Многогранники и тела вращения

1. Дубровский В. Что проще? Разные подходы к решению стереометрических задач.

2. Петрова М.А. Задачи стереометрии: сфера и многогранники. – 2000. - № 2. – С. 34-37.

3. Писаревский Б.И. Задачи по стереометрии. Тела вращения. – 2005. - № 4. – С. 21-24.

4. Писаревский Б.И. Правильная пирамида и «неправильные сферы». – 2008. - № 3. – С. 40-45.

5. Саакян С. Изучение темы «Цилиндр, конус и шар» в XI Кл. – 2002. - № 5. – С.25-40.

6. Сагателова Л.С. Применение одного из свойств прямого трехгранного угла при нахождении элементов многогранников. – 2010. - № 8. – С. 30-35.

7. Сверчевская И. Устные задачи по теме «Объемы многогранников». – 2004. - № 8. – С. 2-7.

8. Сверчевская И. Устные задачи по теме «Тела вращения. Площадь поверхности». – 2003. - № 9. – С. 11-16.

9. Ситкин Е.Л. Вычисление объемов и принцип Кавальери. – 2010. - № . – С. 14-18.

Приложение 4

Терминологический словарь.

А

Авторитарный(лат. autoritas-влияние, власть)- характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчёркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воз­действия на них.

Адаптация(лат. adapto -приспособляю)- приспособление.

Активность- способность проявлять усилия, стремиться к достижению цели. Актуализация (лат.aktualis- деятельный)- действие, заключающееся в извлече­нии усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при изучении нового материала.

Алгоритмизация -использование в обучении алгоритмов: набора правил и предписаний, позволяющих гарантированно и наиболее рационально решать за­дачи определённого класса.

Анализ(греч. analisis-разложение, расчленение) - мыслительный процесс рас­членения объекта познания на части с целью установления его свойств и осо­бенностей, взаимосвязей этих частей объекта.

Аналогия -вид умозаключения, когда свойства одного предмета переносят на другой предмет, в чём - то подобный ему. Например, для всякого треугольника справедливо, что каждая его сторона меньше суммы двух других сторон. В про­странстве треугольнику аналогична пирамида, поэтому можно предполагать по аналогии, что площадь каждой грани треугольной пирамиды меньше суммы площадей остальных граней.

Б

Безотметочное обучение- обучение, предполагающее оценку деятельности учащихся без выставления отметок (баллов).

В

Воспитание -целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития личности.

Г

Гуманизация образования -ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей. Направлена на создание таких форм содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности учащегося.

Гуманитаризация образования- ориентация учебного процесса на приобщение учащегося к духовной культуре, творческой деятельности, направлена на вооружение учащегося методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приёмы и методы научного познания. Гуманизация призвана создать условия, побуждающие школьника к активной творческой деятельности и обеспечивающие его в ней.

Д

Деятельность- специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Диагностика(от греч. diagnostikos - способный распознавать) - процедура выделения готовности к какому-либо виду деятельности определённого содержания и уровня сложности. Основывается на системе тестов, письменных работ, устных вопросов и др. методов, позволяющих получить картину состояния чьих-либо знаний и умений.

Дидактика - общая теория и методика обучения, рассматривающая закономер­ности, принципы содержания и методы учебного процесса.

Дидактические средства- средства, с помощью которых реализуются средства обучения.

Догматическое обучение- обучение, направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления.

З

Знания- достоверный результат познания действительности, адекватное отра­жение качеств и свойств объекта в сознании человека.

Зона ближайшего развития(Л.С. Выготский) - уровень знаний и развития, к овладению которым обучающийся уже подготовлен, но, для того чтобы овладеть им, он нуждается в педагогической помощи; отзывчивость к помощи - признак того, что педагог работает с учеником в зоне ближайшего развития.

И

Индивид(лат. individuum - неделимое) - отдельно взятый человек в совокупно­сти всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, пси­хологических и др.

Индивидуализация обучения- такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.

Индивидуальное обучение- форма организации обучения, предусматриваю­щая работу педагога с каждым учеником отдельно.

Индивидуальность- своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Инновация- распространение новшеств в педагогическую практику. Исследовательский подход в обучении- совокупность методов и приёмов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины, воспроизводящих в обучении научные методы познания.

