Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-»,то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, - это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:
1. общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% - о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | № вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58. ∑=22 |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44. ∑=11 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43. ∑=13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45. ∑=6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26. ∑=6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22. ∑=5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28. ∑=5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47. ∑=8 |
Ключ к вопросам
«+» - да
«─» - нет
1 - 16 - 31 - 46 –
2 - 17 - 32 - 47 –
3 - 18 - 33 - 48 –
4 - 19 - 34 - 49 –
5 - 20 + 35 + 50 –
6 - 21 - 36 + 51 –
7 - 22 + 37 - 52 –
8 - 23 - 38 + 53 –
9 - 24 + 39 + 54 –
10 - 25 + 40 - 55 –
11 + 26 - 41 + 56 –
12 - 27 - 42 - 57 –
13 - 28 - 43 + 58 –
14 - 29 - 44 +
15 - 30 + 45 –
Сводная ведомость по результатам обследования
Класс _______________________________________
Дата проведения обследования__________________
ФИ | Тест в целом | Общая тревож ность | Социаль ный стресс | Фрустра ция потреб ности в достиже нии | Страх самовыра жения | Страх ситуа ции проверки | Страх несоот ветствия | Низкая сопротив ляемость | Проблемы в отношениях с учителями |
Обозначения: < 50 % - (А); > 50 % до 70 % - (Б); > 70 % - (В).
Сводные показатели
Показатели тревожности | Количество учащихся | Процентный уровень | ||||
Уровень А | Уровень Б | Уровень В | Уровень А | Уровень Б | Уровень В | |
В целом по тесту | ||||||
Общая тревожность | ||||||
Переживания социального стресса | ||||||
Фрустрация потребности в достижении успеха | ||||||
Страх самовыражения | ||||||
Страх ситуации проверки знаний | ||||||
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | ||||||
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | ||||||
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
- Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Оно может быть позитивным на фоне общей высокой тревожности. То есть ребенок эмоционально неблагополучен, но в школе чувствует себя достаточно уверенно и спокойно. Возможен и противоположный вариант: в целом спокойный и эмоционально устойчивый ребенок ощущает себя в школе плохо.
- Переживания социального стресса − эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). Очень часто высокую тревожность по этому фактору демонстрируют лидеры. Важно соотносить данные по этой шкале с другими. Когда высокая тревожность по этому фактору совпадает с аналогичной по другим факторам, это менее информативно и значимо, чем единичный случай высокой тревожности, приходящийся на этот фактор.
- Фрустрация потребности в достижении успеха − неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.
- Страх самовыражения − негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Если высокие показатели по нему имеют многие ученики данного класса, это говорит о неблагоприятной педагогической ситуации, которую не мешало бы изменить.
- Страх ситуации проверки знаний − негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно, публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих − ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу − особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями − общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослым в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.