Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1—В9; С2
(1)0н вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и снова глядел на доску. (3)А через несколько минут снова зевал.
— (4)Почему ты зеваешь?! — раздражённо спрашивала Женечка — так за глаза
ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну — маленькую, худенькую,
с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом.
(5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (б)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
(7)Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)Он отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду.
(11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.
(14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
— (15)Багульник! — буркнул он и пошёл прочь.
(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.
(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.
(22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.
(23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока — для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления.
(27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах.
(ЗО)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста' исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (ЗЗ)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.
(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка — он был прикован к постели. (35)Это у него была такса — чёрная головешка на четырёх ножках. (Зб)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.
— (37)Она тебя ждёт, — говорил больной.
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
— (38)Ты болей, не волнуйся, — слышался голос Косты.
— (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.
— (41)Приду утром, — после некоторого раздумья отвечал Коста. — (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!
(44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару.
(46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла йо следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.
(По Ю. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему Евгения Ивановна стала присматриваться к Косте с нескрываемым любопытством?»
1) Коста вызывающе зевал на уроках, и Евгения Ивановна думала, что он зевает от скуки.
2) Коста был молчальником, и Евгения Ивановна не любила его за это.
3) Когда зацвёл багульник, все решили, что Коста — волшебник.
4) Евгения Ивановна начала догадываться, что у Косты своя жизнь, о которой она ничего не знала.
Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово «представление»(предложение 26).
1) домысел, плод фантазии 3) знание о чём-либо
2) знакомство с кем-либо 4) спектакль, зрелище
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.
2) Это у него была такса — чёрная головешка на четырёх ножках.
3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
БЛОКИ. ВАРИАНТЫ 5-8
А4
А5
А6
А7
Bl
B2
ВЗ
В4
В5
Укажите ошибочноесуждение.
1) В слове ВИДЕЛИ все согласные звуки мягкие.
2) В слове БАГУЛЬНИК мягкость согласного [л'] на письме обозначается буквой Ь (мягкий знак).
3) В слове ИСЧЕЗ все согласные звуки глухие.
4) В слове ПОДЪЕЗД букв больше, чем звуков.
Укажите слово с чередующейся безударнойгласной в корне.
1) зевал 2) растение 3) выдержала 4) подмести
В каком слове правописание приставкиопределяется её значением — «присоединение»?
1) принёс 2) приходится 3) присматриваться 4) прикован
В каком слове правописание суффиксаопределяется правилом: «В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».
1) раздражённо 2) длинными 3) уверена 4) больной
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
Замените разговорное слово «буркнул»в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.
Ответ:_______________________ .
Замените словосочетание «школьная дверь»(предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_______________________ .
Выпишите грамматическую основупредложения 27.
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 34-37 найдите предложение с обособленным приложением.
Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса/1* хватал пальто и/2* на ходу попадая в рукава/3* скрывался за школьной дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь/4* о которой никто/5* видимо/6* не имел представления.
Ответ:_______________________ .
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
В6 |
В6 I Укажите количество грамматических основв предложении 14. Ответ запишите цифрой.
Ответ:
В7
В8
В9
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.
Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой/1* расспросить его о собаках/2* которых он кормил/3) выгуливал/4* поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика/5* который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 16-21 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным)подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 5-8 найдите сложные бессоюзныепредложения. Напишите номера этих предложений.
Ответ: