Программы, основные пособия

Вареник Е.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3—7 лет. Пла­нирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Дополнительные пособия

Агеева И.Д. 500 олимпийских загадок для детей. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Маханёва М.Д. С физкультурой дружить — здоровым быть! Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Маханёва М.Д. Фигурное плавание в детском саду: Метод, по­собие. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. М.: ТЦ Сфе­ра, 2011*.

Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Сулим Е.В. Зимние занятия по физкультуре с детьми 5—7 лет. М.:ТЦ Сфера, 2011.

Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошколь­ного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2006.

Яблонская С.В. Физкультура и плавание в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Интеграция образовательных областей

Вареник Е.Н. Физическое и речевое развитие дошкольников: взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Винникова Г.И. Занятия с детьми 2—3 лет. Первые шаги в мате­матику, развитие движений. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Пособия для детей (самостоятельной работы детей)

Киселёва В.А Конфетка. Двигаемся, рисуем, говорим. М.: ТЦ Сфе­ра, 2007.

Киселёва В.А Конфетка. Двигаемся, играем, рисуем. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Рыжанкова Е.Н., Ракитина В.А. Конфетка. Пальцы развиваем, буквы составляем. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Формы образовательной деятельности
Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые Групповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные Индивидуальные Подгрупповые  
Формы работы
· Игровая беседа с элементами движений · Интегративная деятельность · Утренняя гимнастика · Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера · Игра · Контрольно-диагностическая деятельность · Экспериментирование · Физкультурное занятие · Спортивные и физкультурные досуги · Спортивные состязания · Проектная деятельность · Игровая беседа с элементами движений · Интегративная деятельность · Утренняя гимнастика · Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера · Игра · Контрольно-диагностическая деятельность · Экспериментирование · Физкультурное занятие · Спортивные и физкультурные досуги · Спортивные состязания · Проектная деятельность · Во всех видах самостоятельной деятельности детей · Двигательная активность в течение дня · Игра · Утренняя гимнастика · Самостоятельные спортивные игры и упражнения ·

3.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Здоровье»

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья

Группа раннего возраста

Образовательные задачи:

· укреплять здоровье ребенка, закаливать его, повышать работоспособность нервной системы;

· развивать культурно-гигиенические навыки;

· побуждать к соблюдению опрятности и чистоты, вызывать и поддерживать у ребенка

приятные чувства от чистоты своего тела и окружающего пространства; по­ощрять за желание и умение с помощью взрослого приводить себя в порядок;

• побуждать детей осмысленно пользоваться предметами индивидуального назначе­ния (носовым платком, салфеткой, расческой, стаканчиком для полоскания рта);

• учить различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в орга­низме, необходимости бережно и системно ухаживать за ними;

• содействовать освоению элементарных сведений о человеческом организме, его физическом и психическом состоянии - здоровый, больной, веселый, грустный, устал;

• соблюдать установленный режим дня.

Содержание психолого-педагогической работы

Кормление. Создавать условия для развития самостоятельности во время еды. По­ощрять малыша за самостоятельность и аккуратность. Привлекать ребенка к участию в организации питания (поставить стул к столу, принести и постелить салфетку, при­нести тарелку, ложку и т.п.). Поощрять за умение тщательно и бесшумно пережевы­вать пищу, желание полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи, пользоваться салфеткой по мере необходимости в процессе еды и по окончании.

Умывание. Формировать у ребенка культурно-гигиенические навыки при умыва­нии: намыливать руки мылом и мыть их круговыми движениями; аккуратно стряхивать капельки воды с рук в раковину, не разбрызгивая; вытирать насухо руки и лицо лич­ным полотенцем.

Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в по­вседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, пра­вильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе. Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) ис­пользуют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здо­ровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДО, со строгим соблюдением методических рекомендаций. Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки (согласно изменениям №1 к СанПин 2.4.1.2660- 10 п.15).

Воздушные процедуры: воздушные ванны при частичном обнажении тела ребенка (до трусиков) при переодевании, после дневного и ночного сна, во время массажа и гимнастики при температуре воздуха 22 °С. Длительность процедуры от 5-6 мин до 11 мин к концу года.

Педагог использует режимные моменты для общего развития ребенка, его пози­тивной самооценки, гуманных отношений с близкими взрослыми и сверстниками.

