Требования к современному уроку

Урок как основная форма обучения с позиций современной дидактики должен отвечать целому ряду требований, которые принято структурировать по целому ряду параметров.

1. Внешняя организованность:

своевременное начало и окончание урока;

соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.

2. Внутренняя целенаправленность:

ясно сформулированные цели и задачи как всего урока, так и отдельных его этапов;

своевременное и четкое их доведение до сознания студентов;

отбор наиболее рациональных методов и средств обучения в строгом соответствии с поставленными целями, содержанием материала, особенностями класса, возможностями преподавателя.

3. Четкое построение:

целесообразное разделение урока на этапы, отобранные в соответствии с уровнем подготовленности студентов;

ясное представление учителем и учащимися характера и последовательности работы на каждом этапе урока;

логическая взаимосвязь в переходах от одного этапа урока к другому;

учет дидактических ценностей отдельных частей материала, распределение их в соответствии с динамикой работоспособности студентов на уроке;

целесообразная смена видов и форм работы.

4. Содержательная глубина:

выбор в изучаемом материале наиболее значимых для формирования личности разделов и тем;

четкое понимание учителем развивающего, обучающего, воспитывающего потенциала отобранного материала;

опора на сознательное усвоение материала на основе познавательного интереса студентов;

четкое выделение наиболее существенного материала, качественная его проработка и прочное закрепление в обобщениях, итогах и выводах.

5. Создание благоприятного микроклимата:

осуществление индивидуального н дифференцированного подхода к студентам на основе учета различий в мышлении, внимании, памяти, темпераменте, способностях и т. д.;

совместное творческое взаимодействие преподавателя и студентов, а также студентов между собой;

создание ситуации удовлетворенности успехами в обучении;

объективность в оценке знаний, умений и навыков.

6. Интенсификация и оптимизация деятельности:

насыщенность урока разнообразными и результативными учебно-познавательными действиями;

рациональное использование каждой минуты урока;

отсутствие перегруженности на уроке, сокращение объема домашнего задания;

своевременное и рациональное использование ТСО и возможностей кабинетной системы.

7. Высокая результативность:

осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

актуализация опорных знаний, умений н навыков при переходе к новому материалу;

нацеленность на максимально высокие результаты, которые можно достичь в данном классе.

Анализ урока

Проверка того, насколько урок отвечает современным требованиям, осуществляется в ходе его анализа - процедуре мысленного разложения урока на составные части с целью выявления его достоинств и недостатков. Процесс анализа урока очень сложен, поскольку содержит объективные и субъективные трудности.

Объективные трудности анализа урока вызваны тем, что:

урок - явление неоднозначное и противоречивое, поскольку в процессе анализа фиксируется лишь внешняя его сторона (кто делал? что делал?), в то время как гораздо важнее сторона внутренняя (как делали? зачем делали? как к этому относились?);

деятельность преподавателя на уроке зависит от многих факторов (замысла, настроения, самочувствия, взаимоотношений с классом), а это трудно понять стороннему наблюдателю;

урок краток по времени, но многофункционален по своему назначению, поэтому невозможно провести урок, отвечающий сразу всем педагогическим требованиям.

Субъективные трудности анализа урока определяются личностными особенностями проверяющих и зависят от их умения или неумения мыслить абстрактно и объективно оценивать:

проверяющий мысленно ставит себя на место преподавателя, оценивает не увиденный, а воображаемый урок, беря за основу тезис:

"Я бы провел этот урок иначе...";

чаще всего урок оценивается не как целостное единство, а с каких-то определенных позиций (использование ТСО, наглядности, проблемности и т.д.), что искажает реальную картину;

но одному уроку, выхваченному из контекста деятельности преподавателя, нельзя составить законченное представление о его работе в целом.

