Работа студентов над речевой формой выступления
Публичное выступление, публичная защита результатов научной работы — один из ключевых этапов процесса исследования, требующий повышенного внимания (приложения 8 — 9).
Выступающий перед аудиторией постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении, отношении к нему и сообщаемой им информации. Он должен постоянно «считывать» эту информацию и по необходимости вносить коррективы в свое выступление. Однако для того чтобы «читать» аудиторию и правильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдательность и некоторый практический навык.
О внимании к оратору свидетельствует следующее:
· взгляды слушателей направлены на оратора;
· корпус слушателей наклонен в сторону оратора;
· слушатель сдвигается на край стула, чтобы быть поближе к оратору;
· слушатель наклоняет голову (по И.Л.Стернину).
О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя говорят следующие факты:
· взгляд слушателя направлен в сторону;
· тело слушателя напряжено, осанка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания);
· слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен;
· слушатель совершает следующее движение: голова выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам; тело слушателя «подается» к выходу;
· ноги слушателя вытянуты вперед и скрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие);
· слушатель подпирает голову всей ладонью;
· слушатель пощелкивает колпачком ручки, постукивает ногой, пальцами по чему-либо;
· слушатель рисует что-то на бумаге;
· немигающий взгляд (имитация внимания);
· слушатель дотрагивается рукой до уха (до губ) и опускает ее вниз (скрываемое желание возразить, перебить) и др. (по И.Л.Стернину).
Необходимо также иметь в виду, что существуют периоды внимания, которые составляют приблизительно 10-15 минут. По истечении этого срока внимание падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего пятнадцатиминутного снижается уже существенно. Исходя из вышесказанного, лучше, чтобы выступление укладывалось в минимальный период внимания, т.е. в 10-15 минут. Десятиминутное выступление наиболее предпочтительно, так как оно целиком обеспечено вниманием аудитории и даже останется некоторый избыток внимания.
Если мы обратим внимание на длительность современных оперативных радио- и теленовостей, информационных передач ведущих информационных агентств мира, то заметим, что они укладываются, как правило, в 10 минут. Таким образом, краткость выступления — гарантия внимания аудитории.
Существуют приемы поддержания внимания.
1. Риторические вопросы к аудитории. Риторический вопрос считается самой сильной и эффективной риторической фигурой, одним из приемов диалогизации. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как впрочем, и любые вопросы), поэтому они являются эффективным средством поддержания внимания.
2. Авансирование. Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и сообщает: «Об этом речь пойдет позже».
3. Демонстрация предмета. Можно активизировать восприятие слушателей, демонстрируя предмет (образ) исследования.
4. Закон края. Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше, чем середина. Чтобы в середине выступления не было провала, необходимо речь сделать более разнообразной, более эмоциональной и т.д.
5. Донесение главной мысли выступления. Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому выступающему, так и аудитории. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения. В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме.
6. Соблюдение регламента. Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит выступающий, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели. Как бы ни был интересен докладчик, как бы ни были расположены к нему слушатели, чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать.
При выступлении очень важна техника речи. Устная речь — зеркало эмоций выступающего: через интонации слушатели узнают истинное отношение говорящего к освещаемому предмету. Сила слова заключается не в силе голоса, а в интенсивности вкладываемых в него чувств.
Большую роль в речи играет дыхание. Правильное дыхание — основа постановки голоса. Оно поддерживает голос, передает мысль. Стресс ослабляет человека и лишает его способности сосредоточенно мыслить и действовать. В результате — речь монотонная, вялая, тихая. Стресс приводит к мышечному напряжению и сдерживанию дыхания, изменяет или даже блокирует голос. Если дыхание неспокойное, то и мысли будут сумбурными и неупорядоченными. И наоборот, если дыхание равномерное и спокойное, то и мысли будут целенаправленными. Сдерживаемое дыхание лишает голоса силы, уверенности, образности. Доступ к подсознанию открывается в состоянии покоя и сосредоточенности. Несколько глубоких вдохов перед началом презентации помогут вам успокоиться и сконцентрироваться на намеченных целях. Помимо обеспечения ясности мысли, правильное дыхание обеспечивает проникновение воздуха к голосовым связкам, что позволяет говорить четко и ясно, а также уменьшает нервозность. Диафрагмальное дыхание увеличивает силу голоса. Отследите, чтобы во время вдоха плечи не должны подниматься к ушам.
Артикуляция обеспечивает эмоциональный и интеллектуальный баланс в речи. Хорошо артикулированная речь заставляет слушать. У неопытных ораторов часто встречается такая ошибка, как многоударность.
Многоударность затуманивает смысл фразы, лишает перспективы действия. Ударение только одно (глагол, перечисление, противопоставление) . Учитесь выделять и держать внутри темы главную мысль. Тогда речь любого объема приобретает направленность, перспективу, в ней появится смысл.
Речь должна быть настолько громкой, чтобы слова были слышны, но без крика и надрыва.
Произношение должно быть внятным, четким, уверенным (без «глотания» окончаний слов). Необходимо правильно ставить ударения.
Темп речи — медленный в значимых зонах информации, средний — в основном изложении, быстрый — при изложении вспомогательной информации.
Ритм речи равен воздействию ваших слов. Если в речи нет ритма, то речь становиться бытовой. Ускорение или замедление речи говорящим привлекает внимание публики, но изменение скорости должно быть оправдано логической структурой выступления. Значимость высказывания подчеркивается увеличением громкости, снижением громкости, замедлением речи.