Младшая группа

Образовательные задачи:

• сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей; создавать усло­вия для охраны жизни и укрепления здоровья; создавать условия для укрепления иммунной системы организма, систематически проводить оздоровительные и за­каливающие мероприятия;

• создавать условия, стимулирующие двигательную активность детей; формировать и совершенствовать основные виды движений, способствовать формированию правильной осанки;

• обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное и качественное пита­ние, достаточное пребывание на воздухе; обеспечивать в помещении оптималь­ный температурный режим, регулярно проветривать;

• обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в группе детского сада, в котором ребенок чувствует себя защищенным и принимаемым педагогами;

• соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила; воспитывать культурно-гигиенические навыки; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде; воспитывать привычку следить за своим внешним видом;

• формировать у детей начальные представления детей о здоровом образе жи и правилах безопасного поведения; поддерживать интерес к изучению себя, свои физических возможностей; воспитывать бережное отношение к своему здоровые развивать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.

Содержание психолого-педагогической работы Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей

Здоровье человека, и тем более ребенка, во много определяется его эмоцио­нально-психическим состоянием, которое в первую очередь зависит от системы взаи­моотношений с ближайшим социумом: с родителями, педагогами, сверстниками. Самое важное для эмоционального здоровья ребенка - его отношения с семьей, ощу­щение им родительской любви и безусловного его принятия близкими.

Для детей младшего дошкольного возраста ощущение родительской любви чаще всего приобретается невербальным путем, через тактильные взаимодействия (объятия, поглаживания, поцелуи и др.). Сегодня детско-родительские отношения требуют коррекции, поскольку современные родители, как правило, не осознают значимости: любви к ребенку как основного условия его психофизического здоровья. Следова­тельно, в системе оздоровительной работы первостепенной задачей является кор­рекция эмоциональных взаимоотношений между родителями и детьми.

Вторым по значимости условием, обеспечивающим психофизическое здоровье ребенка, является искреннее доброжелательное отношение к детям со стороны пе­дагогов, воспитателей - в первую очередь, а также доброжелательные контакты детей друг с другом.

Принятие ребенка другими сверстниками, установление с ними дружеских взаи­моотношений также в значительной степени влияет на эмоциональное состояние ре­бенка и, таким образом, сказывается на его психофизическом здоровье.

Для педагогов детского сада коррекция детско-родительских взаимоотношении и взаимодействий детей друг с другом является приоритетной задачей, вне решение которой другие средства оздоровления детей будут малоэффективны.

Поскольку создание комфортного микроклимата в группе детского сада является первоочередной задачей в системе общего оздоровления ребенка, в детском саду необходимо:

• создать атмосферу принятия, искренности и теплоты по отношению к каждому воспитаннику, что зависит от стиля общения педагога с детьми;

• организовать жизнедеятельность детей на основе общих привлекательных для каждого ребенка традиций и ритуалов: утренние встречи, ритуал укладывания на дневной сон, теплое прощание, празднование дней рождения детей и др.;

• организовать работу с родителями, способствующую их эмоциональному сближе­нию с детьми на основе совместной двигательной деятельности (совместные по­движные игры, физкультурные занятия и развлечения и др.).

Третьим важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является осо­знание педагогами, что их психическое и физическое состояние напрямую влияет на здоровье воспитанников.

Реализация этих условий требует нового осмысления организации оздоровитель­ной работы в детском саду, создания системы психологической помощи и профес­сиональной поддержки специалистам, работающим с детьми и их родителями.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

В младшем дошкольном возрасте совершенствуются умения детей правильно осу­ществлять процессы умывания, купания, мытья рук с использованием мыла (при не­значительной помощи взрослого), элементарно ухаживать за внешним видом. Воспитатель побуждает детей пользоваться только индивидуальным полотенцем, рас­ческой, носовым платком; обращает внимание на то, что при кашле и чихании нужно прикрывать нос и рот носовым платком.

Осваиваются правила культурного поведения во время приема пищи (тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не «набивать» полный рот, не разговаривать с полным ртом, не кричать и не смеяться за столом); дети приобретают навык есть без помощи взрослого (правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой). Воспита­тель обращает внимание на правильность посадки детей за столом.

Дети знакомятся с техникой чистки зубов. Воспитатель приучает детей полоскать рот после каждого приема пищи, побуждает детей чистить зубы утром и вечером.

