Место специальной педагогики в структуре общей педагогики
Основная образовательная программа
По направлению подготовки 050700.68 Специальное (дефектологическое) образование
магистерская программа: Дошкольная дефектология
История и философия специальной педагогики и психологии
Цель дисциплины:дать студентам основные представления истории развития и философии специальной педагогики и психологии
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-2, ОП-1, ПК-10, ПК-23, ПК-25.
Место дисциплины в учебном плане:Цикл ОН, базовая часть, дисциплина осваивается в 1 – 2 семестре.
Содержание дисциплины:
История становления специальной педагогики и психологии.
Становление западноевропейской системы призрения лиц с отклонениями в развитии: архаические общества; античные взгляды; первые социальные институты помощи; средневековые нормы; идеи гуманизма эпохи Просвещения; основные направления общественной помощи; создание национальных систем специального образования.
Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями в западных странах: законодательные документы; интеграция и нормализация; специальное образование в Швеции; кэмпхиллская община; современная стратегия социальной политики.
Создание специальных образовательных учреждений в дореволюционной России: призрение в Киевской Руси: законодательные акты ХУ1-ХУП вв.; законодательные акты XVIII в.; открытие первых специальных учебно-воспитательных учреждений; развитие специального образования во второй половине XIX - начале XX вв.
Развитие советской системы специального образования: специальное образование — часть государственной образовательной политики в 20—30-е гг.; особенности развития системы специального образования в 50—60-е гг.; государственная система специального образования в 70—80-е гг.; государственная система специального образования в 70—80-е гг.
Современный этап развития системы. Модернизация. Основные направления и их характеристика.
Философия как методологическая основа специальной педагогики и психологии: Мировоззренческие аспекты в специальной педагогике и психологии; воззрения великих мыслителей на здоровье и воспитание; философские концепции отклонений; идеи современной западной философии; отечественные философы о проблемах специального образования; направления построения новой парадигмы специальной педагогики и психологии.
Специальная психология с практикумом
Цель дисциплины:Познакомить студентов с основными медико-психолого-педагогическими, научно-организационными аспектами обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-2, ОП-3, ПК-11.
Место дисциплины в учебном плане:Цикл ОН, вариативная часть, дисциплина осваивается в 1 семестре.
Содержание дисциплины:
Место специальной педагогики в структуре общей педагогики
Понятие нормы и отклонения в интеллектуальном, сенсорном, эмоционально-волевом, психомоторном развитии детей и подростков в современной специальной педагогике.
Система специальных педагогических наук. Связь специальной педагогики с другими науками. Объект и предмет специальной педагогики. Основная цель и задачи ее изучения.
Основные термины и понятия специальной педагогики: абилитация, компенсация, коррекция, реабилитация, адаптация).
2. Современная образовательная система специальной педагогики
Структура системы специального образования. Законодательные акты РФ об общем и специальном образовании. Традиционные и альтернативные специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Традиционная и интеграционная формы обучения.
Образовательный урок – основная форма обучения детей и подростков с отклонениями в развитии. Коррекционно-развивающая направленность образовательного урока. Комплексные коррекционные занятия.
Адаптация общепедагогических принципов и технологии при обучении детей с проблемами в развитии. Инновационные методики преподавания в системе специальных (коррекционных) учреждений. Специальные коррекционные занятия и проблема социализации.
3. Теория и практика обучения детей с проблемами в развитии
Идея комплексного развития ребенка и подростка с нарушением в интеллектуальной, сенсорной, двигательной, речевой сферах – основа для разработки новой современной концепции образования.
Творчество как исходная идея процесса воспитания в условиях специального (коррекционного) учреждения. Сотворчество.
Индивидуально ориентированные маршруты воспитания и развития. Коррекция и компенсация. Социализация ребенка с проблемами в развитии в обществе. Воспитание адекватной оценки к своему отклонению в развитии. Формирование норм поведения в условиях сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной депривации. Социально-культурные навыки. Жизненно важные навыки.