Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот

Трезвучия S и D находятся в секундовом соотношении, не имеют общих звуков и поэтому соединяются только мелодически. Бас движется на ступень вверх, а три верхних голоса – вниз, противоположно басу, в ближайший звук аккорда. Расположение не меняется.

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Построить соединения трезвучий в секундовом соотношении:

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Соединение всех главных трезвучий лада в последовательности T-S-D-T образует полный оборот.

ЗАДАНИЯ

1.Построить и соединить аккорды гармонически:

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

2.Выполнить гармонически в тесном и широком расположении соединения T – D,

D – T, T – S, S - T в минорных и мажорных тональностях, выбранных самостоятельно:

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

3.Построить и соединить аккорды мелодически в тесном и широком расположении:

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

4.Выполнить мелодически в тесном и широком расположении соединения T – D,

D – T, T – S, S – T, S – D в минорных и мажорных тональностях, выбранных самостоятельно:

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

5. НА ФОРТЕПИАНО:

· Начиная от шести возможных вариантов изложения трезвучий, играть гармонические соединения T – D, D – T, T – S, S - T в тональностях F, Es, B, h, d, fis.

· Играть соединение S – D в тональностях E, H, C, b, e, f.

· Гармонизовать сопрано:

1. 2. 3. 4.

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

· Гармонизовать по крайнему двухголосию:

1. 2.

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

· Играть построения по цифровке в тональностях от двух до пяти знаков:

а) 24 3T – S | T – S | Dʺ |T ʺ ||

б) 34 3Tʺ – D | Tʺ – S | Dʺʹ | T – S – T ||

в) 34 3t – s – t | D – t – s | tʺ - D | tʺʹ ||

г) 34 t – D – t | s – D t | D – t - s | tʺ - D | tʺʹ ||

· Гармонизовать данные примеры, играя в тесном и широком расположении, применяя необходимые способы соединения: Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

6. АНАЛИЗИРОВАТЬ:

· М. Глинка. «Руслан и Людмила», III д., «Персидский хор»;

· И. Бах. Хоралы 22, 32, 93, 143, 312;

· Л. Бетховен. Соната для фп. № 2 A-dur, III ч. (такты 1 – 8);

· Л. Бетховен. Соната для фп. № 3 C-dur, II ч. (такты 1 – 11).

7. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

IV. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ

Перемещением называется повторение аккорда с изменением его мелодического положения и возможным изменением расположения. При перемещении в мелодии возникает движение по звукам аккорда. Перемещение позволяет поддерживать мелодическое и ритмическое движение без смены аккордов. Перемещение применяется от сильной доли к следующей слабой. При перемещении одного аккорда возможны скачки в любом голосе.

Виды перемещений трезвучий:

1. Косвенное: бас и тенор – на месте, альт и сопрано в одном направлении (обращение интервала между альтом и сопрано). Расположение меняется.

2. Противоположное: бас и альт на месте, сопрано и тенор движутся противоположно, перемещаются в соседние звуки аккорда. Расположение меняется: при восходящем движении мелодии – из тесного в широкое, при нисходящем – из широкого в тесное.

3. Прямое: сопрано, альт и тенор перемещаются в одном направлении в ближайшие звуки аккорда. В мелодии – ходы на терцию или кварту.

1. 2. 3.

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить письменно косвенное, прямое и противоположное перемещение данных трезвучий:

1. 2. 3.

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

2. Построить примеры косвенного, прямого и противоположного перемещения главных трезвучий в тональностях от двух до пяти знаков:

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

НА ФОРТЕПИАНО:

1. Играть перемещения главных трезвучий от шести положений трезвучия, используя три вида перемещений.

2. Играть полный оборот с перемещением каждого аккорда T-T-S-S-D-D-T (без смены расположения; соединение гармоническое).

3. Играть гармонические последовательности в тональностях с тремя ключевыми знаками:

ü 1T – 3T | 1S – 3S| D – D | 5T ||

ü 3T – 5T | 1S– 3S| D – D | T ||

ü 1T – 5T | 1S – 5S | D - 5D | 3T ||

ü 3D – 5D | 3T –S | 5T ||

4. Играть секвенции по б.2 и родственным тональностям вверх и вниз:[1]

1. 2.

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

5. Гармонизовать следующие фразы:

1. 2.

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

6. Играть и перемещать трезвучия по крайнему двухголосию:

В духе фанфар Плавно

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Проанализировать перемещения аккордов в следующих произведениях:

1. М.Глинка. Романс «Ах ты, душечка, красна девица».

2. Ф.Шуберт. Романс «Водный поток» из цикла «Зимний путь».

СКАЧКИ ТЕРЦОВЫХ ТОНОВ

Ход терцового тона первого аккорда к терцовому тону второго аккорда на кварту или квинту называется скачком терцовых тонов. Скачки терцовых тонов возможны при соединении трезвучий кварто-квинтового соотношения.

Скачки терций применяются в сопрано и теноре. При скачке терцовых тонов необходимо менять расположение трезвучий. При восходящем скачке в сопрано первый аккорд строится в тесном расположении, второй – в широком. При нисходящем скачке – наоборот. Соединение гармоническое. Общий тон остаётся на месте в том же голосе. Бас движется в сторону, противоположную скачку.

Скачки в сопрано:

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

T S D T

В гармоническом миноре возможен только скачок на ум.4 в соединении T и D:

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

t D

Основное назначение скачков терций в теноре – обеспечить мягкую смену расположения, технически необходимую для последующего голосоведения. При восходящем скачке в теноре первый аккорд строится в широком расположении, второй - в тесном. При нисходящем скачке – тесное расположение меняется на широкое.

Скачки в теноре:

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

ЗАДАНИЯ

Строить соединения трезвучий со скачками терций в сопрано и в теноре в тональностях до 4-х знаков при ключе:

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот - student2.ru

Наши рекомендации