Психолого-педагогической характеристики дошкольника
воспитанника _____ группы _____ детского сада.
1. Общие сведения о ребенке:
Ф.И.О. Дата рождения.
Домашний адрес.
Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада), были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам.
2. Характеристика семьи:
Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы.
Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.
Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие).
Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка.
3. Соматическое здоровье: болеет редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит.
4. Характеристика деятельности: навыки самообслуживания:
- может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы;
- может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки;
- может ли самостоятельно пользоваться ложкой, вилкой;
- умеет ли убирать свои вещи и постель.
5. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
6. Конструктивная и графическая деятельность:
- умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек,
- выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.);
- изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость
линий, изображение фигурок по образцу).
7. Отношение к занятиям:
- (не) способен контролировать свою деятельность, (не) доводит дело до конца, мешает педагогу, детям; быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не) стремится преодолеть, бросает работу, подражает другим, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
8. Физическое состояние ребенка:
-изменение в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения), утомляемость;
-сформированность движений, чувства равновесия, нарушения осанки, ловкость, сила;
-состояние моторики:
- ведущая рука, согласованные действия рук;
- точность движений, лишние движения;
- дифференцированные движения;
- способность к работе на листе бумаги.
9. Особенности познавательной сферы:
- познавательные интересы, любознательность;
- особенности внимания (легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой); степень развития произвольного внимания;
- сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления:
- наличие или отсутствие интереса и побуждения к деятельности;
- активность и целеустремленность, наблюдательность;
- продуктивность в работе и обучении;
-точность и осмысленность восприятия, понимания главного в
воспринимаемом;
- умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия;
характерные трудности в дифференциации общего и различного;
обобщения строит, опираясь на незначительные признаки;
устанавливает с трудом - легко;
- уровень обобщений, абстрагирования;
- наличие общих понятий;
- понимание и толкование ситуаций со скрытым смыслом;
- адекватное использование помощи.
10. Особенности памяти:
- преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная);
- быстрота и прочность запоминания;
- что лучше запоминает: цифры, стихи, события.
11. Особенности речи:
- понимание обращенной речи (не понимает, ориентируется в пределах
ситуации, в пределах обихода);
- возможность речевого сотрудничества со взрослым (понимание и
выполнение элементарных инструкций);
- самостоятельная речь (особенности звукопроизношения: нарушено
или нет);
- состояние фонематического слуха (нарушен или нет);
- особенности словарного запаса (правильно произносимые слова
состоящие из одного-двух слогов, контурные слова, слова-
звукоподражания, слова-фрагменты существительных, глаголов,
прилагательных и т.д., словесные комбинации из двух слов);
- особенности грамматического изменения слов (использование
падежа, числа, рода и т.д., использование предлогов);
- объем и типы предложений;
- умение составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
- речевое поведение (многоречивость, молчаливость, речевая
готовность, стилистические особенности, содержание и культура
речи);
- голос и речь: (громкость, скорость, высота, ритм, интонационная
оформленность, артикуляторные особенности).
12. Элементарные математические представления:
- механический пересчет в пределах...
- возможность соотнесения каждого последующего числа с предметом;
- счет по речевой инструкции, по образцу;
- восприятие величины, формы цвета;
-возможность соотнесения заданного количества предметов с
количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;
- выделение из множества заданного количества предметов;
- пересчет предметов с называнием итогового числа;
- счетные операции с открытым и закрытым результатом;
- доступность понятий: один/много, сколько/столько,
большой/маленький, поровну, больше/меньше.
13. Особенности игровой деятельности:
- проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку);
- характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей). Оречевление игровых действий;
- умение подчиняться игровым правилам.
14. Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:
- возможность совместной работы по указательному жесту;
- по подражанию, по образцу;
- по словесной инструкции, по замыслу;
- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета;
- умение обыгрывать постройку. Объяснять рисунок и оречевлять свои действия.
Работоспособность.
- скорость ориентировки на новом материале;
- общий темп и целенаправленность деятельности;
- устойчивость интереса;
- отвлекаемость, истощаемость
16. Особенности личности.
- Основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении).
- Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, личным вещам).
- Реакция на одобрение, замечание.
- Склонности, симпатии.
- Поведение по отношению к родителям, братьям, сестрам, сверстникам, старшим, младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта.
- Действие в психологически значимых ситуациях (спокойствие, рассудочность, хаос, сопротивление).
17. Личностные особенности:
- адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми;
- застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость;
- преобладающее настроение;
- поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное;
- нравственные качества: отношения к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, способность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д.,
- умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.