Психогимнастические упражнения для дошкольников

Предлагаемая серия упражнений — это систематизиро­ванное целенаправленное развитие психики ребенка, осу­ществляемое посредством специальных упражнений по трем находящимся в неразрывном единстве путям. Первый путь — изменение степени сложности упражнений от занятия к за­нятию, второй — поочередный перенос воздействия с одно­го психического процесса на другой, третий — поэтапное выполнение действий на громкоречевом уровне.

СЧИТАЛОЧКА-БОРМОТАЛОЧКА

Попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В пер­вый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Идет бычок», а слово «качает­ся» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «Идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносит все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками.

Итак, это выглядит следующим образом:

1. Идет — бычок — качается.

2. Идет — бычок — (хлопок).

3. Идет — (хлопок) — (хлопок).

4. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

Если ребенок не понял задание, покажите ему сами, как это нужно делать.

Можно использовать другие варианты считалочки-бор-моталочки.

1. Ехал — грека — через — реку.

2. Ехал — грека — через — (хлопок).

3. Ехал — грека — (хлопок) — (хлопок).

4. Ехал — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

1. Золотое — решето — черных — домиков — полно.

2. Золотое — решето — черных — домиков — (хлопок).

3. Золотое — решето — черных — (хлопок) — (хлопок).

4. Золотое — решето — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. Золотое — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

6. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

1. Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — сапожек.

2. Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — (хлопок).

3. Подарил — утенку — ежик — пару — (хлопок) — (хлопок).

4. Подарил — утенку — ежик — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. Подарил — утенку — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

6. Подарил — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

7. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

1. Мы — писали — мы — писали — наши — пальчики —устали.

2. Мы — писали — мы — писали — наши — пальчики — (хлопок).

3. Мы -а писали — мы — писали — наши — (хлопок) — (хлопок).

4. Мы — писали — мы — писали — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. Мы — писали — мы — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

6. Мы — писали — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

7. Мы — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

8. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хло­пок) — (хлопок) — (хлопок).

1. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — ножик —из — кармана.

2. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — ножик —из — (хлопок).

3. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — ножик — (хлопок) — (хлопок).

4. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. Вышел — месяц — из — тумана — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

6. Вышел — месяц — из — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

7. Вышел — месяц — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

8. Вышел — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

9. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

1. Раз — два — три — четыре — пять — я — опять — иду —искать.

2. Раз — два — три — четыре — пять — я — опять — иду — (хлопок).

3. Раз — два — три — четыре — пять — я — опять — (хлопок) — (хлопок).

4. Раз — два — три — четыре — пять — я — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. Раз — два — три — четыре — пять — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

6. Раз — два — три — четыре — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

7. Раз — два — три — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

8. Раз — два — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

9. Раз — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

10.(Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хло­пок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

1. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — королевич — сапожник — портной.

2. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — королевич — сапожник — (хлопок).

3. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — королевич — (хлопок) — (хлопок).

4. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

6. На — золотом — крыльце — сидели — царь — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

7. На — золотом — крыльце — сидели — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

8. На — золотом — крыльце — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

9. На — золотом — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

10. На — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлогюк) — (хлопок) — (хлопок).

11.(Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ

КОЛЕЧКИ

Первый вариант.Усадив малыша на колени, взрослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его паль­чики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с ука­зательными, средними, мизинцами, а затем продолжая дви­жение в противоположном направлении.

Чуть подросший малыш (в 1,5—2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки.

Второй вариант.Дети 6—7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: «Без среднего!» — и все игроки про­должают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т.д. Темп счета убыстряется, оши­бавшийся выходит из игры.

психогимнастические упражнения для дошкольников - student2.ru

психогимнастические упражнения для дошкольников - student2.ru

Третий вариант.Самый сложный вариант игры — об­ратные колечки. Однако при хорошей тренировке он досту­пен дошкольникам старшего возраста.

Левая рука смыкает указа­тельный и большой пальцы, правая — большой и мизинец.

В такт счету левая и пра­вая руки совершают одновре­менные разнонаправленные движения: левая рука смыка­ет большой палец поочеред­но со средним, безымянным и мизинцем, а правая соот­ветственно с безымянным, средним и указательным.

Затем следуют движения в противоположном направле­нии.

МЕЛЬНИЦА

Ребенок и взрослый садятся друг против друга, каж­дый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: «Моя пашет!» — вытягивая указательный палец правой руки. Ребенок повторяет движения, также вытягивая указатель­ный палец правой.

психогимнастические упражнения для дошкольников - student2.ru

Затем ребенок отвечает взрослому: «Моя сеет!» — вытя­гивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжает: «Моя спеет!» — вытягивая средний палец правой руки. Ребенок, повторив движение, отвечает: «Моя жнет!» — поднимая средний палец левой руки.

психогимнастические упражнения для дошкольников - student2.ru

психогимнастические упражнения для дошкольников - student2.ru

Перечисление разных видов работ («молотит», «мелет», «пироги печет») продолжается, пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков.

Такой вариант игры доступен ребенку с 4—5 лет.

Малышу взрослый сначала просто показывает «мелен-ку» на своих руках, затем играет с его пальцами, в такт словам попеременно их поднимая и опуская.

