Психолого-педагогической характеристики дошкольника

воспитанника _____ группы _____ детского сада.
1. Общие сведения о ребенке:
Ф.И.О. Дата рождения.

Домашний адрес.
Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада), были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам.

2. Характеристика семьи:
Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы.
Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.
Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие).
Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка.

3. Соматическое здоровье: болеет редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит.

4. Характеристика деятельности: навыки самообслуживания:

- может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы;

- может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки;

- может ли самостоятельно пользоваться ложкой, вилкой;

- умеет ли убирать свои вещи и постель.

5. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

6. Конструктивная и графическая деятельность:

- умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек,

- выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.);

- изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость

линий, изображение фигурок по образцу).

7. Отношение к занятиям:

- (не) способен контролировать свою деятельность, (не) доводит дело до конца, мешает педагогу, детям; быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не) стремится преодолеть, бросает работу, подражает другим, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

8. Физическое состояние ребенка:

-изменение в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения), утомляемость;

-сформированность движений, чувства равновесия, нарушения осанки, ловкость, сила;

-состояние моторики:

- ведущая рука, согласованные действия рук;

- точность движений, лишние движения;

- дифференцированные движения;

- способность к работе на листе бумаги.

9. Особенности познавательной сферы:

- познавательные интересы, любознательность;

- особенности внимания (легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой); степень развития произвольного внимания;

- сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления:


- наличие или отсутствие интереса и побуждения к деятельности;

- активность и целеустремленность, наблюдательность;

- продуктивность в работе и обучении;

-точность и осмысленность восприятия, понимания главного в

воспринимаемом;

- умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия;

характерные трудности в дифференциации общего и различного;

обобщения строит, опираясь на незначительные признаки;

устанавливает с трудом - легко;

- уровень обобщений, абстрагирования;

- наличие общих понятий;

- понимание и толкование ситуаций со скрытым смыслом;

- адекватное использование помощи.

10. Особенности памяти:


- преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная);

- быстрота и прочность запоминания;

- что лучше запоминает: цифры, стихи, события.

11. Особенности речи:


- понимание обращенной речи (не понимает, ориентируется в пределах

ситуации, в пределах обихода);

- возможность речевого сотрудничества со взрослым (понимание и

выполнение элементарных инструкций);

- самостоятельная речь (особенности звукопроизношения: нарушено

или нет);

- состояние фонематического слуха (нарушен или нет);

- особенности словарного запаса (правильно произносимые слова

состоящие из одного-двух слогов, контурные слова, слова-

звукоподражания, слова-фрагменты существительных, глаголов,

прилагательных и т.д., словесные комбинации из двух слов);

- особенности грамматического изменения слов (использование

падежа, числа, рода и т.д., использование предлогов);

- объем и типы предложений;

- умение составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;

- речевое поведение (многоречивость, молчаливость, речевая

готовность, стилистические особенности, содержание и культура

речи);

- голос и речь: (громкость, скорость, высота, ритм, интонационная

оформленность, артикуляторные особенности).

12. Элементарные математические представления:


- механический пересчет в пределах...

- возможность соотнесения каждого последующего числа с предметом;

- счет по речевой инструкции, по образцу;

- восприятие величины, формы цвета;

-возможность соотнесения заданного количества предметов с

количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;

- выделение из множества заданного количества предметов;

- пересчет предметов с называнием итогового числа;

- счетные операции с открытым и закрытым результатом;

- доступность понятий: один/много, сколько/столько,

большой/маленький, поровну, больше/меньше.

13. Особенности игровой деятельности:


- проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку);

- характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей). Оречевление игровых действий;

- умение подчиняться игровым правилам.

14. Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:


- возможность совместной работы по указательному жесту;

- по подражанию, по образцу;

- по словесной инструкции, по замыслу;

- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета;

- умение обыгрывать постройку. Объяснять рисунок и оречевлять свои действия.

Работоспособность.


- скорость ориентировки на новом материале;

- общий темп и целенаправленность деятельности;

- устойчивость интереса;

- отвлекаемость, истощаемость

16. Особенности личности.

- Основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении).

- Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, личным вещам).

- Реакция на одобрение, замечание.

- Склонности, симпатии.

- Поведение по отношению к родителям, братьям, сестрам, сверстникам, старшим, младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта.

- Действие в психологически значимых ситуациях (спокойствие, рассудочность, хаос, сопротивление).

17. Личностные особенности:

- адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми;

- застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость;

- преобладающее настроение;

- поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное;

- нравственные качества: отношения к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, способность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д.,

- умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Наши рекомендации