Диагностика психологического климата в классе (на основе методики И.М. Юсупова)
Для выявления психологического климата можно предложить учащимся класса следующее задание. Каждый ученик дает оценку взаимоотношениям в классе на специальном бланке.
Для 14 утверждений, данных слева, цифра 7 означает – это происходит всегда, 6 – в большинстве случаев, 5 – достаточно часто.
Для утверждений, данных справа: 1 – всегда, 2 – в большинстве случаев, 3 – достаточно часто;
Цифра 4 означает, что трудно согласиться с «левым» или «правым» утверждением.
В каждой строчке надо обвести одну цифру, потом их сумму разделить на 14. Полученный коэффициент будет характеризовать субъективное восприятие учеником психологического климата в классе. Для получения объективной характеристики психологического климата нужно определить средний арифметический коэффициент. Для этого нужно суммировать индивидуальные коэффициенты учеников, участвовавших в обследовании, и разделить на количество этих участников.
Если полученный коэффициент колеблется от 1 до 3,5 – в классе неблагоприятный психологический климат.
При коэффициенте от 3, 6 до 5, 4 – психологический климат неустойчив: настроение колеблется, нет эмоционального единства, коллектив не достаточно развивается.
При значении от 5, 5 до 7 – в классе мажорный психологический климат, с классом будет интересно и радостно работать.
Лист ответов к методике
В классе преобладает жизнерадостное настроение | Преобладает пессимистический тон | |||||||
Доброжелательность в отношениях, взаимная симпатия | Конфликты, агрессивность, антипатии | |||||||
Между группировками – взаимопонимание и расположение | Группировки внутри класса конфликтуют между собой | |||||||
Ученикам нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Ученики сторонятся участия в совместных делах, неконтактны | |||||||
Успехи и неудачи одноклассника вызывают активное соучастие других | Ученики равнодушны к судьбе одноклассника | |||||||
Взаимоотношения отличаются поддержкой, критика доброжелательна, замечания высказываются с добрыми намерениями | Ученики злорадствуют по поводу неудач другого, критика в виде явных и скрытых выпадов | |||||||
Ученики уважают мнение друг друга | Ученики нетерпимы к мнению одноклассника | |||||||
В трудных случаях класс выступает по принципу « один за всех и все за одного» | В трудных случаях класс «раскисает», становится растерян | |||||||
Новичкам класс помогает освоиться | К новичкам нередко проявляется враждебность | |||||||
Успехи и неудачи класса каждым переживаются как собственные | Успехи и неудачи класса не находят отклика у каждого ученика | |||||||
Класс активен, полон энергии | Класс пассивен, инертен | |||||||
Класс быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Класс невозможно поднять на совместное дело | |||||||
В классе справедливое отношение ко всем | В классе есть привилегированные и пренебрегаемые | |||||||
Поощрение всего класса вызывает чувство гордости у всех | К похвалам и поощрениям коллектива все относятся равнодушно |
2. Методика «Какую профессию выбрать?»
Психолог Е.А. Климов разделил все профессии на пять групп:
– первая группа – профессии типа «человек-природа», например, лесовод, агроном, биолог;
– вторая группа «человек-техника», например, слесарь, механизатор, монтажник;
третья группа – «человек-человек», например, педагог, медсестра, администратор;
– четвертая группа – «человек-знаковая система», например, стенографистка, оператор ЭВм, математик;
– пятая группа – «человек – художественный образ», например, ювелир, фотограф, художник.
Ответив на следующие вопросы, вы можете определить, какой тип профессий предпочитаете. Нравится ли вам занятие, о котором говорится в левой части вопроса (колонка а), или нет? Долго раздумывать не надо, лучше полагаться на первое непосредственное чувство.
Если скорее нравится, поставьте в нужной клеточке таблицы 2 знак «+». Если определенно нравиться – два плюса, очень нравиться – три плюса. Если скорее не нравится, чем нравится, – один минус, если определенно не нравится – два, очень не нравиться – три.
Так же надо поступить и со второй половиной вопроса (колонка б). Не забудьте, что одну из половин нужно обязательно предпочесть. Затем подсчитайте в каждом столбике таблицы суммы плюсов и минусов.
Наибольшая сумма укажет на предпочтительную для вас группу профессий.
Таблица 1
а или б? | |||
а | б | ||
Ухаживать за животными | Обслуживать машины и приборы | ||
Лечить больных | Составлять программы для ЭВМ | ||
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов | Следить за состоянием, развитием растений | ||
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металлы) | Рекламировать, продавать товары | ||
Обсуждать научно-популярные статьи | Обсуждать пьесы, концерты | ||
Выращивать животных | Помогать товарищам в работе, спорте | ||
Настраивать музыкальные инструменты | Управлять трактором, тепловозом и т.п. | ||
Давать людям информацию (в справочном бюро, на экскурсии) | Оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов | ||
Ремонтировать вещи, изделия | Искать и исправлять ошибки в текстах, рукописях, рисунках | ||
Лечить животных | Выполнять вычисления, расчеты | ||
Выводить новые сорта растений | Конструировать машины, проектировать дома | ||
Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять | Разбираться в чертежах и схемах | ||
Наблюдать за работой художественной самодеятельности | Изучать жизнь микробов | ||
Налаживать медицинские приборы | Оказывать людям медицинскую помощь | ||
Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях | Художественно описывать события | ||
Делать лабораторные анализы в больнице | Осматривать больных, назначать лечение | ||
Красить стены, расписывать изделия | Монтировать здания, собирать машины | ||
Организовывать культпоходы, экскурсии | Участвовать в концертах | ||
Изготовлять детали, строить здания | Чертить, копировать карты | ||
Бороться с болезнями растений | Работать на пишущей машинке |
Таблица 2
Природа | Техника | Человек | Знаковая система | Художественный образ |
1 а | 1б | 2 а | 2 б | 3 а |
3 б | 4 а | 4 б | 5 а | 5 б |
6 а | 6 б | 7 а | ||
7 б | 8 а | 8 б | ||
9 а | 9 б | |||
10 а | 10 б | |||
11 а | 11 б | 12 а | 12 б | 13 а |
13 б | 14 а | 14 б | 15 а | 15 б |
16 а | 16 б | 17 а | ||
17 б | 18 а | 18 б | ||
19 а | 19 б | |||
20 а | 20 б |
3. Методика «Отношение к нравственным нормам поведения»
Ниже дано описание различных (нравственных) жизненных ситуаций. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них?
Из предложенных ответов выберите тот, который совпадает с вашей точкой зрения (запомните под какой он буквой), или запишите вариант
1. Во время каникул, когда вы собирались отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил привести в порядок учебный кабинет. Как вы поступите?
а) скажите, что вы согласны помочь, и отложите свой отъезд,
б) соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день,
в) пообещаете выполнить работу после возвращения,
г) посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе,
д) или ..
2. Вам дали поручение, которое вам не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как вы поступите?
а) добросовестно выполните поручение,
б) привлечете к выполнению поручения товарищей,
в) попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение,
г) найдете повод для отказа,
д) или …
3. Вы случайно услышали, что группа одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?
а) постараетесь объяснить ребятам свое поведение,
б) переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь,
в) сделаете вид, что ничего не слышали,
г) скажите ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие,
д) или …
4. В трудовом лагере во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как вы поступите?
а) будите, превозмогая боль, выполнять норму как все,
б) обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму,
в) попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую,
г) оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать,
д) или …
5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?
а) потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего,
б) разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения,
в) выразите соболезнование тому, кого обидели,
г) сделаете вид, что вас не касается,
д) или …
6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб другому или причинили зло другому человеку. Как вы поступите?
а) сделайте все возможное для устранения зла, ущерба,
б) извинитесь, объясните пострадавшему, что вы не хотели этого,
в) постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты,
г) свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват,
д) или …
Если в ваших ответах варианты:
«а» – это свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам;
«б» – это отношение активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы);
«в»– отношение пассивное и недостаточно устойчивое;
«г» – отношение отрицательное, неустойчивое.
Приложение 3