Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Создание условий для приобретения опыта:

-положительного реагирования на предложение послушать и (или) прочесть ещё раз произведение (сказку, рассказ, потешку и т. д.), поговорить о прочитанном;

-участия в прослушивании малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов, доступных пониманию детей;

-эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой, и т. п.);

-выявления положительных героев, их оценки с помощью доступного нравственно-ценного словаря установления простейших связей последовательности событий в тексте;

-участия в ситуациях общения, вызывающих потребность выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами; заучивания коротких стихотворений;

-понимания иллюстраций к произведениям литературы и фольклора.

Формы и средства развития речевой сферы детей дошкольного возраста в условиях организации совместной деятельности со взрослыми и другими детьми, самостоятельной свободной деятельности

Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Коммуникативная -Словотворчество -Артикуляционная игра -Речевая ситуация -Ситуативный разговор -Обсуждение поступков -Отгадывание загадок -Речевые игры -Речетворчество -Звукоиграйка -Составление рассказа -Описательный рассказ -Составление описательных рассказов -Составление сказок -Составление творческих рассказов -Сочинение (ароматной сказки) -Пересказ -Составление историй «наоборот», истории по аналогии с отрывком из рассказа -Составление повествовательных рассказов -«Минутки общения» -Анализ произведений художественной литературы -Беседа -Обсуждение поступков -Отгадывание загадок -Рассматривание и сравнение -Конкурс чтецов -Составление историй «наоборот», истории по аналогии с отрывком из рассказа -Беседы – рассуждение -Ситуация морального выбора -Проблемные, игровые образовательные ситуации, требующие размышления и рассуждения -«Минутки диалога» игры со звуком, словом; -Описательные, повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, иллюстрациям -Составление описательных загадок и загадок со сравнением, описательные загадки о предметах и объектах живой и неживой окружающей природы.
Познавательно-исследовательская -Настольно-печатные игры -Дидактические игры -Сбор фотографий и оформление -Встреча с интересными людьми -Игры – путешествия -Разгадывание кроссвордов -Телестудия представляет научно – познавательный проект -Мини –коллажа -Просмотр видео фильмов и диафильмов -Проектная деятельность -Викторина
Игровая -Моделирование -Игра-драматизация -Театрализованные этюды
Восприятие художественной литературы и фольклера -Чтение -Слушание -Отгадывание -Книжная выставка -Заучивание стихотворений -Заучивание произведений устного народного творчества Литературно – музыкальный салон -Знакомство с букварями, азбуками
Самообслуживание и бытовой труд -Поручение -Коллективное творческое дело -Задания
Музыкальная -Слушание музыки
Двигательная -Пальчиковые игры -Игры с правилами -Народные игры
Конструирование -Из строительного материала -Практическое и компьютерное -Из деталей конструкторов -Из бумаги -Из природного материала -Из крупногабаритных модулей -Конструирование по модели -Конструирование по условиям -Конструирование по образцу -Конструирование по замыслу -Конструирование по теме -Каркасное конструирование -Конструирование по чертежам и схемам
Изобразительная -Рассматривание картин, иллюстраций -Лепка -Рисование -Аппликация -Выставки детских работ конкурс -Создание -Дизайн – студии

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Наглядные Словесные Практические
-Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии) -Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин; рассказывание по игрушкам и картинам) -Чтение и рассказывание художественных произведений. -Заучивание наизусть. -Пересказ. -Обобщающая беседа. -Рассказывание без опоры на наглядный материал. -Дидактические игры. -Игры - драматизации. -Инсценировки. -Дидактические упражнения. -Пластические этюды. -Хороводные игры.

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

1. Общение взрослых и детей.

2. Художественная литература.

3. Культурная языковая среда.

4. Изобразительное искусство, музыка, театр.

5. Обучение родной речи на занятиях.

6. Занятия по другим разделам программы.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (ВОСПРИЯТИЕ КНИГ)

1. Чтение литературного произведения.

2. Рассказ литературного произведения.

3. Беседа о прочитанном произведении.

4. Обсуждение литературного произведения.

5. Инсценировка литературного произведения. Театрализованная игра.

6. Игра на основе сюжета литературного произведения.

7. Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.

8. Сочинение по мотивам прочитанного.

9. Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.

Наши рекомендации