Тема 3. Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен
1. Докажите тезисы, характеризующие функции современного образования. Воспользуйтесь изданием: Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб, 2009. С. 63-67
Образование является одним из оптимальных способов вхождения человека в мир науки и культуры. _____________________________________
Образование обеспечивает социализацию человека и преемственность поколений. ________________________________________________________
Образование является активным ускорителем культурных перемен, преобразований в общественной жизни и отдельном человеке. ___________
2.Используя материал учебного пособия Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – М., 2001, дайте краткую характеристику моделей образования и заполните таблицу.
№ пп | Модели образования | Характеристика |
1. | Образование как государственно-ведомственная организация | |
2. | Модель развивающего образования | |
3. | Традиционная модель образования | |
4. | Рационалистическая модель образования | |
5. | Феноменологическая модель образования | |
6. | Неинституциональная модель образования |
3. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» утверждается: «Государственная политика в образовательной сфере основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствует охране жизни и здоровья ребенка, свободному развитию личности, воспитанию учащихся в духе любви к Родине». Как и насколько, по-вашему, реализуются на практике эти положения закона в современной России? Почему?
4. Заполнить таблицу
Современные парадигмы образования | Краткая характеристика |
Когнитивная | |
Личностно-ориентированная | |
Функционалистская | |
Культурологическая | |
Компетентностно-ориентированная парадигма |
Тема 4. Содержание образования как фундамент культуры
Личности
1. Заполните следующую таблицу.
Содержание образования – это … | Признаки понятия | |
Совпадающие | Несовпадающие | |
«…система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков» (Б.П.Есипов, Н.К.Гончаров) | ||
«…основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний» (Т.А.Ильина) | ||
«… научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся» (И.Т.Огородникова) | ||
«…во-первых, усвоение опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитание типологических качеств поведения, в-третьих, умственное и физическое развитие человека» (В.С.Леднев) | ||
«…та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С.Безрукова) | ||
«…система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения» (И.П.Подласый) |
2. Перечислите основные принципы отбора содержания образования по В.В.Краевскому и дайте их краткую характеристику.
3. Дайте краткую характеристику двум теориям отбора содержания образования, заполняя таблицу. Воспользуйтесь изданиями: Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2009., или Педагогика / В. А. Сластёнин и др. – М., 1998., или Сластёнин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002.
Основные характеристики | Теории | |
Материальная (дидактический материализм или дидактический энциклопедизм) | Формальная (дидактический формализм) | |
Время возникновения и основные представители | ||
Основные положения | ||
Достоинства | ||
Недостатки |
4. Верна ли формула: школьники изучают основы наук? Выберите верный ответ и обоснуйте его:
А) Формула верна: всю науку в школе не осилить, изучаются только основы наук;
Б) Данная формул верна, но неполна: школьники овладевают не только основами наук, но и основами деятельности, опытом человечества, основами искусства, изучая обычаи и традиции;
В) Формула неверна: в школе изучаются учебные предметы – особые дидактические конструкции, содержащие материал, отобранный в соответствии с утвержденным учебным планом и программами