Аннотированное описание модели формирования системы государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне

Т.А. Тужикова, главный специалист отдела развития, кандидат педагогических наук

Модель государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне включает:администрацию города Томска-Муниципальный государственно-общественный совет по развитию общего образования в городе Томске - департамент образования - коллегиальные (Коллегия департамента образования), совещательные и координирующие общественные органы (Советы по дошкольному, общему и дополнительному образованию детей), действующие при департаменте образования - органы государственно-общественного управления образовательными учреждениями (ДОУ, ООУ, УДОД) и действующие при них коллегиальные, совещательные и координирующие органы педагогического, ученического и родительского самоуправления - муниципальные и школьные общественные и профессиональные объединения, профессиональные союзы, советы территориального общественного самоуправления - заказчики и потребители социальных и образовательных услуг.

Проектируемая модель формирования системы государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне включает в себя: всех участников образовательного процесса, органы управления и самоуправления разных уровней, органы государственного, общественного и государственно-общественного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием.

Данная модель направлена на решение следующих проблем:

· развитие системы ГОУ, ее информационного, научно-методического, организационного сопровождения на разных уровнях;

· расширение деятельности органов ГОУ, наделенных определенными полномочиями, в том числе по распределению ФОТ, закрепленных в нормативных документах разных уровней;

· формирование эффективного взаимодействия МГОУ, органов ГОУ образовательных учреждений, ДЮПа, общественных управляющих разных уровней;

· изменение мотивации к качественно новой деятельности представителей общественности;

· совершенствование механизма формирования системы ГОУ и общественной инициативы в сфере образования;

· формирование политики в области расширения государственно-общественного управления, ее нормативно-правового закрепления на муниципальном уровне.

В настоящее время субъектами государственно – общественного управления образованием в муниципальном образовании «Город Томск» являются:

- департамент образования, созданный Постановлением администрации города Томска;

- Муниципальный государственно-общественный совет по развитию общего образования в городе Томске, созданный Распоряжением администрации города Томска;

- коллегиальные (Коллегия департамента образования), совещательные и координирующие общественные органы (Советы по дошкольному, общему и дополнительному образованию детей), действующие при департаменте образования;

- органы государственно-общественного управления образовательными учреждениями (ДОУ, ООУ, УДОД) и действующие при них коллегиальные, совещательные и координирующие органы педагогического, ученического и родительского самоуправления;

- муниципальные и школьные общественные и профессиональные объединения, профессиональные союзы, советы территориального общественного самоуправления;

- заказчики и потребители социальных и образовательных услуг, результатов системы образования.

Они реализуют свои полномочия, права, интересы и ответственности через своих представителей в составе органов ГОУ, профессиональных сообществ и общественных организаций в рамках социального партнерства.

Положительным эффектом деятельности в рамках сформированной модели стало:

· возрастание активности вышеназванных органов, их программно-целевое развитие;

· рост интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общества к участию в управлении образованием.

Его показателями являются:

· включение в Программы развития (концепции) разделов по расширению деятельности органов ГОУ, государственно-общественному характеру управления образованием;

· количество инициатив общественности (родительской, педагогической, общественных организаций, школьных органов самоуправления, членов органов МГОУ и ГОУ образовательных учреждений) по основным направлениям развития образования;

· участие в разработке и реализация членами МГОУ и ГОУ образовательных учреждений проектных инициатив (инициативных, инновационных, социальных проектов; проектов в рамках социального партнерства);

· модели взаимодействия МГОУ с органами ГОУ образовательных учреждений, ДЮПом, ученическим самоуправлением, общественными организациями города Томска;

· переговорные площадки по развитию общественных инициатив, вопросам деятельности органов ГОУ образовательных учреждений;

· участие в разработке идеи фестиваля общественных управляющих (школьников – членов органов ГОУ);

· формирование модели наблюдательных советов УДОД и их организационное оформление (проектирование взаимодействия с местным самоуправлением, МГОУ);

· инициирование развития дополнительного образования и воспитания (группы кратковременного пребывания в УДОД, развитие платных дополнительных образовательных услуг и т.д.);

· возрастание степени участиячленов МГОУ в приемке образовательных учреждений к новому учебному году (участие членов МГОУ в составе комиссии по приемке ОУ города Томска

· степень активного участия членов МГОУ в мероприятиях разного уровня (конкурсах профессионального мастерства, конференциях и т.д.).