Интонация должна быть дружественной, спокойной, убедительной, выразительной, без ироничных и оскорбительных оттенков.
Пауза подчеркивает важность сказанного, дает возможность выступающему и слушателям осмыслить сказанное, выполняет функции пунктуации. Не нужно забывать о паузах между основными пунктами и визуальном контакте с аудиторией. Поделите свою речь на небольшие фрагменты и следите за плавностью речи. Пауза — продолжение мысли; она всегда действенна: это либо поиск поступка и слова, продолжение мысли, рождение новой идеи и т.д.
Речь должна быть ориентирована в сторону основной аудитории, а не к председателю (ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика. Примеры речевых оборотов и типов научной речи, структуры устного выступления представлены в приложениях 8, 9.
При выступлении большое внимание следует уделять движениям. Каждый шаг при выступлении — это поступок. Чем меньше передвижений, тем легче вас воспринимать. Старайтесь не поворачиваться спиной к аудитории. Все повороты, развороты, смены ракурсов, перемещения желательно делать так, чтобы аудитория видела вас больше спереди.
Не допускайте слишком активной жестикуляции — это отвлекает аудиторию от восприятия вашей речи. Жесты должны быть лаконичными и могут использоваться лишь в том случае, когда вам нужно подчеркнуть что-либо особенно важное.
Требования к внешнему виду выступающего.
Одежда — чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить, стеснять дыхание и движения. Прическа — аккуратная. Мимика — отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории. Фигура — подтянутая: спина — прямая, плечи — развернуты. Движения — свободные, уверенные, плавные; неагрессивные.
При выступлении используется различный демонстрационный материал.
1. Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы. Наглядные предметы служат эффективным средством успешного взаимодействия со слушателями. Демонстрация реальных предметов привлекает внимание, способствует оперативному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов. При демонстрации работы или проведении опытов необходимо соблюдать технику безопасности, а также чистоту помещения и сохранность использованных предметов.
2. Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презентации. Видеоматериалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить и проверить) технические и организационные средства демонстрации видеоматериалов.
3. Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе. Бумажный материал должен быть удобен для восприятия присутствующими и докладчику при переноске, демонстрации, креплении и снятии. Рисунки и тексты плакатов, схем и т.д. должны быть сделаны в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не только для демонстрации плакатов, но и средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой.
Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое количество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим (такой раздаточный материал принято называть хэндаутами).
4. Записи на доске (флипчарте). Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.
После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в которой имеют право участвовать все присутствующие. Докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного исследования, и разные по содержанию и форме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего психологически, к такому разнообразию вопросов.
Во время ответа необходимо проявлять тактичность к лицам, задающим вопросы. Прежде чем отвечать на вопрос, нужно внимательно выслушать говорящего и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется отвечать на заданный вопрос сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику следует учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на вопрос может исключить малосущественные дополнительные вопросы.
При ответе можно ссылаться на текст исследовательской работы. Это придаст ответам наибольшую убедительность и одновременно позволит подчеркнуть достоверность результатов проведенного исследования.
Благодарность докладчика в адрес присутствующих и лиц, задающих вопросы, создает общее положительное впечатление о публичном выступлении исследователя.
Начинающие, неопытные исследователи боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействия вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать и провоцировать.
Рассмотрим основные принципы ответов на вопросы.
1. Убедитесь, что вы поняли вопрос. В зависимости от логической структуры обычно выделяют два вида вопросов — уточняющие и восполняющие. Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выявление истинности или ложности выраженного в них суждения. В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица «ли», которая является их грамматическим признаком. Восполняющие (открытые) вопросы связаны с разъяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими признаками таких вопросов являются вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему» и др.
По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить, на несколько простых. Если разбить сложный вопрос на простые вопросы, на него будет легче ответить.
По характеру вопросы бывают нейтральными, благожелательными и неблагожелательными, враждебными и провокационными. Поэтому необходимо по формулировке вопроса, по тембру голоса определить характер вопроса, чтобы правильно выработать тактику поведения. На нейтральные и благожелательные вопросы следует отвечать спокойно, стремясь как можно яснее объяснить то или иное высказанное положение. Важно проявить максимум внимания и уважения к членам комиссии, даже если вопрос сформулирован неточно, не совсем грамотно. Недопустимы раздражение и пренебрежительный тон. При ответе на неблагожелательные вопросы следует выявить их провокационную суть, обнажить позицию оппонента и дать достойный отпор.
2. Отвечайте на все вопросы. Не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Ответ можно отложить, сказав: «Я понял вас, я вам отвечу несколько позже», или «Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить на вопрос». Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса — любой вопрос законен и требует ответа.
3. Отвечайте одинаково уважительно всем. Выступающий должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать его вопрос законным, правомерным, заслуживающим внимания. Подчеркнуто внимательно следует выслушать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает его, чтобы обратить на себя внимание или что-то разъяснить для себя. Отвечая на вопрос, никогда не следует говорить члену комиссии: «Вы меня не так поняли». Нужно сказать: «Наверное, я неудачно выразился» или: «Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль» и др.
4. Отвечайте кратко. Не следует превращать ответ еще в одно выступление. Ответ на любой вопрос должен занимать 1-5 минут, не больше.