Критерии и показатели эффективности воспитательного про­цесса

Для оценки результативности процесса воспитания учащихся, по мнению разработчиков концепции, нецелесообразно использовать единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели. Они могут быть определены самими участниками педагогического процесса с учетом конкретных целей и задач воспитательной работы и в соответствии с уровнем развития воспитательной системы учебного заведения. Эти критерии служат прежде всего инструментом для самоанализа и самооценки педагогов, учащихся и их родителей. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измере­ния, понятными для детей и взрослых.

Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса, как полагают авторы концепции, являются:

а) изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка;

б) диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений;

в) исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.

Особый интерес представляют методические советы организаторам изучения эффективности воспитательного процесса. Рекомендуется действовать следующим образом:

1. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия автора публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.

2. При исследовании эффективности воспитательного процесса следует использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняли бы друг друга и подтверждали объективность, достоверность результатов изучения. Методики должны по возможности представлять собой обычное учебное или воспитательное средство, учитывать возраст-мыс и индивидуальные особенности учащихся, специфику коллектива и взаимоотношений в нем.

3. В ряде случаев при проведении изучения важно исключитъ влияние испытуемых друг на друга. Это может быть обеспечено заполнением каждым персонального опросника, анкеты. Педагог подчеркивает важность независимости мнений при изучении проблемы. Необходимо также учитывать, что применять некоторые методики может только специа­лист или незнакомый для опрашиваемых человек, чтобы нейтрализовать влияние или порой даже давление знакомого для испытуемых педагога.

4. При изучении результативности воспитательной работы в школе особенно важно предусмотреть возможность как качественного, так и количественного анализа полученных данных. В этих целях нужно продумать конкретные показатели, способы их фиксирования, их математическую обработку. Методики должны быть достаточно простыми и не включать громоздких процедур для обработки и интерпретации полученных результатов. Полезно составить специальные таблицы, доступные для восприятия детей и взрослых, ежегодно фиксируются основные, наиболее важные данные «срезовых» исследований.

5. Объективность информации, ее сравнимость возможны в том случае, если обеспечивается систематичность изучения результатов воспитательного процесса. Для этого нужно:

а) проведение «срезовых» исследований в одно и то же время учебного года;

б) соблюдение определенной периодичности изучения (одни показатели целесообразно фиксировать ежемесячно, другие — ежегодно, третьи — через 2—3 года);

в) обеспечение преемственности в использовании диаг­ностического инструментария исследования.

6. Систематичность изучения состояния воспитательной системы предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать чувство меры в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их ро­ителей заполнением анкет или выполнением каких-то заданий. В противном случае может снижаться объективность получаемой информации. Авторы концепции считают нецелесообразным проведение анкетного опроса с одними и теми же учащимися, родителями, педагогами более двух раз в год. Полезно составить план изучения состояния и результатов воспитательного процесса в коллективе, структура которого может быть следующей:

Что изучать Методика (методы) изучения Дата Ответственный
       

7. Сложность изучаемого процесса требует проведения опроса по одной и той же проблеме со всеми участниками педагогического процесса — педагогами, учащимися, родителями. Степень сходства их суждений, мнений, оценок обеспечивает большую объективность информации и выводов.

8. При отборе содержания и способов изучения состояния и результатов воспитательного процесса важно учитывать, что большинство методик позволяют зафиксировать не один, а несколько показателей. Так, при составлении «срезовых» анкет включаются вопросы на определение психологической атмосферы в коллективе, взаимодействия членов коллектива, воспитанности и активности детей. Конечно, каж­дая школа, коллектив имеют свою специфику, поэтому при изучении результатов воспитательной работы целесообразно использовать методики, адекватные особенностям педагогического процесса в учебном заведении.

9. Изучение результатов воспитания в школе будет более плодотворным, если осуществляется управление диагностической деятельностью. Прежде всего в решении данного вопроса должна проявить заинтересованность администрация школы. Она подбирает группу специалистов, которые могли бы организовать систематическое и планомерное изучение состояния и результатов воспитательного процесса. Администрация определяет заказ, направляет и регулирует работу этой группы. В то же время руководство школы стремится включить в исследовательскую деятельность всех учителей школы, что способствует повышению субъектной роли в построении и развитии воспитательного процесса учебного заведения. Классные руководители, организаторы проводимой работы осваивают различные методы изучения учащихся и коллектива, способы анализа материалов исследования воспитательного процесса в первичных коллективах.

Соблюдение организаторами изучения эффективности воспитательного процесса перечисленных требований позволяет выполнить сложную диагностическую работу качественно корректно и без лишних затрат времени и сил.

Литература.

1. Классному руководителю: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова.- М., 1999.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие.- М., 2000.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Гребенюк О.С. Концепция организации воспитательного процесса // Современные концепции воспитания /Отв. ред. Л.В. Байбородова.- Ярославль,2000.

Наши рекомендации