Национальное обследование благосостояния домохозяйств и их участия в социальных программах

Новой для российской статистики формой получе­ния данных стало впервые проведенное в апреле − мае 2003 году «Национальное обследование благосостояния домохозяйств и их участия в социальных программах» (НОБУС).

Правовой основой проведения НОБУС стало согла­шение о займе между Российской Федерацией и Между­народным банком реконструкции развития от 18 декаб­ря 1997 г. № 4234-RU для финансирования Проекта со­действия структурной перестройки системы социальной защиты населения (SPIL). Общими целями проекта SPIL является оказание технической поддержки в разработке стратегии и тактики структурной реорганизации системы социальной защиты населения в целях улучшения ее организационного потенциала и направленности на бед­ные слои населения.

Обследование нацелено на получение дополнитель­ной, к проводимому в России обследованию бюджетов домашних хозяйств, информационной базы, позволяю­щей улучшить измерение экономического положения отдельных лиц и домохозяйств в целом; осуществить ана­лиз состава участников системы социальной помощи и способствовать выявлению групп населения, которым она должна быть предоставлена в первую очередь; изучить условия получения социальных пособий, адресованных бедным и уязвимым слоям населения; оценить эффектив­ность местных и федеральных программ социальной защи­ты населения, с точки зрения степени их воздействия на распределение доходов и процесс преодоления бедности; получить необходимые статистические данные для разра­ботки направлений политики реформирования в сфере социальной помощи населению, принятию администра­тивных решений по процедурам контроля за уровнем и масштабом бедности, а также мер по ее снижению.

Полученные результаты обследования должны по­мочь в исследовании эффективности проводимых наци­ональных программ социальной защиты населения по­средством измерения воздействия социальных пособий на уровень жизни получателей, изучения состава получа­ющих пособия.

При проведении исследования НОБУС выборка фор­мируется случайным образом при объеме 45 тысяч домо­хозяйств. Выборка установочного этапа формировалась в три ступени. На первой ступени в качестве первичных еди­ниц обора выступали городские и сельские населенные пункты, на второй ступени − избирательные участки, на третьей ступени − адреса жилых помещений. Списки жилых помещений составлялись по результатам натур­ного обхода территории избирательного или опросного участка интервьюером и составления Базового списка адресов.

Было использовано два критерия расслоения:

* Географические характеристики (10 крупных экономико-географических регионов)

* Шесть страт, по численности населения и административному статусу населенных пунктов. В том числе: города с численностью населения свыше 150 тыс. человек, от 100 до 150 тыс. человек; от 50 до 100 тыс. человек; от 20 до 50 тыс. человек; города и поселки городского типа с численностью населения менее 20; сельские населенные пункты.

Основой для построения выборки стал перечень всех населенных пунктов Российской Федерации с указанием их территориального расположения, административного статуса и численности проживающего в данном населен­ном пункте населения. В качестве единицы отбора выс­тупает жилое помещение с постоянно проживающим населением. В качестве единицы наблюдения использо­валось домохозяйство и проживающие в нем члены до­мохозяйства. При проведении обследования используют­ся следующие определения и понятия, применяемые к объекту обследования.

Домохозяйство− это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Эти люди могут быть свя­заны отношениями родства или отношениями, вытека­ющими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми и другими.

Домохозяйство может состоять и из одного человека,живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пи­щей и всем необходимым для жизни. Не включаются в состав домохозяйства и не опрашиваются наемные работ­ники, имеющие собственное жилье. Лица, постоянно проживающие в общежитиях рабочих, служащих и уча­щихся, в гостиницах, пансионатах, учитываются как са­мостоятельные домохозяйства.

Ответственное лицо− один из взрослых членов домо­хозяйства (старше 16 лет), который более других осведом­лен о жизнедеятельности домохозяйства и может ответить на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом и о дли­тельно отсутствующих членах домохозяйства.

Глава домохозяйства− взрослый член домохозяйства, вносящий наибольший личный вклад в финансовые ресурсы домохозяйства.

