Национальное обследование благосостояния домохозяйств и их участия в социальных программах
Новой для российской статистики формой получения данных стало впервые проведенное в апреле − мае 2003 году «Национальное обследование благосостояния домохозяйств и их участия в социальных программах» (НОБУС).
Правовой основой проведения НОБУС стало соглашение о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции развития от 18 декабря 1997 г. № 4234-RU для финансирования Проекта содействия структурной перестройки системы социальной защиты населения (SPIL). Общими целями проекта SPIL является оказание технической поддержки в разработке стратегии и тактики структурной реорганизации системы социальной защиты населения в целях улучшения ее организационного потенциала и направленности на бедные слои населения.
Обследование нацелено на получение дополнительной, к проводимому в России обследованию бюджетов домашних хозяйств, информационной базы, позволяющей улучшить измерение экономического положения отдельных лиц и домохозяйств в целом; осуществить анализ состава участников системы социальной помощи и способствовать выявлению групп населения, которым она должна быть предоставлена в первую очередь; изучить условия получения социальных пособий, адресованных бедным и уязвимым слоям населения; оценить эффективность местных и федеральных программ социальной защиты населения, с точки зрения степени их воздействия на распределение доходов и процесс преодоления бедности; получить необходимые статистические данные для разработки направлений политики реформирования в сфере социальной помощи населению, принятию административных решений по процедурам контроля за уровнем и масштабом бедности, а также мер по ее снижению.
Полученные результаты обследования должны помочь в исследовании эффективности проводимых национальных программ социальной защиты населения посредством измерения воздействия социальных пособий на уровень жизни получателей, изучения состава получающих пособия.
При проведении исследования НОБУС выборка формируется случайным образом при объеме 45 тысяч домохозяйств. Выборка установочного этапа формировалась в три ступени. На первой ступени в качестве первичных единиц обора выступали городские и сельские населенные пункты, на второй ступени − избирательные участки, на третьей ступени − адреса жилых помещений. Списки жилых помещений составлялись по результатам натурного обхода территории избирательного или опросного участка интервьюером и составления Базового списка адресов.
Было использовано два критерия расслоения:
* Географические характеристики (10 крупных экономико-географических регионов)
* Шесть страт, по численности населения и административному статусу населенных пунктов. В том числе: города с численностью населения свыше 150 тыс. человек, от 100 до 150 тыс. человек; от 50 до 100 тыс. человек; от 20 до 50 тыс. человек; города и поселки городского типа с численностью населения менее 20; сельские населенные пункты.
Основой для построения выборки стал перечень всех населенных пунктов Российской Федерации с указанием их территориального расположения, административного статуса и численности проживающего в данном населенном пункте населения. В качестве единицы отбора выступает жилое помещение с постоянно проживающим населением. В качестве единицы наблюдения использовалось домохозяйство и проживающие в нем члены домохозяйства. При проведении обследования используются следующие определения и понятия, применяемые к объекту обследования.
Домохозяйство− это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Эти люди могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми и другими.
Домохозяйство может состоять и из одного человека,живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни. Не включаются в состав домохозяйства и не опрашиваются наемные работники, имеющие собственное жилье. Лица, постоянно проживающие в общежитиях рабочих, служащих и учащихся, в гостиницах, пансионатах, учитываются как самостоятельные домохозяйства.
Ответственное лицо− один из взрослых членов домохозяйства (старше 16 лет), который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства и может ответить на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом и о длительно отсутствующих членах домохозяйства.
Глава домохозяйства− взрослый член домохозяйства, вносящий наибольший личный вклад в финансовые ресурсы домохозяйства.
Льготные категории населения −члены домохозяйства, имеющие право на получение льгот в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Дадим общую характеристику содержания обследования с точки зрения метода сбора данных, программы исследования, классификаторов.
Метод сбора данных основного этапа.Основной этап проводится специально уполномоченными работниками (в дальнейшем − интервьюерами), методом обхода жилых помещений, в которых проживает население, и заполнения бланков обследования на основе опроса населения. Кроме того, ответственным лицом домохозяйства в течение 14 дней осуществляются записи:
* количества и стоимости расходов на продукты питания и количества потребленных продуктов питания собственного производства;
* количества продуктов питания, потребленных домохозяйством из поступивших в счет оплаты труда или в качестве подарка от родственников и знакомых.
