинации движений, некоторые по аналогии с товарищами, а затем и самостоятельно. Варьируя сюжетные игры и подключаясь к придумыванию новых игр, дети сначала меняют название игры и вводят в неё какой-нибудь персонаж. Постепенно придумывают игры по литературным произведениям, запомнившимся кинофильмам, мультфильмам, телепередачам и, наконец, сочиняют свои. Под влиянием художественных произведений, сюжетных рассказов воспитателя, а так же выполнения детьми творческих заданий значительно возрастает интерес и творческое отношение детей к игровой деятельности. Однако, владение воспитателя соответствующей методикой содействует формированию творческой деятельности у большинства детей.

Творческие подвижные игры – это игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.

Для воспитания у детей самостоятельности творчества необходимо вооружить воспитателя соответствующей методикой. Для содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре. Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины. Необходимо проводить беседы, уточнять их представление об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей к импровизации. В поисках решения тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать свое действие, не похожее на действия других детей, новые правила, решить по-своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.

Выявление сформированности творческих способов действий целесообразно проводить по следующим направлениям:

1. Отношение детей к творчеству: увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний.
2. Доступное ребенку качество способов творческих действий: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов действий.
3. Показатели качества детского творчества: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, предметов, персонажей и их отражение в действии, в игре.

Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.

Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.

РАДУГА

Ход игры
Считалкой выбирается Радуга, он становится лицом к играющим, расставив руки в стороны (в течение всей игры он остается на своем месте).
Радуга называет какой-либо цвет. Игроки находят этот цвет в одежде у себя или у кого-нибудь из соседей (можно держаться за одежду других) и, касаясь этого цвета, спокойно проходить под Радугой (под его руками). Если у игрока нет нужного цвета и нет возможности коснуться названного цвета, он должен быстро пробежать под Радугой. Если Радуга осалил игрока, то он становится новой Радугой и игра продолжается.

КЛАД

Материал: любой небольшой предмет.

Ход игры
Эта игра может проводиться на участке или в помещении. Выбирается Кладоискатель, он уходит и ждет, пока его не позовут. Остальные дети прячут какой-нибудь предмет в отдаленном уголке участка, зовут “кладоискателя” и дают ему примерно такое задание: “Пойдешь прямо, дойдешь до пенька, от него повернешь направо, дойдешь до забора, затем повернешь налево, пройдешь три шага прямо и начинай искать, на том месте находится клад”. Кладоискатель начинает искать, при необходимости ему повторяют описание маршрута. Когда он находит клад, его все поздравляют, выбирается новый Кладоискатель и игра повторяется.


НЕ СПИ, НЕ ЗЕВАЙ

Материал: длинная веревка, концы которой связаны между собой.

Ход игры
Выбирается водящий. Играющие образуют круг, держа веревку двумя руками сверху. Водящий ходит по кругу, произнося слова: “Не спи, не зевай, руки быстро убирай!”- стараясь коснуться рук одного из играющих. Задача играющих - вовремя убрать руки, отпустив веревку. По ходу игры веревка не должна падать на землю, поэтому, как только водящий отходит, играющий, которого он хотел осалить, сразу же берет веревку. Тот, кого водящий осалил, меняется с ним ролями.


ЛЯГУШАТА И ЦАПЛЯ


Материал: мел.

Ход игры
На площадке чертят круги - домики (по количеству играющих). Выбирается Цапля, которая прячется в стороне. Остальные играющие - лягушата. Они находятся в своих домиках - кругах. Со словами:
“Долго мы сидели в иле, погулять не выходили,
Вылезайте из пруда, выходите все сюда”, -
подражая движениям лягушат, дети выпрыгивают из своих “домиков” и веселятся. Неожиданно выбегает Цапля со словами:
“Кто здесь квакает “кваква”?
Разбегайтесь кто куда!” -
и начинает ловить Лягушат. Лягушата могут прятаться от цапли в свои домики.


УСАТЫЙ СОМ

Материал: мел.

Ход игры
На земле чертят линию - это “берег”, с одной стороны суша, с другой стороны вода. Считалкой выбирают водящего - это Сом. Сом стоит в воде на расстоянии 4-5 метров от “берега”. Все остальные играющие стоят там же, но на расстоянии 1,5-2 метра, лицом к “берегу”, и произносят слова:
“Под камнями сом не спит, Он усами шевелит,
Рыбки, рыбки не зевайте, Все на берег выплывайте”.
После этих слов Рыбки убегают от сома, а он пытается их осалить. Сом не должен выходить за линию “берега”. Пойманные в “воде” Рыбки выходят из игры.
Игра повторяется.



ПЛЕТЕНЬ


Материал: к этой игре требуется музыкальное сопровождение - медленная и быстрая музыка.

Ход игры
Играющие стоят шеренгами у четырех стен площадки, взявшись за руки. Начинает звучать медленная музыка, и все шеренги сходятся в центре и кланяются друг другу. Затем звучит быстрая музыка, и все дети начинают плясать. Как только музыка смолкает, все участники должны вернуться на свои места в свои шеренги. Шеренга, которая построится первой, выигрывает.