К

Классно-урочная система - обоснованная в середине XVII века Я.А. Каменским организация учебного процесса, когда педагог работает с постоянным составом примерно одинаковых по возрасту и подготовке учащихся в ограничен­ные по времени отрезки (урок).

Компетентность педагогическая- знания и опыт, дающие возможность про­фессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.

Концепция непрерывного образования- современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики; провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни в любом возрасте.

Креативность (лат. creatio - создание, сотворение) - способность, отражающее свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, то есть способность к творчеству; данное понятие изучается независимо от интел­лекта и связывается с творческими достижениями личности.

Курс обучения- цикл, состоящий из учебных дисциплин, предметов и тем, предусмотренных определённой образовательной программой.

Л

Личностно-ориентированное обучение- тип обучения, предполагающий вос­питание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъ­ектов деятельности; обучение, основанное на учёте психологических и социаль­но-педагогических характеристик личности.

Личность- человек как субъект общественных отношений и сознательной дея­тельности, член определённой человеческой общности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за своё поведение.

М

Метод обучения- упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности обу­чающего и обучаемого, направленный на достижение цели обучения.

Методология(греч. metodos - путь исследования и logos - понятие, учение) - 1) учение о структуре, логическая организация, методах и средствах деятельности; 2) учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а также совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Модуль учебный- часть курса, крупный блок учебного материала, методиче­ски проработанный и предлагаемый учащимся для самостоятельного изучения.

Модульное обучение- технология обучения, сущность которого состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индиви­дуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методи­ческое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровня её базовой подготовки.

Мотивация учебной деятельности- внутренне побуждение к овладению зна­ниями и развитию.

МПМ (методика преподавания математики)- наука о математике как об учебном предмете и о закономерностях процесса обучения математике различ­ных обучаемых.

Н

Навык учебный— автоматизированное действие, выполняемое без непосредст­венного контроля сознания.

Новаторство в образовании- создание новых образовательных систем, новых подходов и способов решения образовательных задач, то есть педагогических новшеств.

Нововведение- своеобразный носитель новшества, средство его распростране­ния, донесения до практики (новые проекты, программы, средства обучения, типы образовательных учреждений и т.д.).

Новшество- обычно понимается как элемент педагогической деятельности, ко­торый в представленном виде ещё не встречался.

О

Образование- система, процесс и результат воспитания, обучение и развитие личности.

Обучаемость- группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие; способность к научению.

Обучение - процесс, включающий преподавание и учение, его суть - вооруже­ние учащихся систематическими научными знаниями, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и ми­ровой культуры.

Обученность- уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности.

Одарённость- наличие у человека задатков к развитию способностей. Отметка— качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников и студентов.

Оценка- суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках деятельности обучающихся.

П

Парадигма- исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постанов­ки и решения проблем.

Принципы обучения- система основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.

Проблемное обучение- обучение на основе выдвижения, поиска решения проблем и вытекающих из них задач, активизирующее интерес и мышление уча­щихся, способствующее развитию способностей.

Р

Развивающее обучение- обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственно це­лью и результатом всего процесса.

Рефлексия- способность человека сосредотачиваться на себе самом, анализи­ровать и оценивать собственную деятельность.

С

Самооценка- оценка человеком собственных возможностей качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

Способности- индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Т

Тест- задание, дающее возможность быстро выявить и оценить степень разви­тия определённых психологических качеств, а также уровень знаний, умений и навыков.

Технологии обучения- система методов обучения, обеспечивающая гаранти­рованное достижение целей обучения для выбранного контингента обучаемых.

Технология педагогическая(Лихачёв Б. Т.)-совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса,

У

Упражнения- повторное, многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества. Устные упражнения- действия, направленные на усвоение знаний, характерными особенностями которых являются динамичность, и сокращение письменных оформлений с целью развития речи, мыслительных операций, творческих способностей учащихся.

Учебные программы- документ, раскрывающий тематику и содержание изу­чаемого предмета по каждой теме.

Учебный план- официальный документ, в котором фиксируется состав учеб­ных предметов, изучаемых в данном типе учебных заведений, определяется количество часов по предметам, годам обучения, полугодиям (семестрам), годовая и недельная нагрузка обучающихся.

Учебное издание

КоркинаПолина Семеновна,

КоровинаВалентина Геннадьевна

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА

Наши рекомендации