В ходе проведения основного этапа НОБУС предусмотрено 2-3-х разовое посещение всех домохозяйств, участвующих в обследовании. При первом посещении опрашивались все члены домохозяйства по 1−3 разделу Вопросника. При втором посещении по результатам беседы с ответственным лицом с привлечением информации Бланка записей домохозяйства заполнялись разделы 4 и 5 Вопросника.
Вопросник домохозяйства заполняется со слов опрашиваемых, без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
Причисление лиц к составу того или иного домохозяйства в пределах отобранного жилого помещения производилось со слов опрашиваемых.
Программа основного этапа различается по объектам обследования.
Для домохозяйств она включает − расходы домохозяйства в подробной классификации по видам затрат, количество купленных и потребленных без оплаты в учетном периоде продуктов питания, наличие предметов длительного пользования, жилищные условия домохозяйства (тип и благоустройство жилища, размер общей и жилой площади, наличие недвижимости, оплата жилищно-коммунальных услуг); список членов домохозяйства (включая длительно отсутствующих членов домохозяйства); наличие подсобного хозяйства, источники доходов домохозяйства и размер дохода (в интервальных группах).
Для членов домохозяйств − родственное отношение к лицу, записанному первым в списке домохозяйства (к ответственному лицу); пол; дата рождения; брачное состояние, образование; статус занятости, положение в занятии, вид деятельности и профессиональный (служебный) статус для занятых; социальный статус, принадлежность к льготным категориям населения и к числу получателей социальных трансфертов и социальной помощи, а также объемы полученной социальной помощи.
Кодировка вида деятельности предприятия, организации, учреждения, где работает постоянно занятый член домохозяйства, производится из перечня классификационных группировок (классификаторы) на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), а кодировка профессионального или служебного положения постоянно занятого члена домохозяйства − на основе Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ).
Данные обследования собираются: за определенный отчетный период; демографические характеристики состава домохозяйства, характеристика жилищных и наличия у них недвижимости − на момент опроса; принадлежность членов домохозяйства к числу получателей социальной помощи, размеры социальной помощи − за три последних месяца, предшествующих опросу; расходы домохозяйства на покупку продуктов питания и объемы потребления без оплаты − за последние 14 дней, предшествующих опросу и т. д.
Важным этапом проведения НОБУС является обработка данных.
Обработка данных − это ввод первичных данных с бумажных носителей, осуществляемый на региональном уровне территориальными органами государственной статистики с применением централизованно разработанного программного обеспечения. Формирование единого информационного массива данных, получение сводных итогов и подготовка данных к публикации − на федеральном уровне.
Для иллюстрации рассмотрим две сферы из предмета изучения социальной статистики: изучение уровня жизни и труда.
Изучение уровня жизни
Уровень жизни − сложная категория, которая подразумевает множество аспектов. Это и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных условиях, и возможности людей в их удовлетворении; это производная состояния здоровья, уровня образования, культуры; это размеры свободного времени и характер его использования и др.
Перед статистикой уровня жизни населения стоят многообразные задачи: разработка системы показателей, всесторонне характеризующих уровень жизни населения; анализ динамики уровня жизни; выявление закономерностей и факторов изменения уровня жизни; анализ дифференциации в уровне жизни по регионам, социально-демографическим группам населения; оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и т. д.
Основными источниками данных об уровне жизни населения, содержащими сведения о доходах населения и его потреблении является информация, содержащаяся в материалах текущего учета и отчетности предприятий и организаций, обслуживающих население; в статистических формах учета и отчетности по груду, занятости и трудоустройству населения; в материалах переписей и выборочных социально-демографических обследований и т. д.
Ведущее место в статистическом наблюдении за уровнем жизни населения занимает выборочное обследование домашних хозяйств, которое проводится органами государственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств приводится во всех республиках РФ, краях, областях и охватывает более 48 тыс. домохозяйств.
Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов домашних хозяйств и регулярных записях о расходах, которые ведутся членами этих хозяйств. Полученные сведения разрабатываются, в целом, по стране, и по регионам, по отдельным категориям обследуемых домохозяйств, по размеру среднедушевого совокупного дохода и др. Результаты позволяют изучить расслоение население по уровню дохода.
