Введение. Развитие творческих способностей учащихся основной школы
Зам. директора по УР
С.А.Хабинова
Г
Развитие творческих способностей учащихся основной школы
На уроках математики
С помощью нестандартных задач
Выпускная квалификационная работа
Выполнил(а): студентк(а) Шарапова Арюна Санжиевна
V курса 157 группы _________
(подпись)
Специальность 050201 «Математика»
Научный руководитель Э.С. Черниговская
_________(подпись)
Работа защищена
Июня 2011 г
Председатель ГАК Оценка_____________
К.ф.-м.н., профессор БГУ _______ В.В.Кибирев
Г. Улан-Удэ
Г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ …………..6
1.1. Проблема творческих способностей в истории философской и педагогической мысли ………………………………………………………………
1.2. Различные подходы к определению понятий «задача» и «нестандартная задача»……..……………..………………………………………..……………
1.3. Особенности использования нестандартных задач в обучении математике……………………………………………………………………...12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ….…………………………………………………………...26
2.1. Исследование уровня активизации творческих способностей учащихся 5 классов………………………………………………………………………….26
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей учащихся в процессе решения нестандартных задач ………..19
Активизация творческих способностей учащихся средствами
организации и проведения уроков с решением
нестандартных задач……………………………………………………..29
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложение………………………………………………………………………39
Введение
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстроменяющихся условиях. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью учащихся, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения
Особое внимание специалистов, занимающихся вопросами школьного математического образования, направлено на модернизацию задачного материала, так как представленные в современных учебных пособиях задачи, как правило, предполагают алгоритмический способ решения, чем значительно сужают операционное и информационное поле деятельности учащихся.
Педагогический опыт свидетельствует, что эффективно организованная учебная деятельность учащихся в процессе решения нестандартных задач является важнейшим средством формирования математической культуры, таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, рациональность, логичность; их органическое сочетание проявляется в особых способностях человека, дающих ему возможность успешно осуществлять творческую деятельность. В методике преподавания математики довольно полно разработаны вопросы обучения учащихся решению задач.
В методических исследованиях выявлены роль и место задач в процессе обучения математике, охарактеризованы этапы решения задачи (Г.Д.Глейзер, Ю.М.Колягин, В.А.Оганесян, Е.Н.Турецкий, Л.М.Фридман и др.), систематизированы приемы поиска решения задачи (Г.Д.Балк, М.Б.Балк, Ю.М.Колягин, В.И.Крупич, Д.Пойа, А.А.Столяр и др.), проанализированы внешняя и внутренняя структура задачи (В.И.Крупич). В последние годы выполнен ряд методических исследований, в которых рассматриваются вопросы, связанные с обучением учащихся решению нестандартных задач. Это работы И.П.Буслаевой, Т.Ы.Мираковой, Т.В.Пивоварук, С.И.Сельдюковой, Л.В.Селькиной.
Как показывают различные психолого-педагогические и методические исследования, с одной стороны, необходимо обучить учащихся решению нестандартных задач, так как таким задачам принадлежит особая роль в формировании творческой личности, с другой стороны, многочисленные данные, в том числе и результаты наших исследований, свидетельствуют о том, что вопросу формирования умения решать такие задачи, обучения приемам поиска решения задач и развития творческих способностей, учащихся посредством решения нестандартных задач не уделяется должного внимания. Этим определяется его актуальность.
Проблема исследования — разработка методических условий внедрения нестандартных задач в содержание обучения математике в целях развития творческих способностей учащихся в 5 классах. Выше изложенное обусловило выбор темы исследования: «Нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей учащихся 5-6 классах».
Цель исследования— рассмотреть эффективные условия развития творческих способностей учащихся на уроках математики посредством решения нестандартных задач.
Объект исследования — процесс развития творческих способностей учащихся 5 классов.
Предмет исследования — педагогические условия использования нестандартных задач как средства, способствующего развитию творческих способностей учащихся.
В основу исследования положена следующая гипотеза: если систематически и целенаправленно использовать нестандартные задачи в процессе обучения с учетом специфики учебной деятельности учащихся, то такие задачи могут быть эффективным средством развития творческих способностей.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Обобщить сведения о роли нестандартных задач в математическом образовании; выявить степень разработанности методике использования нестандартных задач при формировании творческих способностей учащихся основной школы.
3. Подобрать и систематизировать нестандартные задачи для курса математики 5 класса основной школы.
4. Разработать и экспериментально проверить различные методические подходы к развитию творческих способностей учащихся посредством решения нестандартных задач.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта, тестирование, сравнительный анализ работ учащихся, изучение учебников и дидактических пособий по математике, эксперимент (констатирующий, формирующий).
Методологической основой исследования являются фундаментальные психологические, педагогические исследования: развития творческого мышления, возрастных и психологических особенностей развития личности учащегося, методики преподавания математических дисциплин; а также комплексный, системный и деятельностный подходы к организации учебно-творческого процесса по математике.