Способы проверки ожидаемых результатов

Владение знаниями по программе.

Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Уровень воспитанности и культуры учащихся.

Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Критерии замера прогнозируемых результатов

Педагогическое наблюдение

Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;

участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;

концертную деятельность.

Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)

Педагогические наблюдения.

Открытые занятия с последующим обсуждением.

Итоговые занятия.

Концертные выступления.

Конкурсы, фестивали, смотры.

Способы диагностики и контроля результатов


Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.

Диагностика Основные параметры Период Способ
Первичная степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям сентябрь, октябрь наблюдение
природные физические данные каждого ребенка
уровень развития общей культуры ребенка
Промежуточная высокий уровень исполнения песенного произведения декабрь концертная деятельность; конкурсы, фестивали, смотры
степень развития интеллек-туальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств
уровень развития общей культуры ребенка
Итоговая высокий уровень исполнения песенного произведения май концертная деятельность; конкурсы, фестивали, смотры
степень развития интеллек-туальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств
уровень развития общей культуры ребенка



Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Формы и виды контроля:
1 год обучения

Вид контроля Сроки выполнения
1. 2. 3.   Входящий контроль. Прослушивание Творческий отчёт Участие в концертных мероприятиях школы, конкурсах муниципального уровня сентябрь декабрь январь-май


2 год обучения

Вид контроля Сроки выполнения
1. 2. 3. Зачетное занятие «Песенные жанры фольклора Дагестана» Отчёт полугодовой, годовой Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня ноябрь декабрь в течение года

Основные принципы оценивания:
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:

доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;

положительное отношение к усилиям воспитанника;

конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;

конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок. Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене.
На «положительно» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей.
На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.

Содержание тем программы
I год обучения

1. Вводное занятие.

Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков.
Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми 1 – си1). Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения с вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.
Современная песня – обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Развитие диапазона голоса ми 1 – си 1, «опевание» этой зоны в аспекте формирования смешанного звучания, выравнивания по тембру и силе голоса на основе чистого звуковысотного интонирования от «центрального» звука ля1 вверх и вниз. Обучение умению петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; правильно исполнять ритмический рисунок. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения.

Раскрытие особенностей работы фольклорного ансамбля «Даллай»

2. Вокально-хоровые работы
Пение произведения

Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов).

Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.
Работа над чистотой интонирования по интервалам.
Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.

2.2 Пение учебно-тренировочного материала:

Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.
Вокальные упражнения для правильного формирования звука.

2.3 Пение импровизаций:

Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в

3. Музыкальная грамота

Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.
процессе пения.

2 год обучения

1. Вводное занятие.

Владение своим голосовым аппаратом.
Закрепление знаний о строении голосового аппарата.
Знакомство с основами музыкальной культуры.
2. Вокально-хоровые работы

2.1 Пение произведения

Народная песня – разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста.
Цепное дыхание.
Понятие «легато», «нон легато», «стаккато».
Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам.
Совершенствование правильного дыхания.
Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

2.2 Пение учебно-тренировочного материала:

Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя.
Ритмические упражнения с пением.
Упражнения для расширения диапазона. Формирование чувства ритма и музыкального слуха посредством упражнений, распеваний и работе над вокальными произведениями. Формирование певческого дыхания, дикции и артикуляции. Певческий голос. Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Ритмические упражнения с пением. Упражнения для расширения диапазона.


2.3 Пение импровизаций:
Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы.
Инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения. Образное раскрытие сущности каждой импровизации в упражнениях. Импровизация подголосков к разучиваемым песням. Сочинение небольших мелодий в опоре на характерные интонации. Сочинение ритмических аккомпанементов. Продолжить развитие ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности. Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком.

3. Музыкальная грамота

Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.
процессе пения.

Наши рекомендации