В 1992 г. Центром экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ была предложена система основных показателей уровня жизни населения. Эта система отражает уровень доходов, потребления, жилищные условия, позволяющий дать обобщающие характеристики и показать дифференциацию населения, выявить малообеспеченные слои населения и охарактеризовать их.
Предложенная система показателей включает семь групп: обобщающие показатели (критерии уровня жизни; индекс стоимости жизни; валовой национальный и валовой внутренний продукт, фонд потребления, фонд личного потребления на душу населения); доходы населения (реальные и располагаемые, совокупные, личные, денежные, средний доход, средний размер реальной зарплаты и средний размер пенсии, стипендии, пособия и т. д.); потребление и расходы населения; денежные сбережения; накопления имущества и жилья; социальная дифференциация населения (распределение населения по потреблению продуктов питания, промышленных товаров, услуг и др.); уровень и границы бедности (прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальный размер зарплаты и пенсии, зона бедности, социальный портрет бедности и т. д.).
Госкомстат РФ регулярно разрабатывает и публикует следующую систему основных показателей уровня жизни населения:
I. Индикаторы уровня жизни населения −среднедушевые денежные доходы в месяц; реальные располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему периоду; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике; средний размер назначенных месячных пенсий; величина прожиточного минимума (в среднем надушу населения в месяц); численность населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума; структура располагаемого дохода домашних хозяйств; социальные трансферты в натуральной форме и т. д.
II. Доходы населения− денежные доходы по регионам Российской Федерации; начисленная заработная плата по регионам РФ; назначенные месячные пенсии по регионам РФ; состав и использование денежных доходов населения; вклады населения в сберегательном банке РФ; структура использования денежных доходов населения по регионам РФ; покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения и т. д.
III. Распределение доходов и социально-экономическая дифференциация населения− распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов; распределение общего объема денежных доходов населения (по 20-процентным группам населения); величина прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения; величина прожиточного минимума по регионам РФ в разрезе социально-демографических групп населения; численность малоимущего населения и дефицит денежного дохода; уровень бедности по домашним хозяйствам различных социально-экономических категорий; структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств различных социально-экономических категорий; структура потребительских расходов домашних хозяйств и т. д.
IV. Социальная защита населения −минимальные социальные гарантии (минимальный размер оплаты труда и пенсии; пособия; стипендии); размеры минимальных социальных гарантий в соотношении с величиной прожиточного минимума; основные показатели пенсионного обеспечения и т. д.
V. Жилищные условия− основные показатели жилищных условий населения; жилищный фонд; благоустройство жилищного фонда и населенных пунктов; развитие инфраструктуры села; предоставление жилья гражданам; обеспеченность населения жильем по регионам РФ и т. д.
Для определения уровня жизни используются макроэкономические показатели. Например, уровень жизни населения страны в значительной мере характеризуется структурой ВВП по использованию и, особенно, структурой личных потребительских расходов в нем. Привлекая данные о численности населения страны, можно рассчитать ВВП на душу населения − показатель, применяемый в международных сравнениях.
При изучении уровня жизни населения необходимо учитывать только первичные доходы, полученные ее резидентами, сумма которых за определенный период в рыночных ценах представляет национальный доход.
Но не все первичные доходы могут быть непосредственно использованы населением на потребление или сбережение. Часть из них передается в виде текущих налогов на доходы и собственность, обязательных отчислений на социальное страхование, пожертвований, штрафов, добровольных взносов и т. п. в другие секторы экономики. С другой стороны, имеют место встречные потоки текущих трансфертов в виде выплат социального характера (пенсии, пособия и т. д.), страховые премии, возмещения и т. п.
Первичные доходы, скорректированные на сальдо текущих трансфертов, образуют располагаемые доходыдомашних хозяйств:
РД = ПД + ДТТ,
где ПД − первичные доходы; ДТТ − сальдо текущих трансфертов, определяемое как разница между текущими трансфертами, полученными и уплаченными.
Национальный доход, исчисленный с учетом сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных за границу, представляет собой располагаемый национальный доход− макроэкономический показатель, который наряду с показателем национального дохода может использоваться при проведении комплексного анализа уровня жизни населения и состояния экономики страны.
