Здоровье студентов как ценность образовательного процесса

Виленский М.Я., профессор кафедры психологии и педагогики

Московского педагогического государственного университета, профессор, доктор педагогических наук

Масалова О.Ю., доцент кафедры педагогики и физического воспитания Смоленского гуманитарного университета, доцент, кандидат педагогических наук

Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Оно выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, общее жизненное благополучие. Ценностная характеристика здоровья проявляется в различных сферах жизнедеятельности,мыслях, чувствах, радости наслаждения, свойственных здоровому человеку: духовной бодрости и оптимистических идеалах, интересе к творчеству, потребности в культурном развитии, общении, познании себя, самоосуществлении. Ценность здоровья значима и для жизни общественной, при которой личность должно волновать и здоровье других людей, поскольку они связаны друг с другом и окружающим миром. Качество взаимоотношений между людьми формирует нравственную атмосферу и духовные основы общества, которые влияют на мировоззрение личности, определяют ее поведение. Гармоничное взаимодействие делает человека уравновешенным, самодостаточным и социально защищенным, с высокими адаптивными способностями.

Специфика ценности здоровья заключается в ее латентном характере. Тому, кто чувствует себя здоровым, не свойственно усматривать в здоровье основополагающую жизненную ценность и придавать ему особое значение. Здоровье восходит на вершину индивидуальной ценностной иерархии и становится самоцелью (чаще всего) тогда, когда ощущается общая недостаточность внутриличностных ресурсов для его поддержания.

Студенты, в силу заложенных в норме в молодом организме неизрасходованных природных ресурсов, рассматривают здоровье как достаточное и органически присущее, это подтверждается высоким процентом хорошей самооценки здоровья в этом возрасте. Ценность здоровья в их сознании не наполнена личностным содержанием, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная». Личностные ресурсы им кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний и в то же время ограниченным применением средств двигательной активности, релаксации и отдыха в силу тех же убеждений в неистощимости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников. При этом используются различные средства, иногда связанные с рискованным поведением по отношению к своему здоровью (никотин, алкоголь, наркотики). Серьезную угрозу психическому здоровью студентов могут составить стрессовые ситуации: экзаменов, социальной адаптации, необходимости личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и другие. В период окончания учебы со всей силой проявляются стрессовые условия социальной и профессиональной неопределенности будущего специалиста в обществе и необходимости поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки. Сильная ориентация на переживание настоящего, высокая мотивация достижений вытесняют из сознания студента возможные опасения, связанные с последствиями для здоровья длительного стресса.

В целом для современной студенческой молодежи характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию, однако ценность здоровья является скорее декларируемой. Об этом свидетельствует тот факт, что многие студенты, считающие, что они ведут здоровый образ жизни, в реальности не придерживаются его норм [1]. Ценность здоровья не функционирует на уровне их индивидуального самосознания. Учитывая, что необходимость интенсификации заботы о своем здоровье признает относительно невысокий процент студентов (что сказывается и на отношении к занятиям по физической культуре), актуализация ценностей здоровья и физической культуры для студентов приобретает особую значимость. Поэтому важно в образовательном процессе формировать мировоззренческие основы понимания здоровья студентом не в смысле его свободы от болезни, а в смысле тех возможностей действовать, реализовывать себя, которые открыты ему, поскольку он здоров, ведущих к физическому, социальному и психическому благополучию. С этих позиций здоровье выступает педагогической категорией, которая в единстве телесных и психологических характеристик формируется в процессе воспитания.

Выделяют три взаимосвязанных друг с другом уровня ценности здоровья, которые составляют культурно-телесное благополучие человека:

- физический (телесный), обеспечивающий внутреннее динамическое равновесие, структурные (морфологические) и функциональные резервы адаптации организма;

- психический (душевный), отражающий адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности, способность ставить достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, согласуя с требованиями социокультурной и природной среды, отсутствие болезненных психических проявлений;

- духовный, обусловленный нравственностью, принятыми личностью гуманистическими ценностями, свободой выбора, ответственностью за себя, свои решения и поступки, ориентированностью на действия во благо окружающих, способностью к поисково-творческой активности, самосозиданию.

Обобщенными критериями для физического здоровья студента могут служить - «я могу», для психического - «я хочу», для духовного – «я должен» [2] и «я свободен».

Базовые уровни ценности здоровья (физический, психический и духовный) обеспечивают развитие и сохранение социального, профессионального, репродуктивного, сексуального здоровья.

Поведение студента по отношению к своему здоровью зависит от того, как он конкретизирует ценность здоровья, какое место отводит ей в своей жизни. Существует фактическое несоответствие между ценностными представлениями студента о здоровье и научными, между потребностью в здоровье и усилиями, направленными на его сохранение и укрепление. Экспериментально установлено [3 и др.], что более высокие показатели здоровья у тех, кто берет на себя ответственность за него, в отличие от тех, кто считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. То есть имеется зависимость состояния здоровья от таких параметров поведения личности как экстернальность-интернальность. Интерналы больше склонны к осмысливанию своего поведения, считают, что их успехи или неудачи не случайны и зависят от собственной компетентности, способностей, целеустремленности, т.е. от них самих. Они меньше подчиняются давлению других людей, сильнее реагируют на утрату личной свободы, активнее ищут информацию, необходимую для принятия решения, более уверены в себе. Экстерналы нуждаются во внешней поддержке и одобрении, они убеждены, что их неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Здоровье во многом зависит от ощущения студентом своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, самоуважения, социальной зрелости и самостоятельности. Ответственность будущего специалиста за свое здоровье является важным показателем его общей и профессиональной культуры.

Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым, творчески подходить к собственному здоровью, формировать потребность, умение и решимость творить здоровье за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий, что характеризует сущность ценностного отношения к здоровью. Ответственность студента за свое здоровье, личностное развитие основана на развитом самосознании и рефлексии, устойчивой ценностно-смысловой системе, самоконтроле, волевой регуляции поведения и проявляется в самосовершенствовании, субъектности в образовательной деятельности, интернальной жизненной позиции. Такая позиция, отражая морально-нравственное отношение личности, осознается как важность собственных усилий для сохранения и укрепления здоровья и личностного развития и проявляется в выборе и осуществлении здорового стиля жизни, готовности к преодолению связанных с этим препятствий.

Студентам следует моделировать свое будущее, предвидеть последствия своих отношений, действий и поступков; осознавать реальность и необходимость самоуправления своим здоровьем, саморегулирования во взаимоотношениях с другими людьми; ощущать взаимосвязь с миром во всем его многообразии.

Литература

1. Авдеева Н.Н. Здоровье как ценность и предмет научного знания / Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова // Мир психологии, 2000. -№ 1. – С. 68-75

2. Вайнер Э.Н. Общая валеология / Э.Н. Вайнер. – Липецк: Изд-во Липецкого гос. пед. института, 1998. – 183 с.

3. Психология здоровья: учебник для вузов; под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.

Наши рекомендации