Формируются потребность и умение ухаживать за своими вещами и игрушками (при по-иощи взрослого). Воспитатель поощряет стремление детей помогать взрослым при уборке помещения. Развиваются умения детей одеваться и раздеваться (при участии взрослого). Воспитатель поддерживает стремление детей к самостоятельным действиям. Воспитывается потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и прави­лах безопасного поведения.

Педагог приобщает детей к здоровому образу жизни, стимулирует интерес каждого ребенка к своему внешнему облику и внутреннему миру. Продолжает знакомить детей с внешним строением тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги); дает представление об их роли в жизни человека, о том, как ухаживать за ними. Дети на­чинают изучать себя, свое тело и свои физические возможности; учатся различать и называть органы чувств (рот, нос, уши, глаза).

Педагог дает детям элементарные представления о ценности здоровья и здорового образа жизни, о полезной и вредной пище, о пользе физических упражнений, утрен­ней зарядки, закаливающих процедур.

На четвертом году жизни у детей появляется интерес к правилам безопасного и здоровьесберегающего поведения. Педагог воспитывает осторожное и осмотритель­ное отношение к потенциально опасным для здоровья человека ситуациям, умение сообщать о своем самочувствии взрослому. Закладываются основы бережного отно­шения детей к своему здоровью и здоровью других людей.

Взрослые (педагог и родители) широко используют режимные моменты, прогулки, занятия физической культурой для формирования у детей начальных представлений о теле, здоровье, физических возможностях; содействуют переходу от «азбуки дви­жений» к освоению их различных способов и знакомству с основами здоровье­сберегающего поведения

Средние группы

Образовательные задачи:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

• соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;

• продолжить работу по осуществлению мероприятий, способствующих сохран здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил организма;

• совершенствовать основные виды движений;

• осуществлять контроль за формированием правильной осанки;

• обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное качественное пита достаточное пребывание на воздухе; обеспечивать в помещении оптималь температурный режим, регулярно проветривать;

• организовывать и проводить различные подвижные игры;

• ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 7-10 минут. Воспитание культурно-гигиенических навыков:

• закреплять потребность в чистоте и опрятности, воспитывать привычку еле за своим внешним видом;

• совершенствовать навыки самостоятельного и правильного приема пи умывания, подготовки ко сну;

• закреплять умения правильно пользоваться предметами личной гигиены ( расческа, полотенце, носовой платок), ухаживать за своими вещами;

• расширять диапазон деятельности детей по самообслуживанию (одеваться, раздеваться, полоскать рот после еды, пользоваться туалетом и др.);

• развивать умения переносить в игру правила здоровьесберегающего поведение

• обращать внимание детей на чистоту продуктов употребляемых в пищу, помещений, одежды, окружающих предметов;

навыки культурного поведения за столом.

Формирование начальных представлений детей о здоровом образе жизни и безопасного поведения:

развивать интерес детей к правилам здоровьесберегающего поведения; продолжить формировать представления о частях тела и органах чувств человека, функциональном назначении для жизни и здоровья человека;

расширять представления о важности для здоровья гигиенических и закаливающих /р, соблюдения режима дня, физических упражнений, сна, пребывания на свежем воздухе;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;

формировать умение обращаться за помощью к взрослым при травме или плохом самочувствии, оказывать себе элементарную помощь при ушибах; представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.

Старшая группа

Образовательные задачи:

Формирование начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения

• формировать потребность в бережном отношении к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни;

• развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, умение привлечь внимание взрослого в случае их возникновения;

• совершенствовать умение привлечь внимание взрослого в случае возникновения ситуаций, опасных для здоровья;

• воспитывать потребность соблюдать правила здоровьесберегающего поведения. Воспитание культурно-гигиенических навыков

• способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-ги­гиенических навыков;

• продолжать совершенствовать навыки культурного поведения за столом;

• воспитывать привычку следить за своим внешним видом (чистотой тела, опрят­ностью одежды, прически).

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей

• обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в группе детского сада, в котором ребенок чувствует себя защищенным и принимаемым педагогами и детьми;

• обеспечивать охрану жизни и укреплять здоровье детей;

• организовывать разнообразную двигательную активность детей в разных формах (утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и др.);

соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;

продолжить работу по осуществлению мероприятий, способствующих сохранению здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил организма; осуществлять контроль за формированием правильной осанки; обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное качественное питание, достаточное пребывание на воздухе; соблюдать оптимальный температурный режим в помещении.

