Тема II. Особенности подготовки научных кадров и организация научных исследований в России и за рубежом (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема качества образования в высшей школе и подходы к ее решению. Закономерности и тенденции развития высшего образования в Европе и России, соотношение тенденций, национальной и региональной специфики.

2. Управление образованием и его финансирование.

3. Анализ зарубежного и отечественного опыта подготовки научных кадров и исследований.

4. Медиаобразование в мире: проблемы и тенденции.

5. Подходы к развитию дистанционного обучения в современной практике образования.

Задания к семинару:

1. Каковы особенности становления национальных систем обеспечения и оценки качества обучения в высшей школе? Опишите их на примере конкретной страны.

2. Охарактеризуйте уровни оценки качества образования в высшей школе.

3. В связи с чем в странах европейского региона сегодня идет реорганизация многоуровневой системы подготовки кадров?

4. Какие современные приоритеты в развитии института магистратуры выделяются специалистами?

5. Раскройте сущность медиаобразования, его задачи, формы реализации в школе в различных странах мира.

6. Какие подходы к развитию дистанционного обучения можно выделить в современной практике образования?

7. Разделяете ли Вы мнение, что дистанционное обучение со временем вытеснит традиционное? Обоснуйте свою точку зрения.

Основные понятия модуля:

Бакалавр, бакалавриат, лиценциат, магистр, магистратура, медиаобразование, сравнительная педагогика (компаративистика), сопоставительный анализ, методы сопоставительного анализа, функции сравнительной педагогики, качество образования, инновационные процессы в образовании, демократизация и гуманитаризация в образовании, рынок образовательных услуг, международные стандарты, экономическая эффективность образования, централизация и децентрализация в системе управления образованием, непрерывное образование, национальные системы образования.

Темы для внеаудиторной учебной работы студентов (10 часов)

№ п/п Тема Часы Виды деятельности Продукт деятельности
1. Поликультурное образование и воспитание в современном мире. Анализ проблем поликультурного воспитания в разных странах. Выступление, доклад.
2. Анализ системы образования Великобритании, США, Франции, Германии. Проектирование педагогического кластера по системам образования. Компьютерная презентация. Кластер.
3. Анализ системы образования Японии, Китая, Дании, России. Моделирование педагогического кластера. Компьютерная презентация. Кластер.
4. Болонский процесс в Европе и в России. Составить схему "Россия и Болонский процесс" Схема — модуль.

Основные направления исследований (рефераты, эссе, педагогические проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы и др.):

1. Анализ различных концепций сравнительной педагогики начального, среднего, высшего, профессионального образования.

Список рекомендуемой литературы:

1. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы. УРАО, 2003. – 232 с.

2. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М., 1998. – 176 с.

3. Каправнова В.А. Сравнительная педагогика: программно-методический комплекс. Минск, 2008.

4. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом. Минск, 2004.

5. Сергейко С.А. Сравнительная педагогика: рабочая тетрадь. Гродно, 2009.

6. Титов В.А. Сравнительная педагогика. М., 2008.

Этнопедагогика

18 часов (4 ауд. + 14 внеауд.)

Освоение содержания данного модуля обеспечивает формирование следующих компетенций:

ОК — 1, 2, 3, 4, 6, 7, 12, 13, 14. ОПК — 2, 3. ПК — 3, 5, 8, 9, 10, 11.

Знать:

· специфику этнических стереотипов;

· особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

· особенности современного этапа развития народной педагогики;

· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

· способы построения межличностных отношений в группах разного возраста и различной национальности;

· особенности социального партнерства в системе образования.

Уметь:

· аргументировать и осуществлять психолого-педагогический анализ образовательного процесса с позиций этнопедагогического подхода;

· видеть проявление этнических особенностей и факторов развития личности;

· учитывать их при организации воспитания и обучения, осуществлять прогноз развития личности;

· учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

· учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

· использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

· организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

· бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

· участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

· использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.

Владеть:

· способностью к реализации этнического и компетентностного подходов;

· способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

· различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

· способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

· способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

Виды деятельности:

· анализ педагогического опыта воспитания в отдельном этносе и многонациональном и поликультурном обществе в целом;

· проектирование педагогической системы в рамках национальной школы.

Продукты деятельности:

· презентация «Особенности воспитания мальчиков и девочек в народной педагогике»;

· модель национальной школы;

· реферативное сообщение «Этнопедагогические особенности общения и социальной регуляции поведения»;

· эссе «Известные педагоги Красноярска в прошлом и настоящем».

Наши рекомендации