Работа студентов над речевой формой выступления

Публичное выступление, публичная защита результатов науч­ной работы — один из ключевых этапов процесса исследования, требующий повышенного внимания (приложения 8 — 9).

Выступающий перед аудиторией постоянно получает информа­цию о состоянии аудитории, ее настроении, отношении к нему и сообщаемой им информации. Он должен постоянно «считывать» эту информацию и по необходимости вносить коррективы в свое выступление. Однако для того чтобы «читать» аудиторию и пра­вильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюда­тельность и некоторый практический навык.

О внимании к оратору свидетельствует следующее:

· взгляды слушателей направлены на оратора;

· корпус слушателей наклонен в сторону оратора;

· слушатель сдвигается на край стула, чтобы быть поближе к оратору;

· слушатель наклоняет голову (по И.Л.Стернину).

О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя говорят следующие факты:

· взгляд слушателя направлен в сторону;

· тело слушателя напряжено, осанка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внима­ния);

· слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен;

· слушатель совершает следующее движение: голова выпрям­ляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начи­нает блуждать по сторонам; тело слушателя «подается» к выходу;

· ноги слушателя вытянуты вперед и скрещены, тело откину­то назад, голова опущена вперед (чаще всего означает не­согласие);

· слушатель подпирает голову всей ладонью;

· слушатель пощелкивает колпачком ручки, постукивает но­гой, пальцами по чему-либо;

· слушатель рисует что-то на бумаге;

· немигающий взгляд (имитация внимания);

· слушатель дотрагивается рукой до уха (до губ) и опускает ее вниз (скрываемое желание возразить, перебить) и др. (по И.Л.Стернину).

Необходимо также иметь в виду, что существуют периоды вни­мания, которые составляют приблизительно 10-15 минут. По ис­течении этого срока внимание падает, затем оно восстанавлива­ется еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего пятнадцатиминутного снижается уже существен­но. Исходя из вышесказанного, лучше, чтобы выступление укла­дывалось в минимальный период внимания, т.е. в 10-15 минут. Десятиминутное выступление наиболее предпочтительно, так как оно целиком обеспечено вниманием аудитории и даже останется некоторый избыток внимания.

Если мы обратим внимание на длительность современных опе­ративных радио- и теленовостей, информационных передач веду­щих информационных агентств мира, то заметим, что они укла­дываются, как правило, в 10 минут. Таким образом, краткость выступления — гарантия внимания аудитории.

Существуют приемы поддержания внимания.

1. Риторические вопросы к аудитории. Риторический вопрос считается самой сильной и эффективной риторической фигурой, одним из приемов диалогизации. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как впрочем, и любые вопросы), поэто­му они являются эффективным средством поддержания внимания.

2. Авансирование. Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слуша­телей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и сообщает: «Об этом речь пойдет позже».

3. Демонстрация предмета. Можно активизировать восприя­тие слушателей, демонстрируя предмет (образ) исследования.

4. Закон края. Этот закон гласит, что конец и начало запоми­наются и воспринимаются лучше, чем середина. Чтобы в середи­не выступления не было провала, необходимо речь сделать более разнообразной, более эмоциональной и т.д.

5. Донесение главной мысли выступления. Словесная формули­ровка главной мысли выступления необходима как самому высту­пающему, так и аудитории. Всегда лучше сформулировать глав­ную мысль в виде отдельного предложения. В небольших выступ­лениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозву­чать в середине и конце речи. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме.

6. Соблюдение регламента. Существует закон прогрессирую­щего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит выступающий, тем большее невнимание и нетер­пение проявляют слушатели. Как бы ни был интересен докладчик, как бы ни были расположены к нему слушатели, чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать.

При выступлении очень важна техника речи. Устная речь — зеркало эмоций выступающего: через интонации слуша­тели узнают истинное отношение говорящего к освещаемому предмету. Сила слова заключается не в силе голоса, а в интенсив­ности вкладываемых в него чувств.

