Представление результатов работы групп.
Общие требования к составлению любой интеллект-карты.
1. Главная идея обводится в центре страницы.
2. Лист располагается горизонтально.
3. Идея рисуется или пишется разборчиво печатными заглавными буквами.
4. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении); используются ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общая тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой темы идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности.
Я взяла метод интеллект-карт как идею и стараюсь адаптировать в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями.
В своей коррекционно-образовательной практике я применяю интеллект-карты по двум направлениям:
Направление
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты, которая является итоговой работой по изученным лексическим темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится индивидуально и фронтально. Пример:
Последовательность работы:
1 вариант:
1.Обозначается тема занятия (овощи, домашние животные, цветы и.т.п)
2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
- К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.
Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
Направление
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.
Последовательностьработы при составлении интеллект-карты по рассказу:
1. Чтение рассказа.
2. Обозначение главной идеи в центре (название рассказа).
3. Изображение веток в цвете от главной идеи с нумерацией.
4. Разбор рассказа по частям с последующим моделированием.
5. Моделирование рассказа полностью.
6. Самостоятельное воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
В зависимости от сложности работы с интеллект-картами и уровня развития детей можно использовать варианты работы:
1 вариант– Дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, составленной педагогом.
- Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями.
2 вариант- Дети с помощью педагога составляют интеллект-карты по заданному рассказу и пересказывают его.
- Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся в горизонтальном направлении большой чистый лист (А4). В центре обозначается заголовок текста. Используя разные цвета ручек, маркеров, карандашей рисуются разные толстые, кривые ответвления от заголовка.
Затем вопросы задаются так, чтобы несколько предложений объединялись в одну мысль. И с помощью графических изображений, схем, рисунков, фигур, картинок изображаются модели мыслей по тексту.
3 вариант- Дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения. А затем пересказывают его.
4вариант -Дети самостоятельно, составляют рассказ и одновременно моделируют его по частям:
- обозначается тема (профессии);
-дети составляют рассказ.
- дети составляют интеллект-карту, используя картинки и включая свои рисунки, изображения;
- по составленной интеллект-карте рассказывают свой рассказ.
Таким образом, составленная интеллект-карта (в разных вариантах) помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием.
Объединеие в группы и составление интеллекткарт « Я – родитель», «Я – педагог», «Я – ребёнок».
Представление результатов работы групп.
Рефлексия
В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний.
Что это даёт ребёнку в условиях ФГОС
В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяют осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативное, речевое и познавательное развитие. Вся эта работа направлена на приобретение ребёнком интегративных качеств (любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.