Тема 0.1. Специфика, принципы, задачи детской литературы. Роль детской литературы. Роль иллюстрации для маленьких детей.

Основные понятия и термины по теме: детская литература, жанр, автор, герой, тема, проблема, идея, композиция, стилизация, ирония, внутренний мир героя.

План изучения темы

1. Наука о детской литературе.

2. Современное понятие о детской литературе. Классификации.

3. Специфика детской литературы.

4. Художественные критерии детской литературы.

5. Иллюстрации и текст в детской книге.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Детская литература – часть общей литературы. Её развитие в соответствии с основными принципами художественной литературы как формы познания действительности. Специфика, принципы, задачи детской литературы. детской литературы, её тесная связь с задачами педагогики, с возрастными интересами и возможностями детей. Роль детской литературы в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Основные требования к литературному произведению для детей дошкольного возраста, соответствие идеи произведения нравственным идеалам, доступность содержания, простота и динамичность сюжета, яркая и эмоциональная насыщенность образов, чёткость характеров героев, богатство и точность языка. Основные требования изображения характеров героев, богатство и точность (показ чёткости характеров). Понятия детская литература и детское чтение. Роль детской литературы. Роль иллюстрации для маленьких детей

Практические занятияне предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения

Самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Форма контроля самостоятельной работы:выполнение и сдача С и ПР, защита реферата и доклада, проверка конспекта и таблиц, проверка рабочих тетрадей

Вопросы для самоконтроля по теме:

1 Что такое детская литература.

2 Назовите классиков детской литературы.

3 Перечислите художников-иллюстраторов детской книги.

4 Назовите теоретиков и критиков детской литературы.

5 Докажите роль книги в жизни ребенка.

6 Докажите связь детской литературы с другими науками.

7 Ваши любимые детские книги и авторы, почему.

8 Достаточно ли Вашей домашней библиотеки для изучения курса "Детская литература".

Раздел 1 Устное народное творчество

Тема 1.1. Малые фольклорные жанры

Основные понятия и термины по теме: детская литература, жанр, автор, герой, тема, проблема, идея, композиция, стилизация, ирония, внутренний мир героя

План изучения темы

1. Народные песенки

2. Былины

3. Пословицы

4. Герои

Краткое изложение теоретических вопросов:

Народные песенки, их виды: колыбельные, пестушки, потешки, припевки, прибаутки, небылицы и др. Богатство содержания, близость детским интересам. Образы животных, картины родной природы. Художественные особенности народных песенок: лаконичность и поэтическая выразительность; ритмичность, мелодичность языка. Воспитательная ценность народных песенок. Пословицы, загадки. Их идейная направленность и тематическое богатство; жанровые особенности. Педагогическое значение произведений этих жанров. Древнерусские былины как эпический жанр складывались в X веке. Их культивирование было обусловлено возрастанием в общественной жизни роли военных дружин, чьи деяния во многом соотносятся с подвигами богатырей.

Былины, хотя и повествуют о старых временах (северорусские люди называли их "старинами"), но не о мифическом времени начала мира. Они обращены к периоду становления древнерусского этноса, активных действий предков — героев, устанавливавших новый порядок и государственный строй в условиях сохраняющихся родоплеменных отношений и мифологического миросозерцания народа. Все это сказалось на самих былинах. В них присутствуют исторические, бытовые реалии, но они насыщены и мифологическими элементами, персонажами, приемами повествования. Более того, реальное в былинах мифологизируется, а старым мифам придаются черты "историчности".

Прошлое в былинах, подобно мифическому, идеализируется: богатыри являются воплощением высоких качеств защитников родной земли, отношения их с князем Владимиром в целом соответствуют "золотой поре" родовых отношений. Причем отдаленное прошлое и ближайшие события осмысляются в одинаковой мере по законам мифологического и эпического творчества. Поступки героев подчас относятся к разным временным периодам. Поэтому "историчность" былин мнимая. Прототипы героев могли .иметь место в истории, но установить с ними генетическую связь весьма трудно. Предпринятая Б.А. Рыбаковым в книге "Древняя Русь: сказания, былины, летописи" попытка раскрыть через былины факты истории до сих пор вызывает споры.

Наиболее характерно влияние мифологии на эпос проявляется в том, что в нем также присутствует разделение мира на противоположности, которые при этом сосуще­ствуют. Разрушительные силы находятся в "чужой" стороне, и богатырю, чтобы вступить с ними в единоборство, приходится совершить путь из "центра" или по направлению к нему.

Противники былинных героев, вроде Змея и Соловья-разбойника, напоминают мифические персонификации природы. Подобное можно наблюдать и в именах богатырей — Дон Иванович, Дунай Иванович. Их деяния, описанные в былинах, соответствуют этиологическим мифам — мифам о происхождении рек. Многообразно представлен в былинах мифологический мотив змееборчества Бога Грозы в виде сражения богатырей со змееподобными существами.

Богатыри олицетворяют не только силы природы, но и героизм защитника родной земли, богатство как чудодейственную силу (Дюк Степанович), ум (Ставр Годинович), искусство (Садко). Во всех случаях идеализированный герой, как и в мифах, придает внутреннее единство всему повествованию, определяет характер былин.

На этой основе былины можно разделить на героические — о подвигах богатырей и социально-бытовые, чьими героями являются Микула Селянинович, Садко, Василий Буслаев и др. Первые в большей степени впитали в себя мифологическую основу, особенно самые древние: о Волхе Всеславьевиче, о Михайло Потыке, о Добрыне и Маринке. Весьма существенна она и в былинах киевского периода об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. А позднее былинное творчество все более при­землялось бытовыми деталями, и процесс создания новых былинных сюжетов в основном закончился к XVI—XVII вв.

Исполнение былин, подобно значительной части мифов, некогда сопрягалось с ритуалами. Хотя и отдаленно, но об этом напоминает тот факт, что даже в середине XIX века исполнение былин составляло непременную принадлежность Зимних святок. Связь былин с магическими ритуалами подтверждается поверьем, будто, рассказывая их, можно успокоить водную или воздушную стихию. Эта умиротворяющая действенность былин выражена в их концовках:

Синему морю на тишину,

Всем добрым людям на послушание.

Итак, мы видим значительное влияние мифологии на былинное творчество, но в то же время эволюция былинных героев, последующая бытовизация сюжетов свиде­тельствуют о преодолении мифологического сознания в эпосе. Кроме мифов, он вбирает в себя огромный материал, в том числе исторические предания и легенды, элементы социально-бытовых сказок, реальные факты жизни.

Практические занятия

Устное народное творчество

Задания для самостоятельного выполнения

Малые фольклорные формы народов мира

Форма контроля самостоятельной работы выполнение и сдача С и ПР, защита реферата и доклада, проверка конспекта и таблиц, проверка рабочих тетрадей

Вопросы для самоконтроля по теме:

Дайте определение понятий:

Устное народное творчество_______________________

Фольклор______________________________________

Раздел 1 Устное народное творчество

Наши рекомендации