Льготные категории населения −члены домохозяй­ства, имеющие право на получение льгот в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Дадим общую характеристику содержания обследова­ния с точки зрения метода сбора данных, программы ис­следования, классификаторов.

Метод сбора данных основного этапа.Основной этап проводится специально уполномоченными работниками (в дальнейшем − интервьюерами), методом обхода жи­лых помещений, в которых проживает население, и за­полнения бланков обследования на основе опроса насе­ления. Кроме того, ответственным лицом домохозяйства в течение 14 дней осуществляются записи:

* количества и стоимости расходов на продукты пи­тания и количества потребленных продуктов пита­ния собственного производства;

* количества продуктов питания, потребленных домо­хозяйством из поступивших в счет оплаты труда или в качестве подарка от родственников и знакомых.

В ходе проведения основного этапа НОБУС предус­мотрено 2-3-х разовое посещение всех домохозяйств, уча­ствующих в обследовании. При первом посещении опра­шивались все члены домохозяйства по 1−3 разделу Воп­росника. При втором посещении по результатам беседы с ответственным лицом с привлечением информации Бланка записей домохозяйства заполнялись разделы 4 и 5 Вопросника.

Вопросник домохозяйства заполняется со слов опра­шиваемых, без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.

Причисление лиц к составу того или иного домохо­зяйства в пределах отобранного жилого помещения про­изводилось со слов опрашиваемых.

Программа основного этапа различается по объектам обследования.

Для домохозяйств она включает − расходы домохозяй­ства в подробной классификации по видам затрат, коли­чество купленных и потребленных без оплаты в учетном периоде продуктов питания, наличие предметов длитель­ного пользования, жилищные условия домохозяйства (тип и благоустройство жилища, размер общей и жилой площади, наличие недвижимости, оплата жилищно-ком­мунальных услуг); список членов домохозяйства (вклю­чая длительно отсутствующих членов домохозяйства); наличие подсобного хозяйства, источники доходов домо­хозяйства и размер дохода (в интервальных группах).

Для членов домохозяйств − родственное отношение к лицу, записанному первым в списке домохозяйства (к ответственному лицу); пол; дата рождения; брачное состояние, образование; статус занятости, положение в за­нятии, вид деятельности и профессиональный (служеб­ный) статус для занятых; социальный статус, принадлеж­ность к льготным категориям населения и к числу полу­чателей социальных трансфертов и социальной помощи, а также объемы полученной социальной помощи.

Кодировка вида деятельности предприятия, организа­ции, учреждения, где работает постоянно занятый член домохозяйства, производится из перечня классификаци­онных группировок (классификаторы) на основе Обще­российского классификатора видов экономической дея­тельности, продукции и услуг (ОКДП), а кодировка про­фессионального или служебного положения постоянно занятого члена домохозяйства − на основе Общероссий­ского классификатора занятий (ОКЗ).

Данные обследования собираются: за определенный отчетный период; демографические характеристики со­става домохозяйства, характеристика жилищных и нали­чия у них недвижимости − на момент опроса; принадлеж­ность членов домохозяйства к числу получателей соци­альной помощи, размеры социальной помощи − за три последних месяца, предшествующих опросу; расходы домо­хозяйства на покупку продуктов питания и объемы по­требления без оплаты − за последние 14 дней, предше­ствующих опросу и т. д.

Важным этапом проведения НОБУС является обра­ботка данных.

Обработка данных − это ввод первичных данных с бумажных носителей, осуществляемый на региональном уровне территориальными органами государственной статистики с применением централизованно разработан­ного программного обеспечения. Формирование единого информационного массива данных, получение сводных итогов и подготовка данных к публикации − на феде­ральном уровне.

Для иллюстрации рассмотрим две сферы из предмета изучения социальной статистики: изучение уровня жиз­ни и труда.

Изучение уровня жизни

Уровень жизни − сложная категория, которая подра­зумевает множество аспектов. Это и степень удовлетворе­ния потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных условиях, и возможности людей в их удов­летворении; это производная состояния здоровья, уров­ня образования, культуры; это размеры свободного вре­мени и характер его использования и др.

