Знакомство с книжной культурой, детской литературой, пониманияна слух текстов различных жанров детской литературы
Обеспечение развития первичных представлений:
о чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в обычных и необычных обстоятельствах, окружающем мире;
о том, что книга является результатом деятельности писателя, художника и работников типографии.
Создание условий для приобретения опыта:
- сравнения одинаковых тем, сюжетов в разных произведениях (втом числе делать обобщения и выводы);
- установления в содержании прочитанного коллизий и конфликтовперсонажей, способов их разрешения, соотнесения содержания прочитанного с личным опытом;
- понимания значения некоторых средств выразительности;
- стилистических особенностей литературного языка;
- положительного реагирования на предложение чтения произведений больших форм (чтение с продолжением);
- эмоционально-речевого общения и обсуждения прочитанного иувиденного в жизни.
Методическое сопровождение
- Т.Р.Кислова По дороге к азбвке - рабочая тетрадьМ.: «БАЛАСС» 2014
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: Совершенство, 2013г.
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи детей с 5 до7 лет. – М.: Совершенство, 2014г.
- Максимов А.А, Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение,1993
- Т.Р.Кислова По дороге к азбвке К частям 3 и 4 – М.: «БАЛАСС» 2010г.
- В.В.Волина Занимательное азбуковедение –М. «Прсвещение»1998г.
Развитие речи .
Перспективное планирование
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
сентябрь | Пересказ сказки «Лиса и козёл» | Составление рассказа по картине «В школу» | Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта. | Коллективное составление рассказов |
октябрь | Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» | Составление рассказов по картинам из серии «Домашние животные» | Составление рассказов на тему «Первый день Тани в детском саду» | Составление рассказов на заданную тему |
ноябрь | Сочинение сказки на тему «Как ёжик выручил зайца» | Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» | Сравнение и описание предметов | Составление по картине «Лиса с лисятами» |
декабрь | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» | Составление рассказов по картине «Вот так покатался!» | Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» | Составление описательного рассказа на тему «Моя картина» |
январь | Каникулы | Пересказ сказки «У страха глаза велики» | Придумывание рассказа на тему «Как Миша варежку потерял» | Рассказывание по картине «Дети севера» |
февраль | Рассказывание по картине. Дифференциация звуков. | Рассказывание по серии сюжетных картин | Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке» | Описание предметных картинок. Уточнение обобщающих понятий. |
март | Рассказывание по сюжетным картинкам | Рассказывание по серии сюжетных картин | Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 марта». Рассказывание на тему из личного опыта | Пересказ рассказа М.Пришвина «Ёж». Рассказывание на тему из личного опыта. |
апрель | Пересказ сказки Л.Н.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…» | Придумывание сказки на заданную тему | Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» | Рассматривание пейзажной картины |
май | Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками» | Пересказ рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг» | Рассказывание по картине | Подбор синонимов и антонимов. Рассказывание на заданную тему |
По дороге к азбуке.
Перспективное планирование.
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
сентябрь | Звук [Л ] | Звук [ Л, ] | Звуки [л, ] – [ й,] | Звуки [в] и [ в, ] |
октябрь | Стартовая диагностика | Звуки [ в ] – [ ф ], [ в, ] – [ ф, ]. Звонкие и глухие согласные. | Звук [ ч,] | |
ноябрь | Звук [ щ, ] | Звуки [ч, ] – [ щ, ] | Звуки [б ] – [ б, ] | Звуки [ б ] – [ п], [ б, ] – [ п, ] |
декабрь | Звуки [ д ] и [ д, ] | Звуки [д ] – [ т ], [ д,] – [т, ] | Звук [с ] | Звук [ с,] |
январь | Каникулы | Звук [ц] | Звуки [ц ] – [ с ], [ ц ] – [ ч, ] | |
февраль | Звуки [г] и [ г, ] | Звуки [ г ] – [ к ], [ г,] – [ к, ] | Звук [з] | Звук [з, ] |
март | Звуки [ з ] – [ с ], [ з, ] – [ с, ]. Свистящие согласные звуки. | Звук [ш ] | Звуки [ ш ] – [ с ], [ ш ] – [ щ, ] | Звук [ж ] |
апрель | Звуки [ ж ] – [ з ], [ ж ] – [ ш ]. Шипящие согласные звуки | Звук [ р ] | Звук [ р, ] | Звуки [ р] – [ л ], [ р, ] – [ л, ] |
май | Страна Азбука | Повторение | Итоговая диагностика |
К концу года дети могут:
° Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
° Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
° В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
° Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
° Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
° Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Методическое сопровождение:
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим с литературой детей 3-7 лет: Методические рекомендации. Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Перспективное планирование
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4/5 недели | |
сентябрь | Стартовая диагностика детей | УНТ. Прибаутки «Братцы, братцы!..», «Федул, что губы надул?) «Ты пирог съел?» | М. Волошин «Осенью». | УНТ. Песенки «Лиса рожью шла», «Чигарики - чок - чигарок» | |
октябрь | «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева) | Заучивание наизусть. А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало» | X. К.Андерсен. «Дюймовочка» | К.Паустовский «Теплый хлеб» | |
ноябрь | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | М. Пришвин. «Курица на столбах» | «Волк и Лиса» (обр. И.Соколова-Микитов) | С.Есенин. «Пороша» | |
декабрь | «Айога» (нанайск., обр. Д.Нагишкина) | Заучивание наизусть. И.Суриков.«Зима» | А.С. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя...» | Сказка В. Даль «Старик – годовик». | |
январь | Каникулы | Каникулы | Обрядовые песни «Коляда, коляда! А бывает коляда…», «Как пошла коляда», «Коляда, коляда, ты подай пирога». | П.Ершов. «Конек-Горбунок» | |
Февраль | П.Ершов. «Конек-Горбунок» (продолжение) | Заучивание наизусть. С.Есенин. «Береза» | С.Алексеев. «Первый ночной таран» | «Добрыня и Змей» (пересказ П. Колпаковой) | |
март | Заучивание наизусть. Ф.Тютчев. «Зима недаром злится» | Ш. Перро. «Мальчик с пальчик» (пер. Б.Дехтерева) | «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» (обр.К.Ушинского) | К. Драгунская «Лекарство от послушности». | В.Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.) |
апрель | Заучивание наизусть.Я.Аким «Апрель» | Ф.Тютчев. «Весенние волы» | Н.Носов. «Бобик в гостях у Барбоса» | Х.К.Андерсен. «Гадкий утенок» | |
май | Заучивание наизусть. Е.Благинина. «Шинель» | Д.Хармс. «Иван Торопышкин» | Диагностика готовности к школе |
К концу года дети могут
° Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что...»).
° Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки.
° Называть двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
° Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.