За счет располагаемого дохода осуществляются расходы населения на конечное потребление, а разница между ними образует сумму сбережений.
Трансферты могут предоставляться и в натуральной форме (в виде бесплатных услуг учреждений здравоохранения, образования и т. д.). Если сумму таких поступлений, именуемых социальными трансфертами, прибавить к располагаемому доходу, то можно получить скорректированный располагаемый доход:
СРД = РД+СТ
где СТ − социальные трансферты в натуральной форме, получаемые населением.
Уровень жизни населения характеризует вся система социально-экономических показателей. При этом каждая подсистема показателей дает характеристику отдельного составляющего элемента уровня жизни населения. Для обобщенной характеристики используется интегральный, обобщающий показатель уровня жизни населения. В настоящее время в качестве такого интегрального показателя используется индекс человеческого развития (ИЧР).
ИЧР является не альтернативой показателя ВВП на душу населения. Однако в связи с распространением теории человеческого капитала, которая выделила способности и знания человека как фактора роста, стало очевидным, что измерение при помощи ВВП благосостояния и экономического благополучия не является достаточным. Использование ИЧР позволяет оценить экономическую роль образования, науки, здравоохранения.
ИЧР рассчитывается на основе базовых показателей, определяемых для всех стран, по сопоставимой методике. К этим базовым показателям относят: долголетие, достигнутый уровень образования, уровень жизни.
В настоящее время стандартными являются: максимальная продолжительность жизни − 85 лет, минимальная − 25 лет; максимальный уровень образования − 100 %, минимальный − 0 %; максимальный среднедушевой реальный валовой внутренний продукт − 40.000 долларов США и минимальный − 100 долларов США с учетом паритета покупательной способности национальной валюты.
Величина ИЧР изменяется от 0 до 1, чем выше значение, тем выше развитие человеческого потенциала. Высокий уровень развития человеческого потенциала имеют страны при значениях ИЧР равных 0,800 и выше; средний уровень развития − при значениях ИЧР от 0,500 до 0,799; низкий уровень развития − при значениях ИЧР менее 0,500.
В 1998 году в России ИЧР составил 0,773, в том числе индекс ожидаемой продолжительности жизни − 0,695, уровня образования − 0,995, валового внутреннего продукта − 0,696.
Задачи статистики труда
Статистика труда является важной составной частью как экономической, так и социальной статистики. Она изучает вопросы, связанные с численностью и составом трудовых ресурсов, экономической активностью населения, занятостью и безработицей, исследует уровень и динамику оплаты труда, дифференциацию по размерам заработной платы работающих, их условия труда. Статистика труда тесно связана с другими областями статистики: статистикой производственных отраслей, услуг, системой национальных счетов, демографией, поскольку показатели численности работников и их оплаты труда, трудовых затрат являются важным элементом характеристики состояния экономики в целом и деятельности отдельных ее отраслей. (В данном разделе используется материал из сборника «Методологические положения по статистике». Вып. 4. 2003 г.).
Действующая в настоящее время система статистики труда сформировалась в первой половине 90-х годов в ходе реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Пересмотр системы показателей и методов их получения проводился с учетом приближения к стандартам, применяемым в международной практике, а также с учетом Конвенции 1985 г. о статистике труда № 160 и Рекомендации 1985 г. о статистике труда № 170.
В формы государственного статистического наблюдения по труду для крупных и средних организаций в 1992− 1993 гг. были введены показатели о: численности работников, переведенных на режим неполного рабочего времени и находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации; приеме и увольнении работников; наличии свободных рабочих мест; прогнозах организаций о высвобождении персонала и введении новых рабочих мест, которые разрабатываются с квартальной периодичностью.
В целях изучения экономической активности и занятости населения, безработицы, качественного состава рабочей силы внедрен новый метод получения информации путем опросафизических лиц в домашних хозяйствах, способного охватить все слои населения и виды экономической деятельности.
Кроме того, в 90-е годы были разработаны новые темы статистики труда и организованы соответствующие источники получения информации, в частности: введена и постоянно совершенствуется информация о забастовочном движении; ежемесячно собираются сведения о просроченной задолженности по заработной плате работников; один раз в два года изучаются сумма и состав затрат организаций на рабочую силу в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ); совместно с миграционной службой разработана и внедрена система статистического наблюдения за трудовой миграцией.