Перед статистикой уровня жизни населения стоят многообразные задачи: разработка системы показателей, всесторонне характеризующих уровень жизни населения; анализ динамики уровня жизни; выявление закономер­ностей и факторов изменения уровня жизни; анализ диф­ференциации в уровне жизни по регионам, социально-демографическим группам населения; оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и услугах по сравнению с рациональными норма­ми их потребления и т. д.

Основными источниками данных об уровне жизни населения, содержащими сведения о доходах населения и его потреблении является информация, содержащаяся в материалах текущего учета и отчетности предприятий и организаций, обслуживающих население; в статистичес­ких формах учета и отчетности по груду, занятости и тру­доустройству населения; в материалах переписей и выбо­рочных социально-демографических обследований и т. д.

Ведущее место в статистическом наблюдении за уров­нем жизни населения занимает выборочное обследование домашних хозяйств, которое проводится органами госу­дарственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ, ежегодно утвержда­емой Госкомстатом России по согласованию с Прави­тельством Российской Федерации. Выборочное обсле­дование бюджетов домашних хозяйств приводится во всех республиках РФ, краях, областях и охватывает бо­лее 48 тыс. домохозяйств.

Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов домашних хозяйств и регулярных записях о расходах, которые ведутся членами этих хозяйств. Полученные сведения разрабатываются, в целом, по стране, и по регионам, по отдельным категори­ям обследуемых домохозяйств, по размеру среднедушево­го совокупного дохода и др. Результаты позволяют изу­чить расслоение население по уровню дохода.

В 1992 г. Центром экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ была предложена система основных показателей уровня жиз­ни населения. Эта система отражает уровень доходов, потребления, жилищные условия, позволяющий дать обобщающие характеристики и показать дифференциа­цию населения, выявить малообеспеченные слои населе­ния и охарактеризовать их.

Предложенная система показателей включает семь групп: обобщающие показатели (критерии уровня жизни; индекс стоимости жизни; валовой национальный и вало­вой внутренний продукт, фонд потребления, фонд лично­го потребления на душу населения); доходы населения (реальные и располагаемые, совокупные, личные, денеж­ные, средний доход, средний размер реальной зарплаты и средний размер пенсии, стипендии, пособия и т. д.); потребление и расходы населения; денежные сбереже­ния; накопления имущества и жилья; социальная диффе­ренциация населения (распределение населения по по­треблению продуктов питания, промышленных товаров, услуг и др.); уровень и границы бедности (прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, ми­нимальный размер зарплаты и пенсии, зона бедности, социальный портрет бедности и т. д.).

Госкомстат РФ регулярно разрабатывает и публикует следующую систему основных показателей уровня жизни населения:

I. Индикаторы уровня жизни населения −среднедушевые денежные доходы в месяц; реальные располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему периоду; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике; средний размер назначенных месячных пенсий; величина прожиточного минимума (в среднем надушу населения в месяц); численность населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума; структура располагаемого дохода домашних хозяйств; социальные трансферты в натуральной форме и т. д.

II. Доходы населения− денежные доходы по регионам Российской Федерации; начисленная заработная плата по регионам РФ; назначенные месячные пенсии по регионам РФ; состав и использование денежных доходов населения; вклады населения в сберегательном банке РФ; структура использования денежных доходов населения по регионам РФ; покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения и т. д.

III. Распределение доходов и социально-экономическая дифференциация населения− распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов; распреде­ление общего объема денежных доходов населения (по 20-процентным группам населения); величина прожиточ­ного минимума по социально-демографическим группам населения; величина прожиточного минимума по регио­нам РФ в разрезе социально-демографических групп насе­ления; численность малоимущего населения и дефицит денежного дохода; уровень бедности по домашним хозяй­ствам различных социально-экономических категорий; структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств раз­личных социально-экономических категорий; структура потребительских расходов домашних хозяйств и т. д.

