Нормативно-правовое обеспечение государственно-общественного управления образованием в Российской Федерации
Правовая норма — важный и необходимый инструмент управленческой деятельности.
В «Советском энциклопедическом словаре» термин «норма» трактуется как узаконенное установление, признанный обязательным порядок, построение чего-нибудь, а «право» — как совокупность общеобязательных правил (норм), установленных или санкционированных государством.
Г. Гейне писал: «Не быть подчиненным никакому закону — значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя» [56]. Опора на право и нравственность — одно из важнейших условий обеспечения безопасности учащихся и педагогов в образовательном учреждении.
Каким же должно быть нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития образовательного учреждения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим нормативно-правовое обеспечение образования с позиций системного подхода на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образо- вательного учреждения. На рис. 13 графически представлена система нормативно-правового обеспечения образования в РФ.
Смысл, содержание и применение любых нормативно-правовых актов прежде всего определяются правами и свободами человека и гражданина, установленными главным законом страны — Конституцией. Поэтому системообразующим компонентом в системе выступают права и обязанности граждан, декларированные в Конституции РФ, на основе которой действует существующее ныне законодательство страны.
При осуществлении образовательной деятельности важную роль играют законы РФ «Об образовании», трудовое законодательство, законы о предпринимательской деятельности, законы, включенные в «Гражданский кодекс Российской Федерации», а также законы, в той или иной степени связанные с административным и уголовным правом.
К нормативным документам Министерства образования РФ относятся постановления Коллегии Министерства образования РФ, приказы, инструктивно-методические письма, инструкции, положения по различным сферам образовательной деятельности. Эти документы регулируют образовательную деятельность на основе Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» и направлены на нормативно-правовое обеспечение образования в рамках единого образовательного пространства страны.
Рис. 13. Система нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации
Нормотворческая деятельность на федеральном уровне опирается на федеральные нормы, а структура совокупности нормативных документов повторяет федеральную: постановления регионального органа Управления образованием, приказы, инструктивно-методические письма, инструкции, положения. Эти нормативы обеспечивают функционирование региональной системы образования в рамках единого образовательного пространства страны с учетом национально-региональных особенностей субъекта РФ.
На муниципальном уровне на основе полученных федеральных и региональных нормативных документов издаются постановления муниципального органа управления образованием, приказы его руководителя, методические письма и инструкции, положения по различным вопросам образовательной деятельности, учитывающие ее местную специфику.
Говоря о нормотворческой деятельности на уровне общеобразовательного учреждения, следует отметить очевидный приоритет федеральных, региональных, муниципальных нормативов над внутришкольными нормами, поэтому в своем нормотворчестве образовательное учреждение в обязательном порядке учитывает нормативные требования всех вышестоящих уровней.
Основными нормативными документами, обеспечивающими функционирование образовательного учреждения, являются:
- Устав муниципального образовательного учреждения;
- локальные акты, обеспечивающие его функционирование (в их число могут включаться такие документы, как положение о данном образовательном учреждении, положение о доплатах и надбавках, стимулирующих деятельность работников, положения о различных структурных подразделениях школы и др.);
- приказы директора, различные инструкции, разработанные администрацией (например, правила внутреннего трудового распорядка, описания должностных обязанностей работников и т.д.).
Кроме того, Закон РФ «Об образовании» (ст. 2) включает в компетенцию образовательного учреждения не только выбор, но и разработку и нормативное утверждение образовательных программ, учебных планов, программ некоторых вновь вводимых в данной школе учебных предметов.
Эти полномочия конкретизируют объявленный принцип автономности образовательных учреждений (ст. 2).
Следует особо отметить, что возросшая компетенция, обеспеченная реализацией принципа автономности, означает повышение ответственности руководителя за результаты и последствия деятельности, осуществляемой образовательным учреждением. В данном случае образовательное учреждение в установленном законодательством РФ порядке несет ответственность:
-за невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции;
-за неполную реализацию образовательных программ; -за качество образования своих выпускников;
-за нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
- за жизнь и здоровье учащихся и работников во время образовательного процесса.
Помимо нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровня для осуществления нормотвор-ческой деятельности образовательного учреждения оказываются важными и некоторые международные нормативные документы, например Международная Конвенция о правах ребенка, принятая 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г. и ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Этот документ помимо Конституции РФ должен использоваться при разработке образовательным учреждением прав и обязанностей ребенка в образовательном процессе. В данной Конвенции предусмотрены современные направления светского воспитания, которые могут быть учтены при разработке инновационных образовательных проектов.