Остановимся более подробно на проведении обследования населения по проблемам занятости.
Ведущая роль в организации статистического наблюдения за процессами на рынке труда в России в настоящее время принадлежит выборочным обследованиям населения по проблемам занятости путем опроса. Это наиболее гибкий из всех инструментов сбора данных, обеспечивающий получение взаимосвязанной информации по различным аспектам изучаемого явления.
Обследование населения по проблемам занятости − это единственный источник информации, позволяющий производить одновременно измерение занятых экономической деятельностью, безработных и экономически неактивных лиц, в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ), оценить реальные размеры безработицы как в целом по стране, так и по каждому субъекту Российской Федерации. Данные органов государственной службы занятости о регистрации безработных не характеризуют в полной мере ситуацию и тенденции на рынке труда.
Показатели экономической активности населения, занятости и общей безработицы используются при составлении прогноза социально-экономического развития России и субъектов Российской Федерации, для выявления территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, в соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 875.
С переводом в 1999 г. обследований населения по проблемам занятости на квартальную периодичность роль этого источника в системе информационного обеспечения вопросов занятости и безработицы существенно возросла.
Организация обследований с квартальной периодичностью обеспечила необходимую информационную базу для более точных средних годовых оценок трудовых затрат на производство товаров и услуг, так как проводимое ранее в межсезонный период ежегодное обследование не позволяло в полной мере учесть трудовые затраты в отраслях с сезонным характером производства.
К отрицательным моментам можно отнести высокую трудоемкость и стоимость данного обследования, недостаточный охват выборкой небольших районов и групп населения, наличие определенной доли ошибки (обусловленной выборкой) в значениях показателей, неточности в оценке населением отраслевой принадлежности организаций, в которых они работали.
Не менее важное значение в статистике труда играет разработка баланса трудовых ресурсов.
Баланс трудовых ресурсов является средством оценки трудового потенциала и источником информации об использовании этого потенциала. Он представляет собой комплексный метод изучения состава и использования трудовых ресурсов и благодаря этому служит полезным инструментом для объединения всей имеющейся информации о рынке труда. С помощью баланса трудовых ресурсов раскрываются источники формирования рабочей силы, связи и пропорции в распределении ее по отраслям экономики и видам экономической деятельности, между отдельными регионами страны.
Баланс трудовых ресурсов составляется ежегодно на основе интеграции данных из различных источников как в целом по России, так и по субъектам Российской Федерации. Показатели баланса трудовых ресурсов рассчитываются в среднем за год.
С 1999 г. в статистической практике обследования населения по проблемам занятости осуществляется расчет по регионам России численности лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством продукции, предназначенной для реализации (ранее этот показатель рассчитывался только в целом по России).
Методология расчета баланса трудовых ресурсов разработана на основе интеграции данных различных источников информации: отчетности организаций, обследования населения по проблемам занятости, данных органов исполнительной власти.
В схему баланса трудовых ресурсов введена система дорасчета на неучтенную органами статистики занятость, основанная на использовании, в частности, данных налоговых органов, а также органов, выдающих лицензии на осуществление отдельных видов деятельности. Кроме того, с целью полноты охвата занятого населения стали привлекаться материалы проводимых статистическими органами обследований индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в различных отраслях экономики.
Новым в расчете показателей баланса трудовых ресурсов является оценка масштаба межрегиональной трудовой миграции, на основе данных обследования населения по проблемам занятости. Использование дополнительных источников информации позволило получить более надежные оценки численности населения, занятого в экономике России в целом и субъектов Российской Федерации.
К трудовым ресурсам относится население, занятое экономической деятельностью или способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки).
К трудоспособному населению в трудоспособном возрастеотносится постоянное население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях. Кроме постоянного населения при расчете численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, учитываются иностранные граждане, занятые в экономике региона. В рамках расчета баланса трудовых ресурсов определяется среднегодовая численность занятых в экономике по основной работе.
