Требования к современному уроку

Дидактические (образовательные) требования к уроку Воспитательные и развивающие (психологические) требования к уроку Организационные требования к уроку Гигиенические требования к уроку
1. Четкое определение места и задач данного урока в системе уроков. 2. Реализация принципов целостного педагогического процесса. 3. Определение содержания урока в соответствии с целями и задачами, учебной программой, уровнем подготовки учащихся. 4. Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков на уроке. 5. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. 6. Сочетание различных общих форм организации учебной работы. 7. Разнообразие типов и видов урока. 8. Осуществление межпредметных связей 1. Развитие различных видов мышления, памяти, внимания. Реализация принципов развивающего обучения. 2. Учет уровня развития и психологических, индивидуальных особенностей учащихся. 3. Развитие познавательных интересов, других положительных мотивов учебно-познавательной деятельности. 4. Формирование потребности в знаниях, готовности и умений самообразования. 5. Развитие способностей учащихся, в том числе творческих. 6. Обеспечение условий продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся (проблемные методы обучения, поисковая и исследовательская деятельность и т. п.). 7. Организация и обогащение опыта общения, отношений, сотрудничества. 8. Формирование научного мировоззрения, основ базовой культуры личности. 9. Создание комфортной психологической атмосферы, гуманные взаимоотношения между педагогом и учащимися, соблюдение учителем педагогического такта и т. п. 1. Наличие продуманного плана проведения урока. 2. Организационная четкость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и завершенность. 3. Структурная гибкость и подвижность урока. 4. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения (наглядных, технических). 5. Создание деловой атмосферы на уроке, самоорганизация учащихся. 6. Организация рефлексивной деятельности учителя и учащихся, направленной на анализ и оценивание результатов урока 1. Оптимальный температурный режим. 2. Воздушный режим (проветривание классной комнаты). 3. Соответствие мебели росту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы. 4. Соблюдение норм освещения. 5. Предупреждение утомления и переутомления. 6. Чередование видов деятельности. 7. Проведение физкультурных, «психологических» пауз лечебно-профилактического характера

Самостоятельная работа может успешно применяться на различных этапах урока:

а) при подготовке к восприятию нового материала (предварительное чтение книги, просмотр иллюстраций, подготовка ответов на заданные учителем вопросы и пр.);

б) при изучении новых знаний (до объяснения дается задание: составить план, сделать конспект, графически изобразить и т. п.; самостоятельная работа с учебником; работа с использованием дополнительных источников, например, статей, схем, таблиц, репродукций и т. д., изучение всей темы по учебнику; проведение наблюдений, опытов);

в) на этапе применения знаний (выполнение упражнений, написание сочинений, выступление с докладами и т. п.);

г) на этапе обобщения и систематизации знаний (составление сводных тематических таблиц, схем, диаграмм; подготовка текстов, обобщенных характеристик; определение выводов);

д) при проверке знаний, умений и навыков (выполнение письменных, графических, практических работ, тестов; ответы на вопросы учителя и вопросы учащихся друг другу и т. п.).

Эффективность и успешность самостоятельной работы учащихся на уроке зависит от соблюдения педагогом следующих условий:

r Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.

r Наличие у учащихся сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).

r Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.

r Соотнесение объема и сложности работы с темпом ее выполнения.

r Осознание учеником цели и появление желания к ее достижению.

r Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и тоже задание); коллективная деятельность (работа в парах сменного состава); групповая работа (группы учащихся выполняют одинаковые или разные задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).

r Осознание учащимися результатов своих достижений.

Показателем целенаправленной работы учителя по организации самостоятельной работы учащихся является увеличение времени, отводимого на уроках на самостоятельную работу, до 70 %. Это приводит к уменьшению времени, затрачиваемого на домашнюю работу учащихся.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «форма обучения», «общая форма обучения», «конкретная форма обучения».

2. Какие общие формы обучения вам известны? Проследите развитие систем индивидуального, группового, коллективного обучения в истории образования.

3. Назовите основные характерные черты классно-урочной системы. Каковы ее преимущества и недостатки?

5. Охарактеризуйте урок как основную форму учебно-воспитательного процесса. Какие типы уроков выделяют в современной дидактике? Охарактеризуйте их структуру.

6. Какие другие формы организации учебного процесса распространены в современной школе?

7. Определите значение домашнего задания в процессе обучения. Раскройте основные положения методики организации домашней работы.

8. Каковы требования к современному уроку и пути повышения его эффективности?

9. Какую работу учащихся на уроке можно назвать самостоятельной? Сформулируйте условия эффективности самостоятельной работы учащихся на уроке.

Рекомендуемая литература

1. Капранова В. А., Тихонова И. Г. Основы школьной дидактики. — Минск, 2002. — С. 113—117.

2. Педагогика : учеб.пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — С. 284—350.

3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учеб.для студ. пед. вузов : в 2 кн. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — С. 519—535.

4. Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб.пособие. — Минск : ТетраСистемс, 2002. — С. 316—342.

5. Ситаров В. А. Дидактика : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В. А. Сластенина]. — М. : Изд. центр «Академия», 2002. — С. 244—258.

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М. : Изд. центр «Академия», 2002. — С. 251—268.

7.Харламов И. Ф. Педагогика. — Минск : Універсітэцкае, 2000. — С. 239—287; 300—315.

Глоссарий

rФорма педагогического процесса (обучения, воспитания) — внутреннее строение (структура) и внешнее строение педагогического процесса и его сущности — педагогического общения.

rОбщая форма педагогического процесса (обучения, воспитания) — характеристика педагогического процесса, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и учащихся, обусловливающая особенности их взаимодействия.

rКонкретная форма обучения (воспитания) — отрезок времени учебно-воспитательного процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.

rОрганизационная система учебно-воспитательного процесса — определенная совокупность общих форм обучения и воспитания, применяемых в учреждениях образования.

rУрок — единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой.

rСтруктура урока — внутреннее строение и последовательность отдельных этапов урока, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.

rДомашняя учебная работа — самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителем.

rТехнология проектирования урока — определение модели или схемы урока, плана действий учителя и учащихся, выполнение которого приведет к определенному результату.

rСамостоятельная работа учащихся — учебно-познавательная деятельность учащихся, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя.

Наши рекомендации