Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом
В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
· Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник), которые затем усложняются.
· Выкладываются фигуры по заданному образцу.
· Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти.
При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания
- Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
- Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
- Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).
- Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигуру.
- Самому придумать и сложить фигуру.
В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.
· Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.
· Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
"Забавные картинки"
По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
"Застегни пуговку"
На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает педагог, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь.
"Разноцветные прищепки"
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и т.д,).
"Трафареты"
Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума).
Развитию мелкой моторики способствуют:
- лепка,
- рисование,
- конструирование,
- аппликация,
- собирание пазлов,
- собирание мозаик.
Интегрированные занятия у дошкольников (математика, развитие речи)
«Лесное путешествие»
Нас в гости пригласил мишка на чаепитие. И нам предстоит добраться до домика мишки (где живет мишка?). Чтобы попасть на опушку мы должны пройти по волшебной тропе, но тропа эта непростая, а из геометрических фигур. У вас в руках есть по одной геометрической фигуре. Каждый из вас пройдет по своей тропинке и тогда мы с вами попадем на опушку.
Тема: Цвет, геометр. Фигуры.
-Ребята смотрите, это кто? Показать зайца. Он бежит от волка и очень напуган. Давайте его успокоим с помощью ласковых слов. Я буду говорить стол, а вы столик и т.д. И зайка сразу успокоится.
-Спасибо вам дети я теперь не боюсь! И поскакал дальше.
-И вот мы с вами попали на опушку, но к дому опять дом закрыт. На опушке живет Лесовичек и он решил нас запутать и специально наследил. Нам нужно узнать, где, чьи следы, а так же узнаем каких следов много, а каких мало. Тема: Один – много, счет.
-Молодцы вот мы с вами стоим около дома, но нам нужно открыть дверь. А как мы это сделаем без ключа?Смотрите письмо от мамы мишки. Расскажите волшебное стихотворение.
Тема: Пальчиковые игры.
На поляне дом стоит, но, а к дому путь закрыт