ВЕСЕЛАЯ АРИФМЕТИКА


Материал: мяч.
Ход игры

Играющие стоят, образуя круг. По команде ведущего, например, “8” - игроки перебрасываются мячиком и называют числа, дающие в сумме “8”. Один говорит: “Три”, - и кидает мячик другому, он ловит и отвечает: “Пять”, - и тут же дает задание следующему игроку и т. д. Можно сразу переходить к другому числу, а можно перечислять все числа, которые в сумме дают восемь. Называются любые числа в зависимости от знаний детей. Можно также ускорить темп игры. Если ребенок ошибается несколько раз, то он выбывает из игры.

ЛОВИШКИ

Материал: мел, веревки.

Ход игры
Игровую площадку делят на две части. Выбирается два ребенка - Ловишки. Остальные дети стоят на одной стороне площадки, перед ними проводится черта, на противоположной стороне участка также нужно провести черту. Ловишки находятся на середине, между двумя линиями. Играющие, кроме Ловишек, произносят слова: “Раз, два, три - лови!”. После слова “лови” они должны перебежать на другую сторону площадки (за черту), а ловишки догоняют их. Если Ловишка дотронется до играющего прежде, чем пересечет черту, играющий считается пойманным и отходит в сторону. После двух-трех таких перебежек подсчитываются пойманные. Заранее обговаривается, какие по счету пойманные играющие будут Ловишками.

Конспект занятия для детей старшей группы: “Герб”

Цель: Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением как в прошлом, так и в современной жизни.

Материал: Иллюстрации с изображением старинных щитов, разнообразных гербов; дидактическое пособие “Сложи свой герб”.

Часть 1

На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое флаг и для чего он нужен. А кто знает, что это такое? (Воспитатель выставляет изображения гербов, которые могут быть знакомы детям.) Видели ли вы такие изображения и где? (Дети делятся своими знаниями.)

Вы совершенно правы – это гербы. Что же такое герб, откуда он появился и для чего нужен?

История герба, так же как и флага, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (Ответы детей.) А что защищало воина? (Доспехи, щиты.) Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия – и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите­гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками.

Простые люди всегда старались селиться поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. Герб рыцаря­хозяина становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит­герб. Теперь любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.

Часть 2

Динамическая пауза. Проводится игра “Поменяйтесь местами”.

Цель: Развитие внимания, наблюдательности и быстроты реакции.

Материал: Маленькие карточки с изображениями гербов для каждого ребенка.

Ход игры:

1 вариант.Дети сидят на стульчиках по кругу. В руках у каждого своя карточка с изображением герба какого­-нибудь города. Роль ведущего выполняет воспитатель, который предлагает детям внимательно рассмотреть свои гербы, а затем говорит:

–Поменяйтесь местами те, у кого на гербе есть изображение какого­-нибудь зверя. (Дети, на чьих гербах есть изображение зверя, встают и меняются местами.)

Предложения могут быть разными:

–Поменяйтесь местами те, у кого есть изображение… дерева (воды, фигуры человека, здания, рабочих инструментов, гор, солнца, снега, птицы, рыбы, нефти или газа, оружия).

Игра требует внимания, так как на некоторых гербах загаданное изображение не является основным и не сразу бросается в глаза.

2 вариант.Когда предыдущий вариант хорошо усвоен детьми, можно предложить им соревновательный вариант. Стульев выставляется на один меньше, чем детей. Ребенок, у которого нет стула, является временным ведущим. Он называет признак, по которому дети должны поменяться местами, и сам тоже стремится занять свободный стул. Ребенок, который остался без места, становится ведущим и сам придумывает детям задание.

Часть 3

Прошло много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но герб остался. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого­-нибудь города, то вы можете узнать много интересного. Чаще всего герб по­-прежнему изображают в виде старинного щита. Это означает, что в случае необходимости жители, все как один, встанут на защиту города, страны. На щите изображается то, чем город славится, гордится, дорожит.

Часть 4

Нам с вами предстоит еще много интересного узнать о гербах. А пока я предлагаю вам попробовать придумать свой собственный герб. Итак, представьте, что вы рыцарь. Что о вас может рассказать ваш герб?

1 вариант.Детям предлагается дидактическое пособие “Сложи свой герб”, в котором они выбирают для себя разнообразные по цвету поля и силуэты разных животных и предметов. Дети самостоятельно выкладывают изображения на своем гербе и объясняют свой выбор. Силуэтов должно быть много. В случае нехватки изображений или конфликта по поводу одной картинки между несколькими участниками воспитатель должен быть готов превознести достоинства оставшихся картинок до такой степени, чтоб дети были удовлетворены предложенным вариантом.

2 вариант.Можно предложить нарисовать свой герб. Для облегчения работы можно использовать готовые трафареты с силуэтами животных, растений, транспорта и т. д. В этом случае дети могут обмениваться трафаретами, и тогда не возникнет недоразумений по поводу одинаково выбранных изображений.

Приложение 2

Дидактическая игра: “Угадай по описанию"

Цель: Упражнять детей в наблюдательности, внимании; воспитывать умение дослушивать текст до конца.

