Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот
Трезвучия S и D находятся в секундовом соотношении, не имеют общих звуков и поэтому соединяются только мелодически. Бас движется на ступень вверх, а три верхних голоса – вниз, противоположно басу, в ближайший звук аккорда. Расположение не меняется.
Построить соединения трезвучий в секундовом соотношении:
Соединение всех главных трезвучий лада в последовательности T-S-D-T образует полный оборот.
ЗАДАНИЯ
1.Построить и соединить аккорды гармонически:
2.Выполнить гармонически в тесном и широком расположении соединения T – D,
D – T, T – S, S - T в минорных и мажорных тональностях, выбранных самостоятельно:
3.Построить и соединить аккорды мелодически в тесном и широком расположении:
4.Выполнить мелодически в тесном и широком расположении соединения T – D,
D – T, T – S, S – T, S – D в минорных и мажорных тональностях, выбранных самостоятельно:
5. НА ФОРТЕПИАНО:
· Начиная от шести возможных вариантов изложения трезвучий, играть гармонические соединения T – D, D – T, T – S, S - T в тональностях F, Es, B, h, d, fis.
· Играть соединение S – D в тональностях E, H, C, b, e, f.
· Гармонизовать сопрано:
1. 2. 3. 4.
· Гармонизовать по крайнему двухголосию:
1. 2.
· Играть построения по цифровке в тональностях от двух до пяти знаков:
а) 24 3T – S | T – S | Dʺ |T ʺ ||
б) 34 3Tʺ – D | Tʺ – S | Dʺʹ | T – S – T ||
в) 34 3t – s – t | D – t – s | tʺ - D | tʺʹ ||
г) 34 t – D – t | s – D t | D – t - s | tʺ - D | tʺʹ ||
· Гармонизовать данные примеры, играя в тесном и широком расположении, применяя необходимые способы соединения:
6. АНАЛИЗИРОВАТЬ:
· М. Глинка. «Руслан и Людмила», III д., «Персидский хор»;
· И. Бах. Хоралы 22, 32, 93, 143, 312;
· Л. Бетховен. Соната для фп. № 2 A-dur, III ч. (такты 1 – 8);
· Л. Бетховен. Соната для фп. № 3 C-dur, II ч. (такты 1 – 11).
7. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
IV. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ
Перемещением называется повторение аккорда с изменением его мелодического положения и возможным изменением расположения. При перемещении в мелодии возникает движение по звукам аккорда. Перемещение позволяет поддерживать мелодическое и ритмическое движение без смены аккордов. Перемещение применяется от сильной доли к следующей слабой. При перемещении одного аккорда возможны скачки в любом голосе.
Виды перемещений трезвучий:
1. Косвенное: бас и тенор – на месте, альт и сопрано в одном направлении (обращение интервала между альтом и сопрано). Расположение меняется.
2. Противоположное: бас и альт на месте, сопрано и тенор движутся противоположно, перемещаются в соседние звуки аккорда. Расположение меняется: при восходящем движении мелодии – из тесного в широкое, при нисходящем – из широкого в тесное.
3. Прямое: сопрано, альт и тенор перемещаются в одном направлении в ближайшие звуки аккорда. В мелодии – ходы на терцию или кварту.
1. 2. 3.
ЗАДАНИЯ
1. Выполнить письменно косвенное, прямое и противоположное перемещение данных трезвучий:
1. 2. 3.
2. Построить примеры косвенного, прямого и противоположного перемещения главных трезвучий в тональностях от двух до пяти знаков:
НА ФОРТЕПИАНО:
1. Играть перемещения главных трезвучий от шести положений трезвучия, используя три вида перемещений.
2. Играть полный оборот с перемещением каждого аккорда T-T-S-S-D-D-T (без смены расположения; соединение гармоническое).
3. Играть гармонические последовательности в тональностях с тремя ключевыми знаками:
ü 1T – 3T | 1S – 3S| D – D | 5T ||
ü 3T – 5T | 1S– 3S| D – D | T ||
ü 1T – 5T | 1S – 5S | D - 5D | 3T ||
ü 3D – 5D | 3T –S | 5T ||
4. Играть секвенции по б.2 и родственным тональностям вверх и вниз:[1]
1. 2.
5. Гармонизовать следующие фразы:
1. 2.
6. Играть и перемещать трезвучия по крайнему двухголосию:
В духе фанфар Плавно
Проанализировать перемещения аккордов в следующих произведениях:
1. М.Глинка. Романс «Ах ты, душечка, красна девица».
2. Ф.Шуберт. Романс «Водный поток» из цикла «Зимний путь».
СКАЧКИ ТЕРЦОВЫХ ТОНОВ
Ход терцового тона первого аккорда к терцовому тону второго аккорда на кварту или квинту называется скачком терцовых тонов. Скачки терцовых тонов возможны при соединении трезвучий кварто-квинтового соотношения.
Скачки терций применяются в сопрано и теноре. При скачке терцовых тонов необходимо менять расположение трезвучий. При восходящем скачке в сопрано первый аккорд строится в тесном расположении, второй – в широком. При нисходящем скачке – наоборот. Соединение гармоническое. Общий тон остаётся на месте в том же голосе. Бас движется в сторону, противоположную скачку.
Скачки в сопрано:
T S D T
В гармоническом миноре возможен только скачок на ум.4 в соединении T и D:
t D
Основное назначение скачков терций в теноре – обеспечить мягкую смену расположения, технически необходимую для последующего голосоведения. При восходящем скачке в теноре первый аккорд строится в широком расположении, второй - в тесном. При нисходящем скачке – тесное расположение меняется на широкое.
Скачки в теноре:
ЗАДАНИЯ
Строить соединения трезвучий со скачками терций в сопрано и в теноре в тональностях до 4-х знаков при ключе: