Функции школьного учебника. Рассмотрение проблем совершенствования школьного учебника невозможно вне четкого представления о его педагогически целевой предназначенности
Рассмотрение проблем совершенствования школьного учебника невозможно вне четкого представления о его педагогически целевой предназначенности. В школьном учебнике не может быть ничего случайного, того, что целенаправленно не служило бы решению определенных образовательных задач, стоящих перед школой.
Д. Д. Зуев в своей монографии «Школьный учебник»
отмечает, что организуя работу, создатели школьного учебника (в том числе и издательские работники) должны исходить прежде всего из положения о том, что учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство сможет выполнить свое назначение
в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при создании каждого учебника. Специфика учебника как средства обучения выражается в его функциях. Далее излагаются основные функции современного учебника. Выводы о содержании этих функций сделаны на основе систематизации научных публикаций и материалов ряда обсуждений проблем школьного учебника.
Первая функция учебника — информационная. Учебник является основным источником обязательной для усвоения учащимися информации. Содержание обучения, представленное в учебнике, по замечанию Н. Ф. Талызиной, должно быть построено так, чтобы учащиеся не тратили времени на изучение каждого частного случая отдельно и в то же время были подготовлены к самостоятельному освоению всех их, причем не только известных сейчас, но и тех, которые появятся в будущем. Дело в том, что увеличение информации в науке и технике идет за счет накопления новых частных явлений, новых частных зависимостей. Принципиальная же смена точек зрения происходит сравнительно редко.
Вторая функция учебника — трансформационная. Учебник конкретизирует образовательные стандарты. На предыдущем этапе развития школы учебник выступал средством конкретизации государственных учебных программ. Сейчас в рамках единого стандарта могут иметь место различные учебные программы. В этой ситуации учебник может обеспечивать реализацию как одной конкретной учебной программы, так и ряда предметных программ.
Третья функция учебника — систематизирующая. Учебник должен обеспечивать систематизацию всех материалов, составляющих содержание данного учебного пособия. Любой учебник представляет собой совокупность нескольких источников информации, поскольку он включает в себя основной и дополнительные тексты, иллюстративный материал. Содержание учебника, его структура должны способствовать формированию у учащихся приемов научной систематизации знаний.
Четвертая функция — мотивационная. Учебник должен обеспечивать формирование у учащихся мотивов образовательной деятельности, соответствующих педагогическим целям. Дидактическими средствами реализации этой функции являются изложенные в учебнике проблемные ситуации, сведения, представляющие несомненный интерес для учащихся, оформление учебника, выводы о значимости изучаемого материала и т. д.
Пятая функция — ориентация учащихся на познавательную деятельность. Это функция, связанная с предъявлением учебных задач, а также задач, обеспечивающих закрепление и самоконтроль знаний.
Шестая функция — развитие познавательных возможностей учащихся на основе усвоения ими умений познавательной деятельности и постепенного повышения уровня их познавательной самостоятельности. Развитие познавательных возможностей учащихся является необходимым условием не только усвоения содержания учебника, но и их подготовки к самообразовательной деятельности.
Седьмая функция — интегрирующая: это специфическая функция школьного учебника, возникающая на современном этапе развития школы. Учебник призван воссоединить в единую картину фрагментарное знание, усвоенное учащимися из других источников информации (СМИ, научной и справочной литературы, образовательного туризма и т. д.). Можно сказать, что седьмая функция учебника заключается в расширении образовательного пространства учащихся.
Восьмая функция — координирующая. Это специфическая функция школьного учебника, возникшая также в современной школе. Учебник «объективно, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства», т. е. учебник в руках учителя координирует применение всех средств обучения. С. Г. Шаповаленко указал на многообразие связей учебника со всеми другими средствами обучения (см. с. 132).
Девятая функция учебника — развивающе-воспитательная. Она всегда играла и играет ведущую роль, приобретая на каждом этапе развития общества новое видение. Сегодня это — создание условий для формирования саморазвивающейся личности. С помощью учебника, специфическими средствами учебника педагог имеет возможность организовать мощное воспитательное воздействие на учащихся, на их отношение к миру, к самим себе, к знаниям, к образованию…