Материал: Наборное полотно; изображения гербов российских городов (желательно подобрать гербы со сходными объектами, например, несколько гербов с изображением северного оленя или гор).

Ход игры:

Перед детьми выставляется наборное полотно с изображением гербов. Затем им предлагается описание герба, при этом отмечается, что описание обязательно нужно дослушать до конца. Чтение производится медленно, с остановками. Первые фразы подходят к нескольким гербам, что вынуждает детей быть внимательными и не торопиться с ответами. После чтения описания детям предлагается найти и показать этот герб.

Примечание: Поскольку от дошкольников не требуется знания названий городов и правильного соотнесения их с соответствующими гербами, воспитатель может сразу давать название города.

1. Лабытнанги (начало описания сходно с описанием герба города Белогорска).

Герб города Лабытнанги имеет форму щита… Жители этого города, вероятно, очень ценят окружающую природу… Изображение белых гор подсказывает нам, что этот город находится на севере нашей страны, где долгие зимы и очень много снега… Волны, нарисованные внизу герба, говорят о том, что город расположен на берегу холодного северного моря… В центре герба изображена голова самого распространенного жителя этого края – северного оленя. Справа и слева – серебристые ели.

2. Ханты­-Мансийск (сходный герб у Надыма).

Герб города Ханты­-Мансийска имеет форму щита… Основной цвет верхней части этого города – холодный синий, что говорит о том, что город находится на севере нашей страны. Нижняя часть – зеленая, потому, что вокруг города – густые леса… В центре герба – восходящее солнце красного цвета и летящий белый журавль.

3. Дрезна (сходные – у Иванова, Электростали).

Этот герб рассказывает нам об основной профессии горожан… Центральная фигура на гербе – человек… Это девушка в русском костюме… Девушка – пряха… Она стоит и дер­жит в руке веретено и нить.

4. Кузнецк (сходные – Электросталь, Вяртсиля). Этот герб тоже рассказывает нам об основной профессии жителей города… Профессия эта связана с металлом… На гербе мы можем увидеть наковальню… молот… Но фигуры кузнеца на нем нет.

5. Чебоксары (сходные – у городов Жуковский, Торжок).

Основной цвет герба этого города – голубой, цвет неба… В голубом небе изображено несколько летящих птиц… В верхней части герба – красивый узор.

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

Жучок

Для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

1. Количество играющих: 5-20 человек.

2. Место проведения: групповое помещение, спортивный зал, открытая площадка.

3. Подготовка: дети строятся в круг, в центре круга водящий – жучок – сидит на корточках.

4. Описание игры: дети взявшись за руки, идут по кругу со словами:
- Жучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили.
Игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги.
-Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь!
Паучок танцует и выбирает следующего водящего. Игра повторяется.

5. Правила игры: текст должны проговаривать все дружно.

Море волнуется

По считалке выбирают водящего. Водящий произносит слова: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура......... на месте замри", Ребята замирают в позах, соответствующих той фигуре, которую попросил водящий, например, лыжник. Водящий, прохаживаясь между играющими, выбирает понравившуюся ему фигуру. Этот ребенок и будет следующим водящим.

Вариант игры.

Дети сидят полукругом или в кругу.

По команде:

"Море спокойно" - все замирают.

"Море волнуется" - поднимают руки и колышут ими.

"На море буря" - разбегаются.

"Море спокойно" - стараются сесть на свое место.

Совушка - сова

Дети изображают маленьких птичек, один из детей "сова". Водящий произносит: "утро, день, вечер, ночь!" "Птички" летают, клюют зернышки, чирикают и т.д. Со словами "ночь" все замирают, вылетает "сова", которая до этого спала в своем гнезде. Тех ребят, которые издавали звуки и шевелились "сова" забирает в свое гнездо.

Сторож

Выбранный по считалке "сторож" подходит к одному из играющих. Тот сразу же присаживается на корточки, а "сторож" кладет руку ему на голову - "охраняет" его. Другой рукой он старается задеть ребят, которые пытаются дотронуться до сидящего. Те, кого "запятнает" "сторож", выходят из игры, тот, кто "запятнает" сидящего, становится новым "сторожем".

Быстро по местам!

Дети встают в круг (колонну, шеренгу и т.п.). По сигналу водящего : "На прогулку" - все расходятся в разные стороны. По синалу: "По местам!" - все должны вернуться на свои места. Играют 3-4 раза. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Исходные положения могут быть самые разные.

Фигуры

По сигналу водащего дети идут по кругу или по площадке. По второму сигналу останавливаются и принимают позу, заранее оговаривариваемую. Шевелиться нельзя. Водящий ходит и выбирает фигуру и меняется с ним местами. Обязательно надо спросить, кого игрок хотел изобразить.

Шмель

Играющие сидят по границе круга и внутри круга по полу перекатывают руками мяч. Откатывая мяч от себя, играющие стараются осалить другого игрока (попасть мячом в ноги). Тот, кого коснулся мяч, поворачивается спиной к центру и не принимает участия в игре, пока не будет осален другой игрок.

Наши рекомендации