Содержание психолого-педагогической работы Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей

Продолжается работа по коррекции детско-родительских взаимоотношений сред­ствами разнообразных форм совместной двигательной деятельности (физкультурные занятия и досуги, праздники, подвижные игры и др.). Поддерживаются условия эмо­ционального комфорта в группе детского сада с использованием средств, применяе­мых в работе с детьми 6-го года жизни.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Развивается самостоятельность в выполнении элементарных навыков личной ги­мены (мытье рук, умывание, чистка зубов, ополаскивание их после еды, обтирание, пользование личной расческой, носовым платком). Продолжается совершенствование мльтуры поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами, хо­рошо пережевывать пищу, соблюдать правильную осанку. Совершенствуются умения детей аккуратно и быстро одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу.

Воспитатель продолжает воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом (за чистотой тела, опрятностью одежды, прически); ухаживать за своим ве­щами и игрушками; опрятно заправлять постель (без напоминания взрослого).

Формирование начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения

Обогащаются представления детей о функционировании организма человека. Рас­ширяются представления о важности для здоровья гигиенических и закаливающих процедур, соблюдения режима дня, физических упражнений, сна, пребывания на све­жем воздухе, правильного питания. Развиваются умения избегать опасных для здо­ровья ситуаций, умения привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания. Расширяются представления о том, как оказывать элементарную по-иощь себе и другим при ушибах. Воспитывается сочувствие к болеющим детям.

Воспитатель рассказывает о факторах, разрушающих здоровье человека, раскрывает возможности здорового человека. Дети под руководством взрослого учатся определять качество продуктов по сенсорным ощущениям. Взрослый дает начальные представления о правилах ухода за больным (не шуметь; выполнять его просьбы; ухаживать, заботиться о нем); поощряет стремление детей использовать в играх правила здоровьесберегаю­щего поведения; разрешать проблемные ситуации, связанные с охраной здоровья.

Педагог знакомит детей с основными признаками здоровья (когда ничего не болит, хоро­шее настроение, правильная осанка, крепкий сон, хороший аппетит, желание двигаться, дей­ствовать, общаться) дает представление о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо.

Подготовительная группа

Образовательная область «Здоровье»

Образовательные задачи:

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей

создавать условия для охраны жизни и укрепления здоровья детей;

• обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в группе детского сада, в котором ребенок чувствует себя защищенным и принимаемым педагогами;

• организовывать разнообразную двигательную активность детей в разных формах (утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и др.);

• соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;

• продолжать работу по осуществлению мероприятий, способствующих сохранению здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил организма;

• формировать правильную осанку;

• необходимо обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное каче­ственное питание, достаточное пребывание на воздухе; обеспечивать в помеще­нии оптимальный температурный режим.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

• обогащать представления детей о гигиенической культуре;

• воспитывать привычку соблюдать культурно-гигиенические правила;

• совершенствовать навыки культурного поведения во время еды. Формирование начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения

• воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, фор­мировать потребность в бережном отношении к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни;

• совершенствовать представления детей об особенностях строения и функциони­рования организма человека;

• продолжить развивать умение элементарно описывать свое самочувствие, умение обратиться к взрослому в случае недомогания или травмы;

• научить управлять своим телом, чувствами, эмоциями через гигиену, коррегирующие упражнения, релаксацию, аутотренинг.

Перечень программ, технологий и пособий по проблеме: «Здоровье»

Программы

Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в ДОУ: Метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.

Игнатова Л.В. и др. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздо­ровления дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Основные пособия

Возная В.И. и др. Организация воспитательной и оздоровитель­ной работы в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Ме­тод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 5—6 лет. М.:ТЦ Сфера, 2011*.

Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6—7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подгото­вительная к школе группы: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Сиротюк А.Л. Современная методика развития детей от рожде­ния до 9 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Дополнительные пособия

Бабенкова Е.А. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Галанов А.С. Игры, которые лечат Для детей от 1 года до 3 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Каралашвили Е.А. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007.

Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 3—4 лет. Сце­нарии для ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 4—5 лет. Сце­нарии для ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 5—6 лет. Сце­нарии для ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 6—7 лет. Сце­нарии для ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Макарова З.С. Фитотерапия и ароматерапия в дошкольных уч­реждениях. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Охрана здоровья дошкольников: Справ, пособие для ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007.

Наши рекомендации