Тема II. Особенности подготовки научных кадров и организация научных исследований в России и за рубежом (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема качества образования в высшей школе и подходы к ее решению. Закономерности и тенденции развития высшего образования в Европе и России, соотношение тенденций, национальной и региональной специфики.
2. Управление образованием и его финансирование.
3. Анализ зарубежного и отечественного опыта подготовки научных кадров и исследований.
4. Медиаобразование в мире: проблемы и тенденции.
5. Подходы к развитию дистанционного обучения в современной практике образования.
Задания к семинару:
1. Каковы особенности становления национальных систем обеспечения и оценки качества обучения в высшей школе? Опишите их на примере конкретной страны.
2. Охарактеризуйте уровни оценки качества образования в высшей школе.
3. В связи с чем в странах европейского региона сегодня идет реорганизация многоуровневой системы подготовки кадров?
4. Какие современные приоритеты в развитии института магистратуры выделяются специалистами?
5. Раскройте сущность медиаобразования, его задачи, формы реализации в школе в различных странах мира.
6. Какие подходы к развитию дистанционного обучения можно выделить в современной практике образования?
7. Разделяете ли Вы мнение, что дистанционное обучение со временем вытеснит традиционное? Обоснуйте свою точку зрения.
Основные понятия модуля:
Бакалавр, бакалавриат, лиценциат, магистр, магистратура, медиаобразование, сравнительная педагогика (компаративистика), сопоставительный анализ, методы сопоставительного анализа, функции сравнительной педагогики, качество образования, инновационные процессы в образовании, демократизация и гуманитаризация в образовании, рынок образовательных услуг, международные стандарты, экономическая эффективность образования, централизация и децентрализация в системе управления образованием, непрерывное образование, национальные системы образования.
Темы для внеаудиторной учебной работы студентов (10 часов)
№ п/п | Тема | Часы | Виды деятельности | Продукт деятельности |
1. | Поликультурное образование и воспитание в современном мире. | Анализ проблем поликультурного воспитания в разных странах. | Выступление, доклад. | |
2. | Анализ системы образования Великобритании, США, Франции, Германии. | Проектирование педагогического кластера по системам образования. | Компьютерная презентация. Кластер. | |
3. | Анализ системы образования Японии, Китая, Дании, России. | Моделирование педагогического кластера. | Компьютерная презентация. Кластер. | |
4. | Болонский процесс в Европе и в России. | Составить схему "Россия и Болонский процесс" | Схема — модуль. |
Основные направления исследований (рефераты, эссе, педагогические проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы и др.):
1. Анализ различных концепций сравнительной педагогики начального, среднего, высшего, профессионального образования.
Список рекомендуемой литературы:
1. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы. УРАО, 2003. – 232 с.
2. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М., 1998. – 176 с.
3. Каправнова В.А. Сравнительная педагогика: программно-методический комплекс. Минск, 2008.
4. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом. Минск, 2004.
5. Сергейко С.А. Сравнительная педагогика: рабочая тетрадь. Гродно, 2009.
6. Титов В.А. Сравнительная педагогика. М., 2008.
Этнопедагогика
18 часов (4 ауд. + 14 внеауд.)
Освоение содержания данного модуля обеспечивает формирование следующих компетенций:
ОК — 1, 2, 3, 4, 6, 7, 12, 13, 14. ОПК — 2, 3. ПК — 3, 5, 8, 9, 10, 11.
Знать:
· специфику этнических стереотипов;
· особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
· особенности современного этапа развития народной педагогики;
· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
· способы построения межличностных отношений в группах разного возраста и различной национальности;
· особенности социального партнерства в системе образования.
Уметь:
· аргументировать и осуществлять психолого-педагогический анализ образовательного процесса с позиций этнопедагогического подхода;
· видеть проявление этнических особенностей и факторов развития личности;
· учитывать их при организации воспитания и обучения, осуществлять прогноз развития личности;
· учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
· учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
· использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
· организовывать внеучебную деятельность обучающихся;
· бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
· участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
· использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.
Владеть:
· способностью к реализации этнического и компетентностного подходов;
· способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
· различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
· способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;
· способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
Виды деятельности:
· анализ педагогического опыта воспитания в отдельном этносе и многонациональном и поликультурном обществе в целом;
· проектирование педагогической системы в рамках национальной школы.
Продукты деятельности:
· презентация «Особенности воспитания мальчиков и девочек в народной педагогике»;
· модель национальной школы;
· реферативное сообщение «Этнопедагогические особенности общения и социальной регуляции поведения»;
· эссе «Известные педагоги Красноярска в прошлом и настоящем».