IV. Социальная защита населения −минимальные со­циальные гарантии (минимальный размер оплаты труда и пенсии; пособия; стипендии); размеры минимальных социальных гарантий в соотношении с величиной прожиточного минимума; основные показатели пенсионно­го обеспечения и т. д.

V. Жилищные условия− основные показатели жилищ­ных условий населения; жилищный фонд; благоустройство жилищного фонда и населенных пунктов; развитие инфраструктуры села; предоставление жилья гражданам; обеспеченность населения жильем по регионам РФ и т. д.

Для определения уровня жизни используются макро­экономические показатели. Например, уровень жизни населения страны в значительной мере характеризуется структурой ВВП по использованию и, особенно, структу­рой личных потребительских расходов в нем. Привлекая данные о численности населения страны, можно рассчи­тать ВВП на душу населения − показатель, применяемый в международных сравнениях.

При изучении уровня жизни населения необходимо учитывать только первичные доходы, полученные ее резидентами, сумма которых за определенный период в рыночных ценах представляет национальный доход.

Но не все первичные доходы могут быть непосред­ственно использованы населением на потребление или сбережение. Часть из них передается в виде текущих на­логов на доходы и собственность, обязательных отчисле­ний на социальное страхование, пожертвований, штра­фов, добровольных взносов и т. п. в другие секторы эко­номики. С другой стороны, имеют место встречные потоки текущих трансфертов в виде выплат социального характера (пенсии, пособия и т. д.), страховые премии, возмещения и т. п.

Первичные доходы, скорректированные на сальдо те­кущих трансфертов, образуют располагаемые доходыдо­машних хозяйств:

РД = ПД + ДТТ,

где ПД − первичные доходы; ДТТ − сальдо текущих трансфертов, определяемое как разница между текущими трансфертами, полученными и уплаченными.

Национальный доход, исчисленный с учетом сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных за гра­ницу, представляет собой располагаемый национальный доход− макроэкономический показатель, который наря­ду с показателем национального дохода может использо­ваться при проведении комплексного анализа уровня жизни населения и состояния экономики страны.

За счет располагаемого дохода осуществляются расхо­ды населения на конечное потребление, а разница меж­ду ними образует сумму сбережений.

Трансферты могут предоставляться и в натуральной форме (в виде бесплатных услуг учреждений здравоохра­нения, образования и т. д.). Если сумму таких поступлений, именуемых социальными трансфертами, прибавить к располагаемому доходу, то можно получить скорректи­рованный располагаемый доход:

СРД = РД+СТ

где СТ − социальные трансферты в натуральной форме, получаемые населением.

Уровень жизни населения характеризует вся система социально-экономических показателей. При этом каж­дая подсистема показателей дает характеристику отдель­ного составляющего элемента уровня жизни населения. Для обобщенной характеристики используется интег­ральный, обобщающий показатель уровня жизни населе­ния. В настоящее время в качестве такого интегрального показателя используется индекс человеческого развития (ИЧР).

ИЧР является не альтернативой показателя ВВП на душу населения. Однако в связи с распространением те­ории человеческого капитала, которая выделила способ­ности и знания человека как фактора роста, стало очевид­ным, что измерение при помощи ВВП благосостояния и экономического благополучия не является достаточным. Использование ИЧР позволяет оценить экономическую роль образования, науки, здравоохранения.

ИЧР рассчитывается на основе базовых показателей, определяемых для всех стран, по сопоставимой методике. К этим базовым показателям относят: долголетие, дос­тигнутый уровень образования, уровень жизни.

В настоящее время стандартными являются: макси­мальная продолжительность жизни − 85 лет, минималь­ная − 25 лет; максимальный уровень образования − 100 %, минимальный − 0 %; максимальный среднедушевой ре­альный валовой внутренний продукт − 40.000 долларов США и минимальный − 100 долларов США с учетом па­ритета покупательной способности национальной валюты.

