Представление результатов работы групп.

Общие требования к составлению любой интеллект-карты.

1. Главная идея обводится в центре страницы.

2. Лист располагается горизонтально.

3. Идея рисуется или пишется разборчиво печатными заглавными буквами.

4. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении); используются ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общая тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой темы идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности.

Я взяла метод интеллект-карт как идею и стараюсь адаптировать в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями.

В своей коррекционно-образовательной практике я применяю интеллект-карты по двум направлениям:

Направление

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты, которая является итоговой работой по изученным лексическим темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится индивидуально и фронтально. Пример:

Последовательность работы:

1 вариант:

1.Обозначается тема занятия (овощи, домашние животные, цветы и.т.п)

2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

- К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

Направление

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.

Последовательностьработы при составлении интеллект-карты по рассказу:

1. Чтение рассказа.

2. Обозначение главной идеи в центре (название рассказа).

3. Изображение веток в цвете от главной идеи с нумерацией.

4. Разбор рассказа по частям с последующим моделированием.

5. Моделирование рассказа полностью.

6. Самостоятельное воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

В зависимости от сложности работы с интеллект-картами и уровня развития детей можно использовать варианты работы:

1 вариант– Дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, составленной педагогом.

- Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями.

2 вариант- Дети с помощью педагога составляют интеллект-карты по заданному рассказу и пересказывают его.

- Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся в горизонтальном направлении большой чистый лист (А4). В центре обозначается заголовок текста. Используя разные цвета ручек, маркеров, карандашей рисуются разные толстые, кривые ответвления от заголовка.

Затем вопросы задаются так, чтобы несколько предложений объединялись в одну мысль. И с помощью графических изображений, схем, рисунков, фигур, картинок изображаются модели мыслей по тексту.

3 вариант- Дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения. А затем пересказывают его.

4вариант -Дети самостоятельно, составляют рассказ и одновременно моделируют его по частям:

- обозначается тема (профессии);

-дети составляют рассказ.

- дети составляют интеллект-карту, используя картинки и включая свои рисунки, изображения;

- по составленной интеллект-карте рассказывают свой рассказ.

Таким образом, составленная интеллект-карта (в разных вариантах) помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием.

Объединеие в группы и составление интеллекткарт « Я – родитель», «Я – педагог», «Я – ребёнок».

Представление результатов работы групп.

Рефлексия

В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний.

Что это даёт ребёнку в условиях ФГОС

В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяют осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативное, речевое и познавательное развитие. Вся эта работа направлена на приобретение ребёнком интегративных качеств (любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Наши рекомендации