Бхакти / Bhakti | Балет Мориса Бежара на традиционную индийскую музыку. 1968г
Описание: Снятый в Индии фильм, в котором танцовщики бежаровского "Балета ХХ века" в танце рассказывают истории из индийской мифологии. Три истории и три главных героя.
Рама, инкарнация Вишну.
Его любовь к Сите, символу чистоты, воспета в знаменитой поэме Рамаяна. (Танцуют Жерминаль Ксадо и Майна Гилгуд)
Кришна, другая инкарнация Вишну.
Бог молодости и красоты, играющий на волшебной флейте. Он также - "Учитель", тот, кто говорит в Бхагавад Гите.(Танцуют Таня Бари и Хорхе Донн)
Шива
Бог разрушения. Бог танца. Его жена, Шакти, ничто иное как его витальная энергия, которая исходит от него и возвращается к нему, неподвижная и находящаяся в вечном движении. (Танцуют Пабло Бортолуцци и Хитоми Асакава)
Ханс ван Манен: Хореограф, танцовщик.
Родился в городке Ньиве-Aмстел. Начал заниматься балетом в студии Сони Гаскель (Sonia Gaskell) в Амстердаме, а в 1951-м был принят танцовщиком в ее балетную труппу. Его дебютом стал балет Feestgericht. C 1973 по 1987 год был хореографом Голландского национального балета. В 1988 стал хореографом Голландского театра танца (Nederlands Dans Theater). Поставил 120 балетов, среди которых Мутации (Mutations, 1970), Адажио для клавесина (Adagio Hammerklavier, 1973), Четыре пьесы Шумана (Four Schuman Pieces, 1975), Голос (Voice, 1986). Лауреат приза Сони Гаскель, приза германского балета, приза Джино Тани, приза Эразма Роттердамского (Erasmus Prize, 2000).
Ролан Пети родился 13 января 1924 г. в Париже, в семье владельца небольшого бистро. Когда ему было двенадцать лет, его мать, итальянка Роз Репетто, разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына. Ролан Пети с детства проявлял интерес к искусству, увлекался декламацией, рисованием, кино. Его отец, по совету одного из посетителей бистро, отдал Ролана в балетную школу Парижской Оперы, когда тому было девять лет. В училище Пети учился у известного педагога Гюстава Рико (Gustave Ricaux), его одноклассниками были известные в последствии Жан Бабиле (Jean Babilée) и Роже Фенонжуа (Roger Fenonjois). Пети также посещал частные уроки русских педагогов Любови Егоровой, Ольги Преображенской, мадам Рузанн.
Ролан Пети Хореограф-постановщик
Учился в Школе Парижской национальной оперы. В 1940 г. был принят в труппу театра, но в 44-м покинул ее, чтобы ставить собственные спектакли в театре Сары Бернар. В 1945 г. создал независимую балетную труппу "Балет Елисейских полей", где до 1947 г. был премьером и хореографом. В 1948 г. создал труппу "Балет Парижа".
В 50-е гг. прошлого века Пети работал в Голливуде. Он изучил бродвейские мюзиклы, послевоенное американское музыкально-танцевальное кино. Ставил остродраматические сюжетные балеты с элементами экспрессионизма и программы для мюзик-холлов и казино, снимал фильмы-балеты. Для фильма "Ганс Христиан Андерсен" (1951 г.) поставил балет "Русалочка". Поставил танцы в фильмах "Папа, длинные ноги" (1954 г.), "Хрустальный башмачок" (1954 г.), "Все сойдет" (1955 г.), "Фоли-Бержер" (1956 г.) и "Очаровательные мальчишки" (1957 г.). В 1960 г. вышел фильм-балет "Черные трико", состоящий из балетов Пети "Пожирательница бриллиантов", "Сирано де Бержерак", "Траур на 24 часа" и "Кармен".
В 1959 г. на сцене театра "Альгамбра" показал свой первый большой балет – "Сирано де Бержерак". В 1965 г. поставил в Парижской опере балет "Собор Парижской Богоматери". Был также приглашен на должность руководителя балетной труппы Оперы, однако быстро оставил эту должность. Пети поставил несколько балетов для театра Сэдлерс Уэллс (ныне Королевский балет Ковент Гарден), для Королевского Датского балета и других трупп.
В 1972-1988 гг. был художественным руководителем Национального балета Марселя. Сейчас работает с различными коллективами.
Среди постановок:
"Поль и Виржиния" на музыку А. Соге (1943 г.)
"Орфей и Эвридика" на музыку С. Франка (1944 г.)
"Бродячие комедианты" на музыку А. Соге(1945 г.)
"Встреча" ("Рандеву") на музыку Ж. Косма (1945 г.)