Величина ИЧР изменяется от 0 до 1, чем выше значе­ние, тем выше развитие человеческого потенциала. Высо­кий уровень развития человеческого потенциала имеют страны при значениях ИЧР равных 0,800 и выше; сред­ний уровень развития − при значениях ИЧР от 0,500 до 0,799; низкий уровень развития − при значениях ИЧР менее 0,500.

В 1998 году в России ИЧР составил 0,773, в том числе индекс ожидаемой продолжительности жизни − 0,695, уровня образования − 0,995, валового внутреннего про­дукта − 0,696.

Задачи статистики труда

Статистика труда является важной составной частью как экономической, так и социальной статистики. Она изучает вопросы, связанные с численностью и составом трудовых ресурсов, экономической активностью населения, занято­стью и безработицей, исследует уровень и динамику опла­ты труда, дифференциацию по размерам заработной платы работающих, их условия труда. Статистика труда тесно свя­зана с другими областями статистики: статистикой произ­водственных отраслей, услуг, системой национальных сче­тов, демографией, поскольку показатели численности ра­ботников и их оплаты труда, трудовых затрат являются важным элементом характеристики состояния экономики в целом и деятельности отдельных ее отраслей. (В данном разделе используется материал из сборника «Методологичес­кие положения по статистике». Вып. 4. 2003 г.).

Действующая в настоящее время система статистики труда сформировалась в первой половине 90-х годов в ходе реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Пересмотр системы показателей и методов их получе­ния проводился с учетом приближения к стандартам, применяемым в международной практике, а также с уче­том Конвенции 1985 г. о статистике труда № 160 и Реко­мендации 1985 г. о статистике труда № 170.

В формы государственного статистического наблюде­ния по труду для крупных и средних организаций в 1992− 1993 гг. были введены показатели о: численности работ­ников, переведенных на режим неполного рабочего вре­мени и находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициа­тиве администрации; приеме и увольнении работников; наличии свободных рабочих мест; прогнозах организа­ций о высвобождении персонала и введении новых ра­бочих мест, которые разрабатываются с квартальной пе­риодичностью.

В целях изучения экономической активности и заня­тости населения, безработицы, качественного состава рабочей силы внедрен новый метод получения информа­ции путем опросафизических лиц в домашних хозяй­ствах, способного охватить все слои населения и виды экономической деятельности.

Кроме того, в 90-е годы были разработаны новые темы статистики труда и организованы соответствующие источники получения информации, в частности: введена и постоянно совершенствуется информация о забастовочном движении; ежемесячно собираются сведения о просроченной задолженности по заработной плате ра­ботников; один раз в два года изучаются сумма и состав затрат организаций на рабочую силу в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ); совместно с миграционной службой разработана и внедрена система статистического наблюдения за тру­довой миграцией.

Остановимся более подробно на проведении обследо­вания населения по проблемам занятости.

Ведущая роль в организации статистического наблю­дения за процессами на рынке труда в России в настоящее время принадлежит выборочным обследованиям населе­ния по проблемам занятости путем опроса. Это наиболее гибкий из всех инструментов сбора данных, обеспечиваю­щий получение взаимосвязанной информации по раз­личным аспектам изучаемого явления.

Обследование населения по проблемам занятости − это единственный источник информации, позволяющий про­изводить одновременно измерение занятых экономической деятельностью, безработных и экономически неактивных лиц, в соответствии с критериями Международной органи­зации труда (МОТ), оценить реальные размеры безработи­цы как в целом по стране, так и по каждому субъекту Рос­сийской Федерации. Данные органов государственной службы занятости о регистрации безработных не характери­зуют в полной мере ситуацию и тенденции на рынке труда.

Показатели экономической активности населения, занятости и общей безработицы используются при со­ставлении прогноза социально-экономического развития России и субъектов Российской Федерации, для выявле­ния территорий с напряженной ситуацией на рынке тру­да, в соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 875.

С переводом в 1999 г. обследований населения по про­блемам занятости на квартальную периодичность роль этого источника в системе информационного обеспечения вопросов занятости и безработицы существенно возросла.

Организация обследований с квартальной периодич­ностью обеспечила необходимую информационную базу для более точных средних годовых оценок трудовых зат­рат на производство товаров и услуг, так как проводимое ранее в межсезонный период ежегодное обследование не позволяло в полной мере учесть трудовые затраты в от­раслях с сезонным характером производства.

К отрицательным моментам можно отнести высокую трудоемкость и стоимость данного обследования, недо­статочный охват выборкой небольших районов и групп населения, наличие определенной доли ошибки (обус­ловленной выборкой) в значениях показателей, неточно­сти в оценке населением отраслевой принадлежности организаций, в которых они работали.

Не менее важное значение в статистике труда играет разработка баланса трудовых ресурсов.

Баланс трудовых ресурсов является средством оценки трудового потенциала и источником информации об использовании этого потенциала. Он представляет собой комплексный метод изучения состава и использования трудовых ресур­сов и благодаря этому служит полезным инструментом для объединения всей имеющейся информации о рынке труда. С помощью баланса трудовых ресурсов раскрыва­ются источники формирования рабочей силы, связи и пропорции в распределении ее по отраслям экономики и видам экономической деятельности, между отдельными регионами страны.

Баланс трудовых ресурсов составляется ежегодно на основе интеграции данных из различных источников как в целом по России, так и по субъектам Российской Феде­рации. Показатели баланса трудовых ресурсов рассчиты­ваются в среднем за год.

С 1999 г. в статистической практике обследования на­селения по проблемам занятости осуществляется расчет по регионам России численности лиц, занятых в домаш­нем хозяйстве производством продукции, предназначен­ной для реализации (ранее этот показатель рассчитывал­ся только в целом по России).

Методология расчета баланса трудовых ресурсов раз­работана на основе интеграции данных различных источ­ников информации: отчетности организаций, обследова­ния населения по проблемам занятости, данных органов исполнительной власти.

В схему баланса трудовых ресурсов введена система дорасчета на неучтенную органами статистики занятость, основанная на использовании, в частности, данных нало­говых органов, а также органов, выдающих лицензии на осуществление отдельных видов деятельности. Кроме того, с целью полноты охвата занятого населения стали привлекаться материалы проводимых статистическими органами обследований индивидуальных предпринима­телей, осуществляющих свою деятельность в различных отраслях экономики.

Новым в расчете показателей баланса трудовых ресур­сов является оценка масштаба межрегиональной трудовой миграции, на основе данных обследования населения по проблемам занятости. Использование дополнительных источников информации позволило получить более на­дежные оценки численности населения, занятого в эконо­мике России в целом и субъектов Российской Федерации.

К трудовым ресурсам относится население, занятое экономической деятельностью или способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица, находя­щиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пен­сионного возраста и подростки).

К трудоспособному населению в трудоспособном возра­стеотносится постоянное население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях. Кроме постоянного населения при расчете чис­ленности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, учитываются иностранные граждане, занятые в экономике региона. В рамках расчета баланса трудовых ресурсов определяется среднегодовая численность заня­тых в экономике по основной работе.

Для конкретного субъекта Российской Федерации численность трудоспособного населения в трудоспособ­ном возрасте зависит также от сальдо межрегиональной (внутри России) трудовой миграции и миграцион­ных потоков учащихся. Сальдо трудовой миграции оп­ределяется как разница между въездом на работу в реги­он и выездом рабочей силы из региона, и оно в резуль­тате либо увеличивает трудовые ресурсы региона, либо уменьшает их.

К занятым в экономикеотносятся лица, которые в рас­сматриваемый период времени выполняли оплачиваемую работу как по найму, так и не по найму, как с привлече­нием, так и без привлечения наемных работников, для которых эта работа являлась основной. Сюда же относят­ся лица, выполнявшие работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выход­ных дней, обучения, учебного отпускала также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации и т. д.

К населению, не занятому в экономике,относятся лица в трудоспособном возрасте − учащиеся, студенты, аспи­ранты, не совмещающие обучение с трудовой деятельно­стью, а также следующие категории: безработные; воен­нослужащие; российские граждане, работающие за грани­цей; лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; лица, выполняющие домашние обязанности, осу­ществляющие уход за детьми и другими членами семьи; лица, находящиеся в местах лишения свободы; трудоспо­собные лица, у которых нет необходимости работать.

