Общие требования к современному уроку
I. Дидактические требовании к современному уроку:
– четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
– определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
– прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
– выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
– реализация на уроке всех дидактических принципов;
– создание условий успешного учения учащихся.
II. Психологические требования к уроку.
Психологическая цепь урока:
– прогнозирование развития учащихся при изучении конкретного учебного предмета и конкретного урока;
– учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
– применение оптимальных средств психолого-педагогичес-кого воздействия.
Стиль урока:
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
– обеспечение рационального соотношения нагрузки на память и мышление учащихся;
– установление целесообразного объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
– планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т. п.) и в процессе самостоятельного поиска;
– осуществление учителем и учащимися проблемно-эврис-тического обучения (определение, кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
– учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
– установление рационального соотношения побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.).
2. Особенности самоорганизации учителя:
– подготовленность к уроку и главное ‒ осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
– самоконтроль рабочего самочувствия в начале урока и в его ходе (собранность, принятие темы и психологической цели урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
– педагогический такт (готовность к предупреждению и погашению случаев проявления конфликтных ситуаций);
– психологический климат па уроке (поддержание атмосферы толерантности, эмпатии, радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.)
Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Обеспечение условий для мышления и воображения учащихся:
– планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
– использование установок в форме убеждения, внушения;
– планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
– использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
– определение степени сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
– опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
– планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разных уровней проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
– руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
– использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3. Закрепление результатов работы:
– формирование навыков путем упражнений;
– обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
– отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
– возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
– планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
– проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
– дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.
III. Гигиенические требования к уроку:
– температурный режим;
– физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
– освещение;
– предупреждение утомления и переутомления;
– чередование видов деятельности;
– соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
– соответствие классной мебели росту школьника.
IV. Требования к технике проведения урока:
– урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;
– темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
– необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт;
– доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда;
– оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
– обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
– учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника[18].