Таким образом, учитывая объективные и субъективные трудности, мы выдвигаем следующие требования к анализу урока:

1) высокая теоретическая подготовленность проверяющего, свободное владение понятийным, категориальным аппаратом;

2) знание предыстории работы преподавателя с данным классом, знакомство с его замыслом и задачами на данный урок;

3) оценка каждой детали урока через призму конечного результата, анализ с этих позиций целесообразности применения различных приемов и средств;

4) выявление причин той или иной особенности в деятельности преподавателя, а не констатация фактов;

5) применение деятельностного подхода к анализу, суть которого в ответе на вопросы: "Что делали? Почему так делали? Как к этому относились? Что это дало?";

6) учет специфики предмета и уровня собственной компетенции в его анализе;

7) соблюдение этических норм в ходе посещения и анализа урока;

8) использование разнообразных видов анализа для получения целостной и объективной картины работы преподавателя.

В современной дидактике существует множество видов анализа урока, различающихся целями, которые ставит перед собой проверяющнй: оценить характер деятельности преподавателя или только работу студентов, проверить эффективность использования на уроке наглядности, проблемности, индивидуального подхода к студентам, стиль общения педагога с классом и т. д. Каждый из видов анализа требует оценки урока с иных позиций, затрагивает какую-то одну сторону урока, поэтому надо знать и использовать как можно больше видов анализа, чтобы получить целостное представление о системе работы преподавателя и полнее выявить его педагогическую технологию.

Поэтапный (поэтапно-временной) анализ - детальное рассмотрение каждого логического элемента (этапа) урока с точки зрения его соответствия (или несоответствия) требованиям к современному уроку. Этот вид анализа чаще всего применяется в школьной практике и осуществляется по следующим этапам.

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, преподаватель, тема.

2. Хронометраж урока по схеме:

Время Действия преподавателя Действия студентов Примечания

и т.д.Преподаватель вовремя пришел на урок, проверил готовность класса к уроку, сообщил тему урокаСтуденты настраиваются на работуВ классе шумно3. Анализ урока проводится на материале записей, сделанных на уроке. и включает в себя следующие аспекты.

1. Структура урока: тема урока, тип и вид урока, цель урока, этапы урока.

2. Готовность к уроку: состояние кабинета, готовность класса и студентов, оформление доски, стола преподавателя, парт.

3. Организация урока:

перечень применяемых методов с указанием этапов урока, на которых они имели место;

формы работы на уроке (индивидуальные, парные, микрогрупповые, групповые, фронтальные) и их содержание;

перечень применяемых средств.

3. Микроклимат на уроке (на основе собственного восприятия характера общения всех субъектов учебного процесса).

Психологический анализ урока позволяет определить характер общения преподавателя и студентов в ходе совместной учебно-познавательной деятельности. Этот вид анализа может раскрыть "обратную связь", т. е. показать отношение студентов к преподавателю и уроку, выявить, является ли преподаватель авторитарным педагогом или использует педагогику сотрудничества. При этом анализе фиксируют только реплики преподавателя в ходе урока, распределяя их по следующим графам:

Положительные

Отрицательные

Нейтральные

-Молодец, сегодня ты отвечал лучше.-Куда смотришь!

-Сядь ровно!-Здравствуйте.

-Кто дежурный?

Диагностика обученности студентов

Диагностика - прояснение всех обстоятельств дидактического процесса, точное определение результатов последнего. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.

Диагностирование включает в себя: контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений.

Проверка - выявление знаний, умений.

Проверка есть составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности студента, но и объема учебного труда последнего.

Оценивание (как процесс) содержится в контроле.

Оценка - результат проверки. Это определение и выражение в условных знаках-баллах (отметках), а также в оценочных суждениях преподавателя степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.

Основой для оценивания успеваемости студента являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы студентов.

Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа "хорошо", "удовлетво-рительно" и т.п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (оценочное суждение "отлично" - балл 5). Очень важно при этом понимать, что оценка - это не число, полученное в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение.

Наши рекомендации