Схема анализа урока географии
Подготовка кабинета к уроку: Оборудование, санитарное состояние кабинета.
Организация учащихся в начале урока: оценить приемы учителя по организации учащихся в начале урока (подготовленность рабочего места учащегося, быстрота проверки отсутствующих, организация внимания учащихся к предстоящей работе, отношение учащихся к уроку в начале занятия).
Проверка знаний и умений учащихся.
1. Проверка практических работ в тетрадях, контурных картах; методика проверки, характеристика ошибок и их исправление; работа учащихся во время проверки; выводы учителя.
2. Формы проверки (индивидуальная, фронтальная, уплотненный опрос).
3. Деятельность учителя при организации произвольного внимания учащихся (проблемность в вопросах и заданиях, разъяснение «обязанностей» отвечающих и слушающих вопрос и т.д.).
4. Характер содержания вопросов и заданий.
5. Активность и дисциплина учащихся во время проверки знаний.
6. Оценка знаний учащихся и их мотивировка учителем.
Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний: сообщение темы нового урока и умение заинтересовать ею учащихся (установление связи с ранее изученным материалом, постановка общей проблемы, раскрытие практической значимости изучаемой темы).
2. Содержание изложенных знаний: научная направленность, убежденность учителя при изложении знаний, сочетание дидактических принципов (научность и доступность, наглядность, установление межпредметных связей, умение выявить опорные знания в связи с изучением нового материала, методика введения новых понятий и терминов, логичность и закономерность изложения учебного материала).
3. Методы и приемы изучения нового материала. Дидактико-психологическое обоснование отбора методов в связи с содержанием, целями урока, подготовленностью учащихся, их возрастом. Активизация познавательной деятельности учащихся (организованные формы, характер вопросов, приемы побуждающего воздействия). Эффективность использования наглядных пособий и средств ТСО.
4. Средства обучения на уроке: учебник (его текст, карты, схемы, таблицы, вопросы и задания), атласы, стенные карты, технические средства обучения, раздаточный материал и пр.; их роль в решении задачи обучения, воспитания, развития учащихся.
5. Оценка урока с точки зрения его воспитательной функции. Вклад урока в: а) формирование научного мировоззрения учащихся; б) природоохранное просвещение; в) нравственное воспитание; г) трудовое воспитание и профориентацию.
6. Оценка урока с точки зрения учащихся: а) логичность и доказательность изложения учителя; б) задания для самостоятельной работы учащихся (их оценка с учетом познавательной деятельности); в) работа над формированием умений (практических и интеллектуальных).
Закрепление нового материала:
– в какой части урока проводилось закрепление нового материала и почему, какой материал и с какой целью повторялся?
– На что были нацелены вопросы - на память (простое воспроизведение) или на применение приобретенных знаний в новых условиях?
– Каким образом закреплялись умения по работе с картами, таблицами и т.д.
Задание на дом.
1. Виды домашнего задания (работа с текстом учебника, самостоятельные или практические работы с картами, дополнительной литературой, с вопросами и заданиями учебника и т.д.).
2. Были ли сделаны учителем разъяснения и конкретные указания о выполнении домашнего задания?
3. Записи в дневнике домашнего задания.
Общие выводы по уроку.
1. Выполнены ли цели урока по обучению, воспитанию и развитию учащихся?
2. Что нового приобрели учащиеся, чему научились, какие знания систематизировались?
3. С какими интересными формами познакомились? Чему научились?
4. В чем проявилось умение учителя управлять собой и классом?
5. Какие личные качества учителя достойны подражания?
Вопросы для анализа своего урока
1. Каковы цели урока?
2. Какими средствами достигались цели урока:
а) отбор содержания учебного материала;
б) отбор методов изучения отобранного учебного материала?
в) отбор средств наглядности.
3. Что удалось и что не удалось выполнить? (указать причины).
Приложение 2