Поиск подходов к феномену детства и детской литературе в XX - XXI вв. Основоположники детской литературы
Годы | Эпоха, имена | Отношение к феномену детства в творчестве | Аргументация |
1890-1917 | Серебряный век Поэты Серебряного века Прозаики-реалисты | XX век - начало новой эры, детство нового человечества. | Осип Мандельштам: И там, где сцепились бирюльки, Ребенок молчанье хранит. Большая Вселенная в люльке У маленькой вечности спит. |
Постижение феномена детства | |||
1.Ребенка перестают рассматривать сквозь призму его неполноценности по отношению к взрослому. 2.Развивается идея о спасительной силе детства: ребенок открывает то лучшее, что есть в людях, возвращает к высшим ценностям бытия - любви и веры. 3.Только детскому сознанию дано приблизиться к постижению истины. 4.Особенность детского восприятия мира характеризуется новизной игры и жизни, мечты и действительности. | Константин Бальмонт: ...Мне хочется снова быть кротким и нежным, Быть снова ребенком, хотя бы в другом, Но только б упиться бездонным, безбрежным В раю белоснежном, в раю голубом. Центром детской литературы стал журнал «Тропинка» (К. Бальмонт, А. Блок, Ф. Сологуб, О. Мандельштам и др.) | ||
Детство стало одной из ведущих тем литературы. Подход к ребенку с социальной стороны. | Л. Андреев («Петька на даче», «Ангелочек»), Гарин-Михайловский («Детство Темы»), Короленко («Дети подземелья»), Куприн («Белый пудель») и др. | ||
1917-1930 | Послереволюционный период | Изучение проблем детской литературы и психологии детства. Создание идеологически ориентированной детской литературы. | Создан Институт детского чтения. |
Дискуссии о детской литературе об: 1) отношении к классическому литературному наследию. 2) отношении к сказке . 3) отношении критериев, по которым должна оцениваться детская литература. | Одни стояли за современную детскую книгу, другие утверждали, что нельзя пренебрегать нравственными принципами классической литературы. Предлагалось исключить сказки из детского чтения: дети должны развиваться под влиянием «реалистичной» литературы. Педагоги предлагали в основу детского произведения закладывать образовательно-воспитательное значение. Книга должна расширять представление ребенка о социальных отношениях. | ||
1930-1960–е гг. | М. Горький | 1.Главная задача детской литературы - формирование новой личности. 2.Отстоял сказку, подчеркивая ее значимость в становлении детского характера. 3.Выступил в защиту классиков. 4.Следует создавать исторические книги, научно-познавательные, о природе, о труде, о взаимоотношениях между людьми. Основные требования к детской книге: 1). Учет возрастных особенностей и интересов детей. 2). Энциклопедичность. 3). Ведущей темой должна стать тема современности. 4).Художественность: «Наша книга не должна быть дидактической... Она должна говорить языком образов». 5).Герой: «Перед новыми талантами встает задача изобразить в литературе… героя, который хочет перестроить мир… 6). Необходимость «забавного» в книге для детей. 7).Детское мышление наглядно - красочные иллюстрации. | Доклад «О детской литературе» на Первом съезде писателей (содокладчик Маршак). Статьи «О темах», «О сказках» и др. «В основе… детской литературы должно быть вдохновение и творчество. Ей нужны не ремесленники, а большие художники…Она не должна быть придатком к литературе для взрослых. Это великая держава с суверенными правами и законами…» |
С.Я. Маршак | 1.Развивает мысль М. Горького о многообразии тем, необходимых детям. 2.Отстаивает горьковский принцип забавной книжки. 3.Анализирует воспитательное значение сказок. 4.Формулирует требования к детскому писателю. 5.Привлек в детскую литературу множество талантов. | «Сказка крылатая и бескрылая». «О живых и мертвых душах», «Истоки чувств». | |
К.И. Чуковский | 1.Ребенок «создает свой мир, свою логику…, и кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть и поселиться там». 2.Детский писатель «должен уметь по-детски смеяться с ребенком....Надо бы не наклоняться к детям, а стать детьми». | «Заповеди для детских поэтов»(«От двух до пяти») 1) Зрительный образ и звук составляют единое целое. 2) Детское зрение воспринимает не качество вещей, а их движение. 3) В стихах должны быть песни и пляски. 4) Подвижность и переменчивость ритма. 5) Стихи должны быть игровыми. 6) Состояние счастья – главнейшая заповедь. | |
Отношение к феномену детства | 1) Усвоение государственной идеологии, моральных норм, усиление интернационального и трудового воспитания. Лозунг «Дети наше будущее» транслировал образ ребенка – строителя Коммунизма. 2) Осознание самобытности и самоценности детства – ребенок учится у природы, опыт приобретается не в виде готовой морали, посредством собственных открытий. 3) Изображение эмоций ребенка как ведущее свойство художественного психологизма детской литературы. | В. Маяковский, А.П. Гайдар, З. Вознесенская, М. Прилежаева. М.М. Пришвин, Б.С. Житков, В.В. Бианки, Е.И. Чарушина Н. Носов, В. Драгунский | |
А.Л. Барто | Детей надо изучать, охранять их нравственную чистоту, отвечать на их интерес к современности, раскрывать им мир, обращаясь к их воображению. | «Записки детского поэта», «О поэзии для детей» «Чтобы растить ребенка, надо все время расти самому…», «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность» | |
1953- 1970-е гг. | Оттепель | 1. Возвращение к гуманистической традиции литературы ХIХ века. 2. Обращение к традициям Серебряного века, к русскому авангарду 20-30-х годов, 3. Утверждение человека как первейшей ценности. 4. Интерес к процессу взросления, духовного созревания, к внутреннему миру героя. 5. Раскованность, граничащая с озорством, интерес к игре как проекту новой действительности. Развитие жанра литературной сказки Переводная литература зарубежных авторов. | Л. Воронкова, Е. Пермяк, Г. Снегирев, Э. Успенский, Н. Ю. Коваль и др. И. П. Токмакова, В. В. Берестов, Б. В. Заходер, Я. Л. Аким, Э. Э. Мошковская, Ю. П. Мориц, Г. В. Сапгир, Р. Сеф и др. Трилогия Носова о Незнайке; произведения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот» и др.; Т. Александровой «Кузька», С. Козлова «Трям! Здравствуйте!» и др. С. Экзюпери, С. Лагерлеф, А. Милна, Л. Кэрролл, Ш. Перро, Р. Распе, Х. Андерсена, Р. Киплинга, Т. Янссона, К.Льюис, А. Линдгрена, Д. Родари, Д. Толкиена. |
Приложение №19