Структура и методика построения подготовки спортсменов. Средние циклы тренировки (мезоциклы)

Структурные единицы тренировочного процесса (тренировочное занятие, тренировочный день, микроцикл, мезоцикл, макроцикл). Понятие мезоцикл. Особенности и структура мезоцикла, факторы и условия, определяющие структуру мезоцикла. Закономерности, обусловившие выделение мезоцикла как компонента тренировочного процесса. Типы мезоциклов.

Структура и методика построения подготовки спортсменов. Большие циклы тренировки (макроциклы)

Понятие макроцикла. Структура макроцикла. Характеристика особенностей подготовительного, соревновательного и переходного периодов большого цикла тренировки. Закономерности, обусловившие выделение макроцикла и факторы, влияющие на построение тренировочного процесса в рамках макроцикла. Типы макроциклов. Особенности построения тренировочного процесса в современном спорте высших достижений.

Спортивная тренировка как многолетний процесс

Стадии и этапы процесса многолетней тренировки. Закономерности, лежащие в основе структурирования процесса многолетнего тренировочного процесса.

Ориентация и отбор спортсменов в процессе спортивной подготовки

Понятия «спортивная ориентация» и «спортивный отбор». Критерии, методика и организация спортивной ориентации и отбора на различных этапах тренировочного процесса. Виды отбора и специфика критериев (первичный отбор, вторичный отбор, отбор в сборные команды). Спортивная генетика как теоретическая основа спортивного отбора.

Планирование и контроль в подготовке спортсменов

Понятие о планировании и контроле. Содержание и технология планирования. Виды планирования (перспективное планирование, текущее планирование, оперативное планирование). Разновидности, содержание и направленность контроля. Комплексный контроль в подготовке спортсмена.

Литература

Основная

1. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. – М.: ЛИБРОКОМ, 2013. – 226с.

2. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиологический подход). – М.: Советский спорт, 2012. – 384с.

3. Зациорский В.М. Физический качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. – М.: Советский спорт, 2009. – 200с.

4. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. - Киев: Олимпийская литература, 2007. – 392с.

5. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры. – М.: Физическая культура, 2009. – 496с.

6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – М.: Советский спорт, 2010. – 340с.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, Спорт Академ Пресс, 2008. – 544с.

8. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учебник. – М.: Академия, 2014. – 288с.

9. Платонов В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм. - М.: Советский спорт, 2010. - 310с.

10. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов. – М.: Советский спорт, 2010. – 392 с.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2014. – 480с.

Дополнительная

1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие/ под общ. ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2014. – 298с.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. – М.: Советский спорт, 2013. – 216с.

3. Верхошанский Ю.В. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость. – М.: Советский спорт, 2014. – 80с.

4. Визитей Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки. - М.: Советский спорт, 2009. - 196 с.

5. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным движениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. – М.: физкультура и спорт, 2007.-912 с.

6. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта. - М.: Советский спорт, 2008. -304 с.

7. Дмитриев С.В. Образовательное пространство и объективно-предметная область физической культуры и АФК-технологий // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 1. – С. 37-42.

8. Естественно-научные основы физической культуры и спорта: учебное пособие/ под ред. А.В. Самсоновой, Р.Б. Цаллаговой. – М.: Советский спорт, 2014. – 458с.

9. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки – М.: Советский спорт, 2010. - 288 с.

10. Менжелей И.В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта [элект. ресурс]: монография. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

11. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: становление и развитие культурологического подхода // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 12. – С. 3-8.

12. Никулин Б.А., Радионова И.И. Биохимический контроль в спорте. - М.: Советский спорт, 2011. – 232 с.

13. Прикладная кинезиология в спорте высших достижений [элект. ресурс]. – М.: ООО «Скайтпринт», 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

14. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2014. – 368с.

15. Томпсон Питер Дж. Л. Введение в теорию тренировки: офиц. рук. ИААФ по легкой атлетике. – М.: Человек, 2014. – 192с.

16.

Периодические издания

Журнал «Теория и практика физической культуры»; гл. ред. Л.И. Лубышева. – М

Журнал «Вестник учебных заведений физической культуры».

Журнал «Вестник спортивной науки»/ Федеральный научный центр физической культуры и спорта; гл. ред. М.В. Арансон. – М.

Журнал «Ученые записки университета»/ Нац. ун-т физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта; гл. ред. В.А. Таймазов. – СПб.

Наши рекомендации