Основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста при организации продуктивной художественной деятельности, как средства развития мелкой моторики
При организации продуктивной художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи следует учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.
Возрастные особенности – это специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены стадий развития возраста. Характеристика возрастных особенностей основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на возрастных этапах онтогенеза. Возрастные особенности образуют комплекс многообразных свойств, включая познавательные, эмоциональные и другие характеристики личности. Возрастные изменения, в отличие от индивидуальных особенностей, отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях. [19]
В программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [14] отмечены следующие возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в развитии продуктивной художественной деятельности и развитии коммуникативных способностей: это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; Однако дети могут испытывать трудности при анализе. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
При работе с детьми следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности развития ребенка.
Индивидуальные особенности развитияребенка – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.
Дети с нарушением в развитии речи в особенности требуют именно дифференцированного подхода, т.е. необходимо совмещать их возрастные и индивидуальные особенности. Исходя из возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, наиболее эффективным будет развитие мелкой моторики и как следствие речи, которые недостаточно сформированы у детей через продуктивную художественную деятельность, которая определяется как одна из наиболее активных в этом возрасте.
Виды продуктивной художественной деятельности[15].
Рисование –один из видов продуктивной художественной деятельности,путем которого создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, преимущественно из линий и штрихов.
Рисование детей старшего дошкольного возраста включает в себя три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.
Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Выполнение изображения такого рода требует не только умения подчинять движение руки изобразительной форме, но и способности синтезировать эти формы, объединять их согласно замыслу. Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. Дети учатся употреблять различные цвета в рисунке для изображения определенных предметов, изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению. Также дети учатся передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы; развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета); развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета); развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков; накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета). У детей старшего дошкольного возраста довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.
Сюжетное рисование
Цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними
Декоративное рисование
Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. При декоративном рисовании у детей воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Для овладения декоративным рисованием необходимо развивать у детей чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве; совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом. Важно развивать у детей умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.