Педагогический менеджмент как феномен управления в образовании
Современное представление об управлении в образовании связано с понятием «педагогический менеджмент». Следует, однако, отметить, что понятие «управление» более объемно и широко, термин «менеджмент» же был изначально введен для обозначения одной из форм управления, а именно управления социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании [48]. Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, сегодня на Западе широко распространено мнение о том, что он представляет собой не только управление фирмой, корпорацией и т.д. Многие его постулаты и теоретические позиции могут использоваться в управленческой деятельности в любой сфере, в том числе и в образовании.
Как показывает практика, необходимость в социальном управлении возникает каждый раз, когда люди, обладающие разнообразными познаниями и умениями, объединяются, чтобы совместно что-то сделать. Именно благодаря управлению их совместная деятельность становится целенаправленной и организованной.
В широком смысле менеджмент — это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.
Термин «социальное управление» в работах советского периода трактовался как:
- целенаправленное воздействие на систему или процесс;
- воздействие одной системы (управляющей) на другую (управляемую) с целью ее упорядочения и перевода в качественно новое состояние;
- деятельность, направленная на обеспечение функционирования и развития общественного производства и т.п.
В этих определениях четко просматривается отсутствие человекоцентристских основ. Главный подход в управлении характеризовался воздействием одной системы — руководящей, на другую — подчиняющуюся первой.
Менеджмент — это управление, базирующееся на человеко-центристском подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.
Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на уважение к людям и уважение людей к нему, строит свои отношения с подчиненными на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми членами организации.
В современной научной литературе менеджмент рассматривается как:
- процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;
- управление бизнесом с помощью эффективной организации работы членов предприятия;
- специальный вид управленческой деятельности, ориентированной на человека;
-умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;
-функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разных организациях;
- область знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.
Таким образом, в науке менеджмент рассматривается и в значении «вид деятельности», и в значении «область знания».
Наиболее полное определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный американский теоретик менеджмента П.Друкер. Он считал, что современный менеджмент — это специфический вид управленческой деятельности, ориентированной на человека, имеющий целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П.Друкер определяет и задачи менеджмента:
- сплачивать людей вокруг общих целей предприятия, чтобы создать коллектив;
- развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять;
- ни на минуту не останавливать развитие людей;
- выстраивать производственную деятельность на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности, поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ;
- разрабатывать комплексные способы и средства оценки эффективности функционирования предприятия.
В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В нем соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, организацией коллектива для достижения конечной цели.
За рубежом менеджмент в образовании, или школьный менеджмент, определяется как «сосредоточение на процессе принятия наиболее важных решений в школе» [32]. Основная идея школьного менеджмента, например в США, связана с децентрализацией управления в системе образования. При этом школьный учитель должен быть наделен правами участвовать в разработке и принятии наиболее важных для своей школы решений.
В нашей стране руководитель (начальник цеха, директор завода, главный врач больницы, директор школы, заведующий детским садом и т.д.) до сих пор назначался на должность, исходя из его профессиональной готовности к выполнению функций инженера, врача, учителя, воспитателя и т.д. В результате он становился организатором деятельности производственных единиц (цехов, заводов, отделов, больниц, школ, детских садов и т.п.), руководителем производственной деятельности. Менеджер же является организатором людей. Кроме профессиональной он должен иметь специальную подготовку в области искусства управления людьми.
Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое изменение объекта управления — школы, дошкольного образовательного учреждения и т.д. — требует изменения и субъекта управления.
Педагогический менеджмент в работах некоторых современных авторов [63] рассматривается как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение эффективности этих систем.
Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание руководителями образования трех инструментов управления:
-организации, иерархии управления, в основе которой лежит воздействие на человека с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр.;
-культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения;
-рынка, рыночных отношений, т.е. отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя [67].