Структура урока «открытия» нового знания
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1-2 мин) – дьарыкка интэриэһи үөскэтии, өйгө-санааҕа, сүрэххэ баары уһугуннарыы, сонурҕааһын, сэҥээрии.
Цель этапа - включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Для реализации этой цели требуется:
• создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
• актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)
• исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)
2) этап актуализации и пробного учебного действия (5-6 мин) – оҕо барбыт матырыйаалы хатылааһыҥҥа туохха ыарырҕатарын булан ылыыта.
Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- воспроизвели знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
- активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы;
- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для закрепления на данном уроке;
- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия.
3) этап выявления места и причины затруднения (2-3 мин) - оҕо бэйэтэ туохха ыарырҕатарын төрүөтүн, миэстэтин булан таһаарыыта.
Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись (алгоритм) и проговорили вслух, что и как они делали;
- зафиксировали место затруднения;
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения не хватает для решения исходной задачи и задач такого типа вообще (причина затруднения).
4) этап построения проекта выхода из затруднения (5-6 мин) – оҕо ыарырҕатарыттан тахсар суолун тобулан толорор дьоҕурун үөскэтии.
Цель: построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, учебник и т.д.
5) этап реализации построенного проекта (4-5 мин) – бэйэ оҥорбут бырайыагын олоххо киллэрии.
Цель: осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов.
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4-5 мин) – дьайыы албастарын чиҥэтии.
Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
-решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
- при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин) - бэйэ үлэтэ, бэйэни бэрэбиэркэлэнии
Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
8) этап включения в систему знаний и повторения (4-5 мин) – ылбыт билиини иҥэринии, хатылааһын.
Цель:применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
- выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2-3 мин) – бэйэҕэ эргиллии.
Цель:
• зафиксировать новое содержание, полученное на уроке;
• провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
• оценить собственную деятельность на уроке;
• зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
• обсудить и записать домашнее задание.
Вопросы для этапа рефлексии
• Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
• Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?
• Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.