Для конкретного субъекта Российской Федерации численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте зависит также от сальдо межрегиональной (внутри России) трудовой миграции и миграционных потоков учащихся. Сальдо трудовой миграции определяется как разница между въездом на работу в регион и выездом рабочей силы из региона, и оно в результате либо увеличивает трудовые ресурсы региона, либо уменьшает их.
К занятым в экономикеотносятся лица, которые в рассматриваемый период времени выполняли оплачиваемую работу как по найму, так и не по найму, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников, для которых эта работа являлась основной. Сюда же относятся лица, выполнявшие работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпускала также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации и т. д.
К населению, не занятому в экономике,относятся лица в трудоспособном возрасте − учащиеся, студенты, аспиранты, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью, а также следующие категории: безработные; военнослужащие; российские граждане, работающие за границей; лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи; лица, находящиеся в местах лишения свободы; трудоспособные лица, у которых нет необходимости работать.
Для понимания особенностей статистики труда остановимся на характеристике схемы построения баланса трудовых ресурсов.
Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов − ресурсной и распределительной частей.
Первая часть баланса − ресурсная, характеризует численность трудовых ресурсов и источники их формирования. Информацией для ее составления являются текущие данные демографической статистики о численности населения в трудоспособном возрасте; сведения органов социальной защиты населения о численности неработающих инвалидов и лиц, получающих пенсии на льготных условиях; распространенные данные итогов обследования населения по проблемам занятости о численности лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике.
Во второй части баланса − распределительной, производится распределение трудовых ресурсов на следующие категории: лица, занятые в экономике; учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы; трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике. Источниками информации для составления второго раздела баланса трудовых ресурсов являются сведения организаций о численности работающих; данные обследования населения по проблемам занятости; дополнительные источники для более полного измерения занятых в неформальном секторе экономики; данные статистической отчетности учебных заведений о численности обучающихся дневной формы обучения.
В рамках построения баланса трудовых ресурсов рассчитываются следующие показатели за год: формирование трудовых ресурсов (численность по категориям); распределение трудовых ресурсов (по формам собственности); население, не занятое в экономике (по категориям).
При определении среднегодовой численности занятых в экономике формируются 16 категорий занятого населения. В том числе, например, среднесписочная численность работников крупных и средних организаций, малых предприятий с учетом численности работников организаций, учитываемых в централизованном порядке; численность лиц, работающих в организациях по договорам гражданско-правового характера, для которых эта работа является основной; численность лиц, занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах; численность лиц, занятых в сфере индивидуальной деятельности; численность иностранных граждан, занятых на территории региона и др.
Источниками получения информации являются годовая отчетность предприятий, обследование населения по проблемам занятости, корректировок и экспертной оценки; данные миграционной службы органов внутренних дел; данные налоговой службы и др.
Для расчета показателей баланса трудовых ресурсов используется следующая информация: данные демографической статистики о численности населения в трудоспособном возрасте; сведения органов социального обеспечения о числе неработающих инвалидов и лиц, получающих пенсии на льготных условиях в трудоспособном возрасте; данные обследования населения по проблемам занятости о численности лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике; данные о межрегиональной трудовой миграции, определяемой по оптимальному варианту на основе данных обследования населения по проблемам занятости и т. д.
Для более полного измерения занятых, например, в неформальном секторе экономики, используются помимо данных, сформированных на основе обследования населения по проблемам занятости, дополнительные источники информации, в частности, данные органов исполнительной власти. Однако и эта дополнительная информация является неполной.
Методологические различия в формировании численности занятых в экономике при составлении баланса трудовых ресурсов и проведении обследования населения по проблемам занятости, в основном, касаются охватываемого периода, состава категорий занятого населения и порядка учета населения по месту проживания или месту работы.
Расчет баланса трудовых ресурсов предусмотрен с использованием программного продукта EXCEL. Для расчета баланса трудовых ресурсов разработано 24 основных и вспомогательных таблиц, в которых отражены источники информации, алгоритмы расчета и межтабличная увязка. Таблицы содержат как первичные, так и расчетные показатели, которые формируются программно. Предусмотрен также программный перенос показателей во взаимоувязанные таблицы.
Итоги балансовых расчетов разрабатываются по России в целом, федеральным округам и субъектам Российской Федерации; отраслям экономики; отраслям материального производства и непроизводственным отраслям.