Трехлетний ребенок включается в игру, отражая движе­ния взрослого зеркально, уже отвечая ему и словами, и паль­цами, но оставляя за ним активную роль:

«Моя пашет!» — «И моя пашет!»

«Моя сеет!» — «И моя сеет!»

ПЕРЕМЕНЫ

психогимнастические упражнения для дошкольников - student2.ru Взрослый договаривается с ребенком или группой детей о тех позициях пальцев, которые будут использоваться в се­годняшней игре. Можно предложить самые разные варианты.

Крючки.Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.

психогимнастические упражнения для дошкольников - student2.ru

Цепочка.Сцепляют­ся колечки, образован­ные сомкнутыми боль­шими психогимнастические упражнения для дошкольников - student2.ru пальцами и ми­зинцами правой и левой рук.

Слоник.Правая рука встает на выпрямленную левую ладонь; ука­зательный и безымянный пальцы — передние ноги слона, большой и мизинец — задние ноги, вытянутый средний палец — хобот.

Тяни-толкай.Руки, направленные тыльными сторонами друг к дружке, сплетаются так, чтобы средний и безымян­ный пальцы нижней руки были направлены вверх, а те же пальцы верхней руки — вниз.

психогимнастические упражнения для дошкольников - student2.ru

Мячик.Округленные

ла­дони складываются

одна на другую.

психогимнастические упражнения для дошкольников - student2.ru

Домик.Руки направлены вверх. Большой, указатель­ный и средний пальцы каж­дой руки прижаты к ладо­ням. Основания ладоней и кончики безымянных паль­цев соприкасаются. Мизи­нец правой руки встает вер­тикально — «труба».

психогимнастические упражнения для дошкольников - student2.ru

Цветок.Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в сторону и даже прогнуты — «лепестки».

Ребенку 4—5 лет для начала достаточно четырех позиций пальцев, шестилетнему — пяти-шести.

Сначала ребенок вслед за взрослым несколько раз по­вторяет позиции пальцев, чтобы запомнить их. Затем следу­ет условие:

«Вместо цепочки делаем крючки. Вместо крючков — цепочки.

Остальные — так, как есть».

Игра начинается медленно, затем ее темп увеличивается. Если ребенок после нескольких повторений не сбился, сле­дует замена условия на новое, более сложное.

Например:

«Вместо слоника — домик, вместо домика — мячик,

Вместо мячика слоник, А на цветок — запрет»,

т.е. одну из пальцевых позиций повторять не нужно.

Детям 4—5 лет при определенной тренировке доступна «пяти-шаговая» перемена; будущие первоклассники справ­ляются с семью переменами и сами предлагают новые паль­цевые фигурки и новые забавные задания, к примеру:

«Вместо домика — замри!».

ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходи­мо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется письмо — новая и трудная для ребенка деятель­ность, — делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточ­но развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к дру­гим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и ле­вую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уде­лять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

показать правую руку, затем левую. Если ребенок не мо­жет назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребе­нок повторяет;

поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то пра­вой, то левой рукой;

после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружаю­щем пространстве, например:

Определение пространственного расположения предме­тов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет на­ходится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточ­нить, что справа — это ближе к правой руке, слева — ближе к левой.

Определение пространственных соотношений между дву-мя-тремя предметами или изображениями.

Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и поло­жить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и по­ложить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетра­ди; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева; где нахо­дится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.

Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, спра­ва — ручку и т.д.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы по­степенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.

Простой и эффективный способ подготовки руки к пись­му — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекоменду­ется пользоваться цветными карандашами, а не фломасте­рами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев от­щипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ разви­тия руки. Одновременно с развитием моторных, мускуль­ных возможностей пальцев руки ребенка необходимо зна­комить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.

Работа по восприятию формы буквы через тактильные (ося­зательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Мон-тессори и получила распространение уже в двадцатые годы.

Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигу­рами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. На­пример:

Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

Положить кружок, справа от него — крестик, слева от крестика поставить точку.

Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точ­ки — кружок.

Нарисовать квадрат, справа от него — крестик, выше крестика поставить точку.

Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сто­рону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрез­мерно раннего (до пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция раз­вития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. В возрасте до шести лет должно до­минировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того, раннее обучение может спровоцировать невроз.

Самомассаж рук является одним из видов пассивной гим­настики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сокра­тительную способность мышц. Работоспособность утомлен­ной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быст­рее, чем при полном покое. При систематическом проведе­нии массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассив­ные движения. Хорошую результативность показывает исполь­зование массажеров для рук.

В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, само­массаж пальцев рук.

1. Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.

2. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

3. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.

4. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

6. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

7. Движения, как при растирании замерзших рук.

8. Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте то же для правой руки.

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ

КИНЕЗИОЛОГИИ

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клео­патра также была обязана кинезиологйи.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Разви­тие межполушарного взаимодействия является основой раз­вития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиоло-гических упражнений.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математиче­ское, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно по­лагать, что нарушение межполушарной передачи информа­ции искажает познавательную деятельность детей.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение'кинезиологических упражнений. Развивая мо­торику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леон­тьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сече­нова доказали влияние манипуляций рук на функции выс­шей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организ­ме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых преде­лах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществ­ляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности челове­ка и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизи­руют работу головного мозга. Все упражнения психолог дол­жен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.

Наши рекомендации