В 9. Сформулируйте проблему, поставленную в тексте. Укажите позицию автора
Текст № 2
ЯЗЫК И МЫ - ОЩУЩЕНИЕ ДНЯ
(1)Даже специалисты расходятся в определении причины порчи и неимоверной бедности современного языка. (2) Одни говорят о вторжении американизмов, другие видят беду в отсутствии общей культуры людей и приводят в пример убогие речи досточтимых народных избранников, третьи ссылаются на сам язык, который, отражая текущую жизнь, развивается ненормально ...
(3)Все это так. (4)Причины указаны верно. (5)К ним можно добавить немало других. (6)Чего стоит хотя бы наше почтение перед заумной речью ученой братии (раз уж наука вводит в свои писания новые обороты, так давайте и мы говорить по-ученому). (7)Вот и путаются горемыки-писатели в словечках типа - феноменальный и феноменологический, системный, комплексный, концептуальный и т. л.
(8)Можно было бы сказать об особом пристрастии нашего современника к воровскому жаргону, который еще более понижает уровень речи. (9)Можно было бы и о другом. (10) Да нет желания. (11) В общем, состояние - аховое. (12)Диагноз поставлен: больного нужно лечить.
(13)Язык - область жизни, что сродни и воде, и воздуху. (14 )Есть они - пьем, дышим и горя не знаем. (15)А если перекрыли воздух и иссякли источники? (16)В словах экология и экономика один и тот же корень - греческий, со значением «дом» (в Древней Руси перевели: домострой и домоводство). (17)Но в отличие от при родной среды, язык создаем мы сами как неотъемлемую часть нашей культуры нашего дома, и за своих детей отвечать нам ..
(18)Думаю, и теперь большинство по-настоящему интеллигентных людей, небезразличных к состоянию языка, интересуется коренными связями понятий и представлений с историей культуры, прежде всего нашей, родной. (19)Интерес этот не случаен - он сродни вниманию к истории страны. (20)Такой интерес прямо-таки взывает к ценности слова, подкрепленного, конечно, и делом.
(21)Информация - сообщение известного, тут штамп неизбежен. (22)Механическое ее накопление перегружает память и замедляет процесс не только интеллектуального, но и нравственного развития человека. (23)Чтобы личность постоянно совершенствовалась, педагогически важен другой принцип - «не знать, а уметь». (24)Только через речь можно достучаться до каждого, облекая общественные интересы в форму личного участия. (25)Убежденность не рождается лозунгом, не проверяется штампом.
(26)Между тем простейшие операции со словом, по наблюдениям специалистов, недоступны большинству современников. (27)В школе их оснастили массой сведений о подробностях точных наук, которые многим так и не сгодятся в жизни, о терминах и понятиях настолько отвлеченного свойства, что приложить их к реальностям жизни никак нельзя. (28)И в то же время учеников лишили возможности развить гуманитарные способности, совершенствовать речь, повышать уровень мысли.
(29)До известного возраста человеческий ум в развитии инстинктивно тянется к слову. (30)Ум требует саморазвития, остановить его в этом органическом процессе попросту опасно. (31)Примерно до восьми лет ребенок осваивает грамматику, а потом наполняет созданную таким образом модель языка словами - и каждый делает это своим особым, оригинальным способом. (32)При личном интересе, на фоне общественных предпочтений. (33)Затор на этом пути, возникающий в школьном образовании, детский характер преодолевает разными способами, и нам следует ему помочь. (34)В противном случае и появляется недоумение по поводу простейших выражений, стоит им чуть-чуть уклониться от привычных штампов. (35)Потому-то люди готовы запретить словосочетания вроде «наедине со всеми», «Воспоминание о будущем», «служба сервиса», «опытно-экспериментальный». (36)Они не видят оттенков, возникающих в жизни, которые требуют своего обозначения. (37)Потому что отвлеченно, без красок и подробностей, на технологическом уровне видят мир.
(В. Колесов)
А29. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Современный русский язык неимоверно беден.
2)Интерес к родному языку сродни интересу к истории и культуре страны.
3) Современных учеников лишили возможности развивать гуманитарные способности и совершенствовать речь.
4) Механическое накопление информации способствует процессу не только интеллектуального, но и нравственного развития человека.
А30. Какой тип речи представлен в тексте?
1)повествование
3) рассуждение
2) описание
4) рассуждение с элементами повествования
А31. С каким значением употреблено слово грамматика в предложении 31?
1) формальный строй языка (морфология и синтаксис)
2) наука об этом строе
3) книга, описывающая этот строй
4) правила правописания
В1. Каким способом образовано слово саморазвитие (предложение 30)?
В2. Из предложений 11 - 25 выпишите прилагательные, употреблённые в значении существительного.
В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании сообщество известного (предложение 21 )
В4. Среди предложений 3 - 12 найдите односоставные предложения (в том числе и в составе сложных) и укажите их номера.
В5. Среди предложений 18 - 25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Укажите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 1 - 17 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и укажите иx номер.
В7. В последнем абзаце найдите предложения, которые связаны с предыдущим при помощи парцелляции, и укажите их номера.
В8. «Автор текста - известный лингвист В.Колесов - размышляет об актуальной и жизненно важной для нашего общества проблеме порчи и «неимоверной бедности» современного русского языка. Тема и проблема, затронутые ученым, очень серьёзны и важны, поэтому он прибегает, естественно, к ___(«жаргон», «греческий корень», «экология», «модель языка», «грамматика» и др.), ___(например, в предложениях 18, 22, 25, 28). С другой стороны, это не научная статья, этому автор использует в тексте и ___(в предложения 11, 32, 37), и даже ___( «ученая братия», «горемыки-писатели» ), которые помогают автору о сложном написать доступно».
Список терминов:
1) термины
2) оксюморон
3) ряды однородных членов
4) сравнительные обороты
5) фразеологизм
6) парцелляция
7) ирония
8) антонимы