Большую роль в речи играет дыхание. Правильное дыхание — основа постановки голоса. Оно поддерживает голос, передает мысль. Стресс ослабляет человека и лишает его способности со­средоточенно мыслить и действовать. В результате — речь моно­тонная, вялая, тихая. Стресс приводит к мышечному напряже­нию и сдерживанию дыхания, изменяет или даже блокирует го­лос. Если дыхание неспокойное, то и мысли будут сумбурными и неупорядоченными. И наоборот, если дыхание равномерное и спокойное, то и мысли будут целенаправленными. Сдерживае­мое дыхание лишает голоса силы, уверенности, образности. До­ступ к подсознанию открывается в состоянии покоя и сосредо­точенности. Несколько глубоких вдохов перед началом презен­тации помогут вам успокоиться и сконцентрироваться на наме­ченных целях. Помимо обеспечения ясности мысли, правильное дыхание обеспечивает проникновение воздуха к голосовым связкам, что позволяет говорить четко и ясно, а также уменьша­ет нервозность. Диафрагмальное дыхание увеличивает силу го­лоса. Отследите, чтобы во время вдоха плечи не должны подни­маться к ушам.

Артикуляция обеспечивает эмоциональный и интеллектуаль­ный баланс в речи. Хорошо артикулированная речь заставляет слушать. У неопытных ораторов часто встречается такая ошибка, как многоударность.

Многоударность затуманивает смысл фразы, лишает перспек­тивы действия. Ударение только одно (глагол, перечисление, про­тивопоставление) . Учитесь выделять и держать внутри темы глав­ную мысль. Тогда речь любого объема приобретает направлен­ность, перспективу, в ней появится смысл.

Речь должна быть настолько громкой, чтобы слова были слыш­ны, но без крика и надрыва.

Произношение должно быть внятным, четким, уверенным (без «глотания» окончаний слов). Необходимо правильно ставить уда­рения.

Темп речи — медленный в значимых зонах информации, сред­ний — в основном изложении, быстрый — при изложении вспо­могательной информации.

Ритм речи равен воздействию ваших слов. Если в речи нет ритма, то речь становиться бытовой. Ускорение или замедление речи говорящим привлекает внимание публики, но изменение скорости должно быть оправдано логической структурой выступ­ления. Значимость высказывания подчеркивается увеличением громкости, снижением громкости, замедлением речи.

Интонация должна быть дружественной, спокойной, убеди­тельной, выразительной, без ироничных и оскорбительных оттен­ков.

Пауза подчеркивает важность сказанного, дает возможность выступающему и слушателям осмыслить сказанное, выполняет функции пунктуации. Не нужно забывать о паузах между основ­ными пунктами и визуальном контакте с аудиторией. Поделите свою речь на небольшие фрагменты и следите за плавностью речи. Пауза — продолжение мысли; она всегда действенна: это либо поиск поступка и слова, продолжение мысли, рождение но­вой идеи и т.д.

Речь должна быть ориентирована в сторону основной аудито­рии, а не к председателю (ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика. Примеры речевых оборотов и типов научной речи, структуры устного выступления представлены в приложениях 8, 9.

При выступлении большое внимание следует уделять движе­ниям. Каждый шаг при выступлении — это поступок. Чем мень­ше передвижений, тем легче вас воспринимать. Старайтесь не по­ворачиваться спиной к аудитории. Все повороты, развороты, сме­ны ракурсов, перемещения желательно делать так, чтобы аудито­рия видела вас больше спереди.

Не допускайте слишком активной жестикуляции — это отвлекает аудиторию от восприятия вашей речи. Жесты должны быть лаконичными и могут использоваться лишь в том случае, когда вам нужно подчеркнуть что-либо особенно важное.

Требования к внешнему виду выступающего.

Одежда — чистая, элегантная, деловая, комфортная, не долж­на пестрить, стеснять дыхание и движения. Прическа — аккурат­ная. Мимика — отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории. Фигура — подтянутая: спина — прямая, пле­чи — развернуты. Движения — свободные, уверенные, плавные; неагрессивные.

При выступлении используется различный демонстраци­онный материал.

1. Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предме­ты. Наглядные предметы служат эффективным средством успеш­ного взаимодействия со слушателями. Демонстрация реальных предметов привлекает внимание, способствует оперативному по­ниманию и усвоению новой информации. Докладчику необходи­мо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) ме­сто для размещения наглядных предметов. При демонстрации работы или проведении опытов необходимо соблюдать технику безопасности, а также чистоту помещения и сохранность исполь­зованных предметов.

2. Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презентации. Видеоматериалы являются современными средствами изобрази­тельной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмот­реть (при необходимости подготовить и проверить) технические и организационные средства демонстрации видеоматериалов.

3. Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и дру­гие материалы, оформленные на бумажном носителе. Бумажный материал должен быть удобен для восприятия присутствующими и докладчику при переноске, демонстрации, креплении и снятии. Рисунки и тексты плакатов, схем и т.д. должны быть сделаны в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предус­мотреть (при необходимости подготовить) место не только для демонстрации плакатов, но и средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой.

Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходи­мое количество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим (такой раздаточный материал принято называть хэндаутами).

4. Записи на доске (флипчарте). Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необхо­димо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.

После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в которой имеют право участвовать все присутствую­щие. Докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного исследования, и разные по содержанию и форме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего психологиче­ски, к такому разнообразию вопросов.

Во время ответа необходимо проявлять тактичность к лицам, задающим вопросы. Прежде чем отвечать на вопрос, нужно вни­мательно выслушать говорящего и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется отвечать на заданный вопрос сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику следует учитывать, что краткий, четкий и хорошо ар­гументированный ответ на вопрос может исключить малосуще­ственные дополнительные вопросы.

При ответе можно ссылаться на текст исследовательской рабо­ты. Это придаст ответам наибольшую убедительность и одновре­менно позволит подчеркнуть достоверность результатов прове­денного исследования.

Благодарность докладчика в адрес присутствующих и лиц, за­дающих вопросы, создает общее положительное впечатление о публичном выступлении исследователя.

Начинающие, неопытные исследователи боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не сто­ит бояться, а в целях усиления воздействия вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать и провоциро­вать.

Рассмотрим основные принципы ответов на вопросы.

1. Убедитесь, что вы поняли вопрос. В зависимости от логиче­ской структуры обычно выделяют два вида вопросов — уточняю­щие и восполняющие. Уточняющие (закрытые) вопросы направ­лены на выявление истинности или ложности выраженного в них суждения. В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица «ли», которая является их грамматическим признаком. Восполняющие (открытые) вопросы связаны с разъяс­нением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими признаками таких вопросов являются вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему» и др.

По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчле­нены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопро­сы можно разбить, на несколько простых. Если разбить сложный вопрос на простые вопросы, на него будет легче ответить.

По характеру вопросы бывают нейтральными, благожелатель­ными и неблагожелательными, враждебными и провокационны­ми. Поэтому необходимо по формулировке вопроса, по тембру го­лоса определить характер вопроса, чтобы правильно выработать тактику поведения. На нейтральные и благожелательные вопросы следует отвечать спокойно, стремясь как можно яснее объяснить то или иное высказанное положение. Важно проявить максимум внимания и уважения к членам комиссии, даже если вопрос сформулирован неточно, не совсем грамотно. Недопустимы раз­дражение и пренебрежительный тон. При ответе на неблагоже­лательные вопросы следует выявить их провокационную суть, об­нажить позицию оппонента и дать достойный отпор.

2. Отвечайте на все вопросы. Не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Ответ можно отложить, сказав: «Я понял вас, я вам отвечу несколько позже», или «Это не совсем относит­ся к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы от­ветить на вопрос». Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глу­пость вопроса — любой вопрос законен и требует ответа.

3. Отвечайте одинаково уважительно всем. Выступающий дол­жен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать его вопрос законным, правомерным, заслуживающим внимания. Подчеркнуто внимательно следует выслушать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает его, чтобы обра­тить на себя внимание или что-то разъяснить для себя. Отвечая на вопрос, никогда не следует говорить члену комиссии: «Вы меня не так поняли». Нужно сказать: «Наверное, я неудачно вы­разился» или: «Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль» и др.

4. Отвечайте кратко. Не следует превращать ответ еще в одно выступление. Ответ на любой вопрос должен занимать 1-5 ми­нут, не больше.

Наши рекомендации