Для понимания особенностей статистики труда оста­новимся на характеристике схемы построения баланса тру­довых ресурсов.

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов − ресурсной и распределительной частей.

Первая часть баланса − ресурсная, характеризует чис­ленность трудовых ресурсов и источники их формирова­ния. Информацией для ее составления являются текущие данные демографической статистики о численности на­селения в трудоспособном возрасте; сведения органов социальной защиты населения о численности неработа­ющих инвалидов и лиц, получающих пенсии на льготных условиях; распространенные данные итогов обследова­ния населения по проблемам занятости о численности лиц старше трудоспособного возраста и подростков, за­нятых в экономике.

Во второй части баланса − распределительной, про­изводится распределение трудовых ресурсов на следую­щие категории: лица, занятые в экономике; учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы; трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике. Источниками инфор­мации для составления второго раздела баланса трудовых ресурсов являются сведения организаций о численности работающих; данные обследования населения по пробле­мам занятости; дополнительные источники для более полного измерения занятых в неформальном секторе экономики; данные статистической отчетности учебных заведений о численности обучающихся дневной формы обучения.

В рамках построения баланса трудовых ресурсов рас­считываются следующие показатели за год: формирова­ние трудовых ресурсов (численность по категориям); рас­пределение трудовых ресурсов (по формам собственнос­ти); население, не занятое в экономике (по категориям).

При определении среднегодовой численности заня­тых в экономике формируются 16 категорий занятого населения. В том числе, например, среднесписочная чис­ленность работников крупных и средних организаций, малых предприятий с учетом численности работников организаций, учитываемых в централизованном порядке; численность лиц, работающих в организациях по догово­рам гражданско-правового характера, для которых эта работа является основной; численность лиц, занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах; численность лиц, занятых в сфере индивидуальной деятельности; числен­ность иностранных граждан, занятых на территории ре­гиона и др.

Источниками получения информации являются годо­вая отчетность предприятий, обследование населения по проблемам занятости, корректировок и экспертной оцен­ки; данные миграционной службы органов внутренних дел; данные налоговой службы и др.

Для расчета показателей баланса трудовых ресурсов используется следующая информация: данные демогра­фической статистики о численности населения в трудо­способном возрасте; сведения органов социального обес­печения о числе неработающих инвалидов и лиц, получа­ющих пенсии на льготных условиях в трудоспособном возрасте; данные обследования населения по проблемам занятости о численности лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике; данные о межрегиональной трудовой миграции, определяемой по оптимальному варианту на основе данных обследования населения по проблемам занятости и т. д.

Для более полного измерения занятых, например, в неформальном секторе экономики, используются поми­мо данных, сформированных на основе обследования населения по проблемам занятости, дополнительные ис­точники информации, в частности, данные органов ис­полнительной власти. Однако и эта дополнительная ин­формация является неполной.

Методологические различия в формировании числен­ности занятых в экономике при составлении баланса тру­довых ресурсов и проведении обследования населения по проблемам занятости, в основном, касаются охватывае­мого периода, состава категорий занятого населения и порядка учета населения по месту проживания или ме­сту работы.

Расчет баланса трудовых ресурсов предусмотрен с ис­пользованием программного продукта EXCEL. Для рас­чета баланса трудовых ресурсов разработано 24 основных и вспомогательных таблиц, в которых отражены источни­ки информации, алгоритмы расчета и межтабличная увязка. Таблицы содержат как первичные, так и расчет­ные показатели, которые формируются программно. Предусмотрен также программный перенос показателей во взаимоувязанные таблицы.

Итоги балансовых расчетов разрабатываются по Рос­сии в целом, федеральным округам и субъектам Россий­ской Федерации; отраслям экономики; отраслям матери­ального производства и непроизводственным отраслям.

Наши рекомендации