"Юноша и Смерть" на музыку И. С. Баха (1946 г.)
"Бал прачек" на музыку В. Дюка (1946 г.)
"Девушки ночи" на музыку Ж. Франсе (1948 г.)
"Кармен" на музыку Ж. Бизе (1949 г.)
"Пожирательница бриллиантов" на музыку Ж.-М. Дамаза (1950 г.)
"Траур на 24 часа" на музыку М. Тирье (1953 г.)
"Волк" на музыку А. Дютийе (1953 г.)
"Комната" на музыку Ж. Орика (1955 г.)
"Сирано де Бержерак" на музыку М. Констана (1959 г.)
"Песни Мальдорора" на музыку М. Жарра (1962 г.)
"Собор Парижской Богоматери" на музыку М. Жарра (1965 г.)
"Похвала Глупости" на музыку М. Констана (1966 г.)
"Потерянный рай" на музыку М. Констана (1967 г.)
"Турангалила" на музыку О. Мессиана (1968 г.)
"Зажигайте звезды!" на музыку С. Прокофьева, Д. Шостаковича, М. Мусоргского (1972 г.)
"Балет Пинк Флойд" (1972 г.)
"Гибель розы" на музыку Г. Малера (1973 г.)
"Арлезианка" на музыку Ж. Бизе (1974 г.)
"Фантастическая симфония" на музыку Г. Берлиоза (1975 г.)
"Септантрион" на музыку М. Констана (1975 г.)
"Коппелия" Л. Делиба (1975 г.)
"Нана" на музыку М. Констана (1976 г.)
"Пиковая дама" на музыку П. Чайковского (1978 г.)
"Летучая мышь" на музыку И. Штрауса (1979 г.)
"Призрак Парижской Оперы" на музыку М. Ландовски (1980 г.)
"Возлюбленные Франца" на музыку Ф. Шуберта (1981 г.)
"Грозовой перевал" на музыку М. Ландовски (1982 г.)
"Времена года" на музыку А. Вивальди (1984 г.)
"Голубой ангел" на музыку М. Констана (1985 г.)
"Союз Рая и Ада2 на музыку А. Зойда (1985 г.)
"Кот в сапогах" на музыку П. Чайковского (1985 г.)
"Весь Сати" на музыку Э. Сати (1988 г.)
"Влюбленный бес" на музыку Г. Яреда (1989 г.)
"Спящая красавица" на музыку П. Чайковского (1990 г.)
"Моцарт и танец" на музыку В. А. Моцарта (1991 г.)
"Грустный вальс или Возвращение лебедей" на музыку Я. Сибелиуса (1992 г.)
"Дикс, или Эрос и Смерть" на музыку А. Берга, П. Хиндемита, А. Шенберга, И. Стравинского, К. Вайля, Б. А. Циммермана (1993 г.)
"Пассакалья" на музыку А. Веберна (1994 г.)
"В ритме вальсов" на музыку И. Штрауса (1994 г.)
"Камера обскура" на музыку А. Шенберга (1994 г.)
"Гепард" на музыку В. Беллини, Л. Керубини (1995 г.)
"Шери" на музыку Ф. Пуленка (1996 г.)
"Болеро" на музыку Л. Ван Бетховена (1996 г.)
"Лебединое озеро и его колдовская сила" на музыку П. Чайковского, Э. Косма (1998 г.)
"Клавиго" на музыку Г. Яреда (1999 г.)
"Балет на музыку Дюка Эллингтона" (2001 г.)
"Пиковая дама" на музыку П. Чайковского (2001 г.)
"Преступления флакона "Ивресс" на музыку Р. Галльяно (2002 г.)
В Большом театре поставил балеты "Гибель розы" (1973 г.), "Сирано де Бержерак" (1988 г.), "Пиковая дама" (2001 г.), "Пассакалья" (2001 г.), "Собор Парижской Богоматери" (2003 г.).
Опубликовал воспоминания "Я танцевал на гребне волн" (1993) и "Вместе с Нуреевым" (1998).
Награды
Кавалер Ордена за заслуги в области литературы и искусства (1962 г.)
Кавалер Ордена Почетного Легиона (1974 г.)
Лауреат Национальной премии Франции в области литературы и искусства (1975 г.)
Офицер Ордена за заслуги в области литературы и искусства (1978 г.)
Лауреат Премии Бурнонвиля (1981 г.)
Лауреат Государственной премии России (2003 г.)
Пол Тейлор
«Я получаю энергию, как мне кажется, от неуверенности в собственных силах, боязни потерпеть неудачу».
В 1952 году 22-летний юноша с атлетическим сложением и минимальной танцевальной подготовкой выиграл стипендию для участия в ADF (American Dance Festival). Мощно сложенный, он немедленно привлек внимание танцевальных гигантов: Martha Graham, Josе Limоn, и Doris Humphrey. Это молодой танцовщик обладал представительностью, уникальным талантом и удивительной манерой двигаться. Он был приглашен присоединиться к Martha Graham Dance Company, где начал свою профессиональную карьеру. Будучи солистом Martha Graham Dance Company, он собрал свою собственную танцевальную компанию и в течение всей длинной карьеры, которая последовала за этим, его компания стала одной из лучших танцевальных труп Америки. Сегодня многие критики признают Пола Тейлора лучшим из живущих хореографов.
Рожденный в Wilkinsburg в 1930, Пол Тейлор имел бурное и одинокое детство, почти брошенный родителями. После обучения в Syracuse University по специальности рисование и плавание, он начал обучаться танцу. Двумя годами позже он присоединился к Martha Graham Dance Company, где он танцевал в спектаклях "Clytemnestra" (1958), "Alcestis" (1960) и "Phaedra" (1962). Еще будучи в трупе Марты Грем, он танцевал в постановках других знаменитых современных хореографов, таких как Merce Cunningham и George Balanchine. Но это было уже в составе его собственной танцевальной трупы, основанной им в 1954 году, с которой он внес самый значительный вклад в развитие современного танца.
В середине пятидесятых, когда Нью-Йорк самоутверждался как главный культурный центр искусств, развивающийся талант Пола Тейлора становился все более заметным. Возбужденный экспериментами в искусстве своего времени, он подружился с художниками Robert Rauschenberg и Jasper Johns и способствовал продвижению их искусства. Используя жесты и позы «улиц», работы Тейлора отражают красоту и трогательность общества. В своих ранних пьесах он строил хореографию на самых простых жестах, таких как взгляды на часы и ожидание автобуса. Человек, однажды увидевший эти простые жесты вырванными из контекста, навсегда понимал ценность и красоту повседневной жизни. Для Пола Тейлора танец – первый шаг к возвращению зрителя на улицу, чтобы увидеть и понять красоту простых движений.
В течение 50-х, 60-х и 70-х он поставил одни из самых известных и возбуждающих танцевальных спектаклей современности. "Duet" (1957) – был экспериментальной пьесой, в которой Пол Тейлор стоял рядом с полулежащей женщиной в уличной одежде и ни один из них не двигался. Эта 4-х минутная пьеса была дистилляцией базовых элементов танца, привлекая внимание позами и взаимосвязью человека и пространства. Подобно другим артистам своего времени, экспериментировавшими с минималистскими формами искусства, ломка рамок была для Пола Тейлора лишь стартовой площадкой для экспериментов. Его поздние работы объединяли эти минималистские перформансы с балетом. Самыми известными его постановками стали "Three Epitaphs" (1956), "Orbs" (1966), "The Book of Beasts" (1971), и "Airs" (1978). Его "Aureole" (1962) – одна из самых известных и уважаемых постановок своего времени за ее грацию и техническую сложность. Характерной чертой постановок Пола Тейлора является комбинирование тонкости балета и спонтанности ежедневного жеста, что и сделало его такой мощной силой в современном танце. Не танцуя больше, он посвятил последние два десятилетия управлению собственной компанией и обучению нового поколения танцоров строгости и красоте танца. Сейчас он продолжает искать вдохновение на улице и в студии. Для него наблюдение за движением танцоров и ответная реакция на эти движения являются базовой частью работы. Таким образом, хореография становится одновременно индивидуальным и коллективным опытом. Среди танцоров, прошедших через его компанию к созданию своих собственных были Laura Dean, Twyla Tharp, Dan Wagoner и Senta Driver. Благодаря этим ученикам и продолжающимся постановкам в его компании работы Пола Тейлора продолжают вдохновлять людей во всем мире.
Анна Тереза де Кеерсмакер,
одна из самых выдающихся современных европейских хореографов, училась в Мудра (MUDRA) в Брюсселе, школе при La Monnaie и Балете Мориса Бежара XX века, а позже в Школе Искусств Tisch в Нью-Йор ке. В Университете Нью-Йорка сделала своё первое соло на музыку Стива Ричи (Steve Reich). Когда она вернулась из Штатов в 1983 г. создала свою собственную труппу Роза (Rosas) и создала проект Rosas danst Rosas, который принес труппе международное признание.
Совместно с Rosas и Брюссельской Королевской Оперой De Munt/La Monnaie Анна Тереза Дэ Кирсмэкер открыла новую международную школу современного танца, в которой более 50 преподавателей в течение 3 лет обучают 60 студентов из 25 стран.