В городе Томске создана нормативная база деятельности органов ГОУ на уровне образовательных учреждений и муниципальном, в том числе, по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда (ФОТ). Разработаны Положения:

· «О муниципальном совете по развитию общего образования в городе Томске»;

· «Об Управляющем совете муниципального общеобразовательного учреждения»;

· «О порядке выборов членов Управляющего совета муниципального общеобразовательного учреждения »;

· «О порядке кооптации членов Управляющего совета муниципального общеобразовательного учреждения»;

· «Об открытых информационно- аналитических докладах директора ООУ и МОУО»;

· о регистрации органов государственно-общественного управления образовательных учреждений города Томска;

· об Управляющем совете муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей;

· «О порядке выборов членов Управляющего совета муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей»;

· «О порядке кооптации членов Управляющего совета муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей»;

· пакет нормативно-правовых документов деятельности органов ГОУ общеобразовательных учреждений и УДОД;

· Регламент муниципального совета по развитию общего образования в городе Томске;

· нормативно закрепленного регламента участия общественных наблюдателей в процедуре ЕГЭ; итоговой аттестации обучающихся 9,11 классов общеобразовательных учреждений города Томска;

· регламенты деятельности представителей учредителя в составе органов ГОУ;

· регламенты деятельности органов ГОУ общеобразовательных учреждений и УДОД.

Внесены изменения в Уставы образовательных учреждений (в части численности состава и деятельности органов ГОУ).

Наблюдается положительная динамика в содержательной составляющей нормативно-правовой базы государственно-общественного управления образованием, как на уровне образовательных учреждений, так и муниципальном, направленной на развитие моделей, выстраивание механизмов взаимодействия школьных органов самоуправления (в том числе ученических) с ГОУ и МГОУ; на включение общественности в процесс разработки, принятия и реализации решений на всех уровнях управления образования.

Перспектива развития ГОУ выстраивается в следующих направлениях:

· создании нормативно-правовых, организационно-технических, научно-методических, финансовых условий для реализации политики в сфере государственно-общественного управления муниципальной системы образования;

· продолжении деятельности по формированию системы государственно-общественного управления, организации системной деятельности органов ГОУ;

· организации системной деятельности Центров гражданского образования по сетевому обучению общественных управляющих;

· реализации инициативного проекта «Развитие общественных инициатив через расширение взаимодействия органов государственно-общественного управления и систему подготовки общественных управляющих» на муниципальном уровне;

· создании условий для распространения опыта государственно-общественного управления образовательными учреждениями города в массовую управленческую практику;

· продолжении формирования механизма использования опыта государственно-общественного управления для реализации приоритетных направлений развития муниципальной системы образования;

· продолжении формирования модели проведения мониторинговых исследований развития государственно-общественного управления.

Модель «Управляющий совет МОУ СОШ № 33 города Томска»:

содержание, нормативно – правовое, организационно – методическое обеспечение, эффекты и перспективы ее развития

Журавлева Д.Д., директор школы № 33,

Крюкова М.Н., заместитель директора по воспитательной работе, руководитель ЦГО, МИП школы № 33, городской проблемно – творческой группы

В целях реализации принципа государственно-общественного управления образованием в школе № 33 разработана и апробируется модель органа государственно – общественного управления «Управляющий совет».

Создание Управляющего совета, определение компетенций, направлений и содержания деятельности обусловлено спецификой развития учреждения как Общественно-активной школы (ОАШ).

На период создания модели в общеобразовательном учреждении требовали решения проблемы:

· ресурсного обеспечения функционирования школы в инновационном режиме;

· отсутствия заказа субъектов образования на формирование социально-активной личности;

· обеспечения качественного образования;

· открытости деятельности школы;

· удовлетворения образовательного заказа субъектов образования и общественности;

· несоответствия механизмов управления образованием потребностям общества;

· недостаточности у педагогов устойчивой мотивации к инновациям.

В конечном итоге проблемное поле - это отсутствие механизма разделения ответственности школы и местного сообщества (родителей, общественности) в области образования детей, создание комфортных условий пребывания в школе, ресурсного обеспечения качественного образовательного процесса.

Цель создания и функционирования модели: реализация права участников образовательного процесса на управление образовательным учреждением в условиях социального партнерства и развития государственно-общественного управления образованием.

Задачи:

· представление интересов участников образовательного процесса, общественности через совместную разработку стратегической программы развития школы;

· изучение образовательного заказа субъектов образовательного процесса и общественности;

· разработка и принятие решений в соответствии с уставными компетенциями в условиях развития ГОУ;

· осуществление образовательным учреждением внутренних и внешних коммуникаций.

Структура модели « Управляющий совет МОУ СОШ № 33»:

Аннотированное описание модели формирования системы государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне - student2.ru

Содержание модели:

Модель государственно-общественного управления школой № 33 включает:

· управление всеми процессами, обеспечивающими получение образовательных результатов, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта, ожиданиям самих обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, местного сообщества, государства в целом;

· решение вопросов оптимизации расходов образовательного учреждения, жизнеобеспечения школы в условиях реформирования образования.

Основная идея управления – обеспечить успех и социальную эффективность образовательного учреждения через развитие сплочённости, ответственности (в рамках уставных компетенций и функций органов самоуправления) и целенаправленности действий всех участников образовательного процесса и общественности; расширение и укрепление социальной поддержки общественного образования.

В этих условиях Совет является органом стратегического управления образовательным учреждением, а директор школы – менеджером по реализации стратегии развития образовательного учреждения.

Учёт и представление интересов участников образовательного процесса и общественности в управлении учреждением реализуется через:

- проведение выборов представителей обучающихся, педагогов, родителей в Управляющий совет, депутатов ДЮПа города Томска, представителей органов ученического самоуправления модели «Совет городов»;

- поддержку развития органов ученического самоуправления;

- реализацию гражданского заказа на образование в определении стратегических целей, задач и направлений работы ОУ;

- планирование образовательной деятельности на учебный год (выбор предпрофильных курсов;

- определение перечня мероприятий с обучающимися в течение года;

- выбор ГЦП, объединений дополнительного образования;

- поддержке реализации социальных проектов и проектов ключевых дел школьников и т. д.);

- решение текущих вопросов и предложений, поступающих от участников образовательного процесса, в том числе и путём организации и осуществления деятельности малых проблемных творческих групп (комиссий) по решению актуальных проблем функционирования и развития школы, местного сообщества.

Сама модель органа ГОУ, обуславливающая внутренние и внешние коммуникации Управляющего совета, позволяет обеспечить реализацию инициатив родителей, педагогов, обучающихся и местного сообщества, а также развивать сложившуюся систему социального партнёрства и взаимодействия школы путём конструктивного взаимодействия с государственными структурами, коммерческими предприятиями, некоммерческими организациями, органами школьного и местного самоуправления.

Расширение общественного участия в управлении школой осуществляется в сферах образовательного и воспитательного процессов, внеучебной деятельности. Это происходит за счёт привлечения представителей Совета, общественных организаций (профсоюза), органов местного самоуправления, ЖСК, муниципальных органов власти, внутренних и внешних коммуникаций.

Участие в деятельности Управляющего совета представителей обучающихся школы позволяет активу ученического самоуправления («Совету городов», «Классу-городу»):

· реально участвовать в управлении учреждением;

· работать в составе проблемно-творческих групп, комиссий;

· осваивать опыт предвыборных кампаний;

· реализовывать решения органа государственно – общественного управления;

· разрабатывать проекты решений в рамках уставных компетенций Совета;

· выступать посредником в осуществлении взаимодействия школьных управляющих с депутатами Детско-юношеского парламента города Томска.

Данная модель имеет нормативно – методическое обеспечение:

Положения

1. «Об Управляющем совете МОУ СОШ № 33 г. Томска»;

2. «О порядке выборов членов Управляющего совета МОУ СОШ № 33 г. Томска»;

3. «О кооптации членов Управляющего совета МОУ СОШ № 33 г. Томска»;

4. «О деятельности временных проблемно-творческих групп»;

5. «О комиссиях органа ГОУ»;

6. «О Переговорной площадке»;

7. «О порядке и условиях распределения выплат стимулирующего характера»;

8. «О конкурсе школьных управляющих»;

9. договоры о социальном партнёрстве;

10. нормативно-правовые документы, обеспечивающие деятельность Центра гражданского образования;

11. образовательную программу «Учимся управлять вместе» по подготовке общественных управляющих на базе Центра гражданского образования МОУ СОШ № 33 г. Томска и др.

Наши рекомендации